ХРАМ ВЕСТЫ И ДОМ ВЕСТАЛОК
В южной части Священной дороги (Via Sacra), как раз перед Регией (Regia), возвышался храм Весты — один из самых древних и важных храмов Рима.
Вместе с Домом весталок это сооружение составляло единый комплекс (Atrium Vestae), который был, в свою очередь, топографически и функционально соединен с Регией — домом Великого Понтифика (domus publica), отождествляемым с rex sacrorum. Точно так же, как Регия была святилищем, которое вначале являлось местом поклонения личности царя, храму Весты была уготована роль замещения самого главного домашнего очага — из дома царя, «очага государства», представляющего и символизирующего все остальные домашние очаги.
Изначально дочери царя охраняли священный огонь, но со временем их заменила группа весталок — жриц единственного женского жречества в Риме. Шесть весталок должны были поддерживать огонь и совершать другие ритуалы, связанные с семейным культом. Для посвящения в жрицы отбирались девочки от шести до десяти лет, родившиеся в семьях патрициев. Они становились весталками на тридцать лет и на протяжении всего жречества должны были оставаться девственницами.
В случае нарушения этого правила весталку ожидала смертная казнь: ее заживо (кровь весталок не могла быть пролита) хоронили в подземной комнатке земляной насыпи времен Сервия Туллия неподалеку от Коллинских ворот (Porta Collina), на Квиринале. Это место называлось «Злодейским полем». Сообщника наказывали поркой до смерти во время народных собраний. Но, с другой стороны, у весталок было много привилегий: они не подчинялись родительской власти (функции отца выполнял Великий Понтифик), им даровалось значительное состояние, и они имели огромный престиж. Внешне это выражалось в том, что весталки передвигались по городу на повозке, сидели на специальных местах во время спектаклей, и их хоронили в гробницах (скорее всего общих) внутри городских стен. Если приговоренный к казни в день исполнения приговора встречал весталку, ему даровали жизнь.
В древности весь Atrium Vestae был намного меньше дошедшего до наших дней и ориентирован по четырем сторонам света (его остатки можно увидеть и сегодня ниже на 1 метр от уровня времен империи на северной стороне сооружения) (A). Уже тогда храм был окружен оградой, которая соединяла его с Домом весталок. Неизвестно, имела ли ограда типичную круглую форму, но известно, что вход находился всегда на востоке, следуя древнему расположению.
На нынешнем сооружении видны следы последней реставрации, сделанной после пожара в 191 г. н. э., под руководством жены Септимия Севера Юлии Домны (в храме находился священный огонь, и из-за этого часто возникали пожары, которые не раз разрушали здание). Храм стоит на цементном подиуме (диаметр ок. 15 м), облицованном мрамором, к которому примыкали основания, поддерживающие колоннаду из коринфских колонн. Внутри круглого святилища всегда горел священный огонь, и его дым выходил из отверстия, которое находилось в центре крыши конической формы. Часть мраморной конструкции была приподнята пару лет назад за счет использования древних фрагментов, отреставрированных при помощи травертина.
Одна из сложных задач — идентификация penus Vestae, т. е. sancta sanctorum (святая святых), в которую никто не мог входить, кроме весталок. В ней хранились символы империи, которые, согласно легенде, Эней привез с собой из Трои. Самым важным из них был Палладий — античное изображение Минервы. Возможно, penus находился в трапециидальном углублении
На восток от храма находится вход в Дом весталок. Справа на фризе ниши (2), которую когда-то поддерживали две ионические колонны (сохранилась только одна из них), находим надпись о том, что ниша была сооружена на общественные деньги и по указу Сената. Клейма на кирпичах помогают датировать это сооружение эпохой Адриана. Эта ниша — compitum (часовенка на перекрестке) — была посвящена ларам.
