Надгробие Вибиев
Известняк. 2-я пол. I в. до н. э. Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XLIV. 21.

Надгробие Вибиев.

Известняк. 2-я пол. I в. до н. э.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XLIV. 21.

Описание:
Изо­бра­же­ния Пом­пея Вели­ко­го или Цеза­ря из музея Тор­ло­ниа пока­зы­ва­ют, какой высоты реа­ли­сти­че­ской пере­да­чи чело­ве­че­ско­го лица достиг­ло — в луч­ших сво­их образ­цах — порт­рет­ное искус­ство вре­ме­ни позд­ней Рес­пуб­ли­ки и дик­та­ту­ры Цеза­ря. Но было бы ошиб­кой думать, что в пре­дав­гу­стов­ский и ран­не­ав­гу­стов­ский пери­о­ды не суще­ст­во­ва­ло «ста­ро­рим­ско­го» направ­ле­ния. Напро­тив, оно про­дол­жа­ло раз­ви­вать­ся наряду с зарож­даю­щим­ся клас­си­ци­сти­че­ским. Наи­бо­лее типич­ны­ми при­ме­ра­ми его по-преж­не­му оста­ют­ся над­гроб­ные релье­фы, такие, как над­гро­бие Сеп­ти­мия в Нью-Карлс­берг­ской глип­то­те­ке в Копен­га­гене (ранее непра­виль­но счи­тав­ше­е­ся одним из самых ран­них рим­ских над­гро­бий и дати­ро­вав­ше­е­ся II в. до н. э.) или еще более харак­тер­ное над­гро­бие Виби­ев в Вати­кане. В полу­фи­гу­рах мужа и жены — зна­ко­мые нам по более ран­ним над­гро­би­ям тра­ди­ци­он­ные позы и жесты; новым, вне­сен­ным авгу­стов­ской эпо­хой, явля­ет­ся бюст маль­чи­ка, поме­щен­ный с.26 меж­ду роди­те­ля­ми, — рес­пуб­ли­кан­ский порт­рет не знал изо­бра­же­ний детей. Тра­ди­ци­о­нен и харак­тер пере­да­чи лиц: под­черк­ну­то нек­ра­си­вое стар­че­ское лицо муж­чи­ны с глу­бо­ко запав­ши­ми щека­ми и ску­ла­стое, плос­кое лицо жен­щи­ны, к кото­ро­му так не идет новая, мод­ная авгу­стов­ская при­чес­ка с ноду­сом — пуч­ком над лбом. Стиль испол­не­ния это­го релье­фа — жест­кий и сухой — харак­те­рен для «ста­ро­рим­ских» памят­ни­ков ран­ней Импе­рии. Это явный при­знак вырож­де­ния дан­но­го типа рим­ско­го порт­ре­та, теря­ю­ще­го свои при­вле­ка­тель­ные каче­ства досто­вер­ной пере­да­чи живых дета­лей чело­ве­че­ско­го лица, пре­вра­щаю­ще­го­ся, как часто быва­ет на исхо­де како­го-либо пери­о­да в искус­стве, в ака­де­ми­че­ски сухое повто­ре­ние ранее выра­ботан­ных при­е­мов.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 25—26, илл. 28.
Ключевые слова: известняк надгробие надгробный рельеф Вибиев Вибий Вибии Луций Вибий Lucius Vibius Вецилия Хилара Vecilia Hilara Луций Вибий Фелицио Феликс Lucius Vibius Felicio Felix тога супружеская пара чета супруг муж супруга жена супруги мальчик Инв № 2109 XLIV 21 CIL VI 28774 CIL XI 3843 Lucius Vibius Luci filius Tromentina Vecilia mulieris liberta Hilara Lucius Vibius Felicio Felix Vibia Luci liberta Prima