Отсюда входим в центральный двор дома (3 — что-то вроде перистиля) по современному мостику, под которым видны остатки более древнего республиканского сооружения (A), ориентированного по-другому. Его пол покрыт мозаикой и мраморной плиткой нерегулярной формы (так называемые «литостроты»). Большой двор с портиками окружают помещения дома, изначально располагавшиеся на нескольких этажах (два этажа сохранились в южной части). Нынешнее сооружение, сделанное из кирпича, представляет собой результат многочисленных изменений, тщательно исследованных. Известно, что Август в 12 г. до н. э. после смерти Лепида стал Великим Понтификом и перенес место священнодействий в собственный дом на Палатинском холме, подарив старое жилье понтифика — domus publica — весталкам. Именно после этого сооружение окончательно вошло в состав Atrium Vestae. В северной части дома, выходящей на Via Sacra (Священную дорогу) можно увидеть остатки сооружения, найденные во время раскопок (B). После пожара Нерона в 64 г. н. э., который разрушил большую часть города, включая храм и атриум Весты, два сооружения (и, возможно, жилье rex sacrorum) были заменены на более высоком уровне до сих пор сохранившимся зданием, которое, несмотря на многочисленные перепланировки, сохранило первоначальную форму и размеры, как и ориентацию, подобно Форуму, по частям света
В центре здания, относящегося к позднему периоду сооружения, находился большой прямоугольный двор, окруженный двухэтажным портиком с колоннами (3). Во дворе располагались три бассейна: два небольших квадратных по бокам и один прямоугольный в центре, который позднее (возможно, в эпоху Константина) был закрыт кирпичной восьмиугольной структурой (4), используемой, по всей вероятности, в садоводческих целях. Под портиком находились статуи многих Великих весталок (virgo vestalis maxima — глава коллегии). Многие из этих статуй и постаментов были найдены сваленными в кучу на западной стороне двора, вероятно для того, чтобы превратить их в известь. Самые красивые из статуй были перевезены в Музей Терм, другие остались на месте вместе с основаниями, но они расположены случайным образом, поскольку неизвестно, как они стояли раньше. К тому же, статуи не соответствуют постаментам. Все надписи относятся к последней фазе сооружения, т. е. к эпохе Септимия Севера и последующим. Это статуи весталок Нумизии Максимиллы (201 г. н. э.), Теренции Флаволы (три статуи, датируемые 209, 213, 215 гг.), Кампии Северины (240 г.), Флавии Мамилии (242 г.), Флавии Публиции (две статуи, 247 и 257 гг.), Коэлии Клавдианы (286 г.), Теренции Руфиллы (две статуи, 300 и 301 гг.) и Коэлии Конкордии (380 г.). Некоторые из них (статуи Кампии Северины, Флавии Мамилии, Теренции Руфиллы и Коэлии Конкордии) не выставлены в атриуме. Кроме того, нельзя не упомянуть про один постамент, датированный 364 г. н. э. и находящийся в южной части двора возле лестницы, которая выводит на Via Nova (Новую дорогу): имя весталки стерто, но можно прочесть его первую букву, латинскую «C». Возможно, эта весталка звалась Клавдией, и про нее писал христианский поэт конца IV в. Пруденций. Она покинула коллегию, чтобы стать христианкой, и ее имя, скорее всего, было стерто язычниками в знак позора.
На восточной стороне находится большое помещение — таблинум — со сводчатым некогда потолком (5). По двум его сторонам располагаются по три комнаты; вероятно, каждая принадлежала одной из весталок.
Не исключено, что эта часть сооружения, которая в более ранний период была святилищем (С), есть не что иное, как алтарь Ларов. Возможно, именно здесь находилась мраморная статуя, которую сегодня можно увидеть в Антиквариуме (Antiquarium) и изображавшая второго римского царя Нуму, традиционно считающегося основателем культа Весты. Помещения, находящиеся в южной и лучше всего сохранившейся части сооружения, соединены длинным коридором: первое из них было пекарней (6), далее следует мельница (7) с хорошо сохранившимся жерновом, и, вероятно, кухня (8). Лестница перед кухней ведет на верхний этаж, где находились комнаты весталок и многочисленные ванные комнаты с системой отопления. Существовал также третий этаж, что подтверждают сохранившиеся остатки еще одной лестницы в верхней части таблинума: это сооружение было, скорее всего, предназначено для прислуги. В конце южного крыла здания две лестницы ведут на верхний этаж: в западной части открывается зал с абсидой (9), который мог служить святилищем. От Цицерона известно, что выше старого дома, в направлении Новой дороги и Палатинского холма, рос небольшой лесок (lucus Vestae), из которого в 390 г. до н. э. чей-то голос предостерегал римлян, что их скоро атакуют галлы, но к этому голосу никто не прислушался. Позднее, этому неизвестному богу, прозванному Aius Locutius, была поставлена часовенка.
Не исключено, что этот зал с абсидой, который находится как раз на том же месте, про которое говорит Цицерон, был древним святилищем и позднее стал частью Дома весталок.
Почти всю западную часть дома занимает прямоугольное помещение (10), находящееся как раз напротив таблинума, которое часто называют триклинием. Помещения, расположенные в северной части дома, почти не сохранились, и поэтому невозможно предположить их предназначение.
|
||
1.
Асс, медь Септимий Север Рим, 207 г. | ||
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон). РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо. В обрезе: S. C. | ||
2.
Аурей, золото Веспасиан Рим, 73 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке. | ||
3.
Аурей, золото Веспасиан Лугдун, 73 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — статуя слева держит вертикально скипетр в правой руке, оперев левую руку в бок; статуя справа — обнаженная мужская фигура — держит вертикально длинный скипетр в левой руке. | ||
4.
Денарий, серебро Квинт Кассий Лонгин Рим, 55 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VESTA; сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек. РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек. | ||
5.
Денарий, серебро Квинт Кассий Лонгин Рим, 55 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Либертас (Свобода), волосы собраны в узел, украшенный драгоценностями, и спадают вдоль шеи; другие драгоценности в волосах надо лбом; на ней серьга из одной подвески в форме креста и ожерелье из подвесок; спереди LIBERT. (Libertas); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек. РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек. | ||
6.
Дупондий, медь Тиберий Рим, 22—23 гг. | ||
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS PATER — голова Августа в лучистом венце влево. РЕВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, с пустой нишей в центре, на подиуме из трех ступеней. У него куполообразная крыша с отвертием вверху. Перед зданием, слева и справа, каменные пьедесталы; на правом — ягненок, на левом — теленок, обращенные друг к другу. Вверху, слева и справа от купола: S. C. | ||
7.
Денарий, серебро Квинт Кассий Лонгин Рим, 55 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VEST. (Vesta); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек. РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек. | ||
8.
Аурей, золото Септимий Север Рим, 207 г. | ||
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон). РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо. |