С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ ВЕСТЫ (Aedes Ves­tae) в восточ­ной части фору­ма, рядом с источ­ни­ком Ютур­ны и хра­мом Касто­ра (Dio­nys. II. 66; VI. 13; Mart. I. 70. 3—4; Hor. Sat. I. 9), пер­во­на­чаль­но внут­ри ого­ро­жен­ной терри­то­рии веста­лок (At­rium Ves­tae, q. v.; Van De­man E. B. The At­rium Ves­tae. Was­hington, 1909. P. 9—10). Стро­и­тель­ство это­го хра­ма неко­то­рые при­пи­сы­ва­ли Рому­лу — оши­боч­но, по мне­нию рим­ских анти­ква­ров, кото­рые отно­си­ли его к Нуме (Dio­nys. II. 65—66; Fest. 262; Plut. Nu­ma 11). Одна­ко храм нахо­дил­ся за пре­де­ла­ми пала­тин­ско­го поме­рия и не мог быть стар­ше вто­рой ста­дии роста горо­да. Это было круг­лое стро­е­ние в фор­ме толо­са (Ovid. Fast. VI. 265—282; Fest., Plut. locc. citt.), веро­ят­но, ими­ти­ру­ю­щее древ­нюю ита­лий­скую хижи­ну (Altmann W. Ita­li­sche Rundbau­ten. Ber­lin, 1906. S. 14); сооб­ща­ет­ся, что пер­во­на­чаль­но оно было спле­те­но из пру­тьев и име­ло соло­мен­ную кры­шу (Ovid. Fast. VI. 261—262). Это не был освя­щен­ный храм (Gell. XIV. 7. 7; Serv. Aen. VII. 153: non augu­rio con­sec­ra­tum ne il­luc con­ve­ni­ret se­na­tus[1]), хотя поэты ино­гда назы­ва­ли его templum (напр., Ovid. Fast. VI. 265, 281). В нем нахо­дил­ся свя­щен­ный огонь (Ovid. Fast. VI. 297; см. Por­ta Ster­co­ra­ria), пал­ла­дий, при­ве­зен­ный Эне­ем из Трои (Ovid. Trist. III. 1. 29; Dio­nys. II. 66) и дру­гие свя­щен­ные пред­ме­ты (Dio­nys. loc. cit.), хра­нив­ши­е­ся в тай­ной нише под назва­ни­ем «кла­до­вая Весты» (pe­nus Ves­tae) (Fest. 250: pe­nus vo­ca­tur lo­cus in­ti­mus in aede Ves­tae te­ge­ti­bus saep­tus[2]; Serv. Aen. III. 12; ср. Fest. 158, 161; Altmann W. Op. cit. S. 59—60), но ста­туи самой боги­ни там не было (Ovid. Fast. VI. 295—298; см. Aedi­cu­la Ves­tae, S. At­rium Ves­tae, в кон­це).

Этот храм, несо­мнен­но, сго­рел, когда гал­лы раз­гра­би­ли город в 390 г. до н. э. (Liv. V. 42; Plut. Cam. 21), и еще раз в 241 г., когда Цеци­лий Метелл спас пал­ла­дий ценой сво­его зре­ния, кото­рое чудес­ным обра­зом вос­ста­но­ви­лось (Liv. Per. 19; Oros. IV. 11. 9; Ovid. Fast. VI. 437—454; Dio­nys. II. 66; Plin. NH. VII. 141; Val. Max. I. 4. 5). В 210 г. храм спас­ла от огня пре­дан­ность три­на­дца­ти рабов (Liv. XXVI. 27), а с.558 в 14 г. он вновь был в опас­но­сти и оттуда уда­ли­ли свя­щен­ные пред­ме­ты (Cass. Dio LIV. 24). Храм сго­рел в вели­ком пожа­ре 64 г. н. э., но ско­ро был вос­ста­нов­лен, веро­ят­но, Неро­ном (Tac. Ann. XV. 41; Hist. I. 43; ср. Co­hen, Ne­ro, № 334, 335; BMCRE. Ne­ro 101—106; ср. Introd. clxxv), и позд­нее в 191 г. (He­rod. I. 14. 4: Cass. Dio LXXII. 24), когда его вос­ста­но­ви­ла Юлия Дом­на, жена Сеп­ти­мия Севе­ра. Он упо­ми­на­ет­ся в Пере­чне рай­о­нов (Reg. VIII) и был закрыт Фео­до­си­ем в 394 г.

Этот храм изо­бра­жен на моне­тах, отно­ся­щих­ся к пери­о­ду с кон­ца рес­пуб­ли­ки (род Кас­си­ев, 60 г. до н. э., Ba­be­lon I. 333, № 8, 9; BMCRR. I. 482. 3781—3785) до рестав­ра­ции Юлии Дом­ны (см. обсуж­де­ние всех этих монет1: Dres­sel H.: Nu­mis­ma­ti­sche Ana­lek­ten I: Der Augus­tei­sche Ves­ta­tem­pel // Zeitschrift für Nu­mis­ma­tik. Bd. 22. 1900. S. 20—31; Hül­sen Ch. To­po­gra­phi­scher Jah­res­be­richt // MDAIR. Bd. 8. 1892. S. 284—287; Hül­sen Ch. Vier­ter Jah­res­be­richt über To­po­gra­phie der Stadt Rom // MDAIR. Bd. 9. 1893. S. 285—286), и на фраг­мен­тар­ных релье­фах, один из кото­рых нахо­дит­ся во Фло­рен­ции в гале­рее Уффи­ци (кат. № 325; NSA. 1883, Tav. XIX. b; DS fig. 2944, and freq.), вто­рой в XV в. был в Лате­ране, ныне уте­рян, но изве­стен по рисун­ку в собра­нии Деста­лье (de Gey­mül­ler M. H. Trois al­bums de des­sins de fra Gio­con­do // MEF­RA. T. 11. 1891. P. 136)2, а тре­тий ранее нахо­дил­ся на вил­ле Негро­ни, ско­пи­ро­ван Вин­кель­ма­ном и ныне утра­чен (NSA. 1883, Tav. XIX. a). Мож­но так­же сослать­ся на сле­дую­щие моне­ты эпо­хи Фла­ви­ев: Co­hen. Vesp. 577—582 (моне­та 578 вос­про­из­веде­на в ста­тье: Bo­ni G. Ro­ma. Nuo­ve sco­per­te nel­la cit­tà e nel sub­ur­bio // NSA. 1900. P. 168), Tit. 347—351, Dom. 613—616 (моне­та № 614 вос­про­из­веде­на в ста­тье Bo­ni G. Loc. cit.).

В ходе рас­ко­пок 1883 и 1899—1900 гг. были обна­ру­же­ны раз­лич­ные архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты и поди­ум (De Ros­si G.B. L’At­rio di Ves­ta // NSA. 1883. P. 434—468; Bo­ni G. Op. cit. P. 159—191; Bo­ni G. Sca­vi nel Fo­ro Ro­ma­no. Aedes Ves­tae // Nuo­va An­to­lo­gia. N. 172. 01.08.1900. P. 437—456; Vag­lie­ri D. Nuo­ve sco­per­te e nuo­vi stu­dii al Fo­ro Ro­ma­no // BCAR. An. 28. 1900. P. 281—284; Vag­lie­ri D. Gli sca­vi re­cen­ti nel Fo­ro Ro­ma­no // BCAR. An. 31. 1903. P. 57—69; Ashby T. Re­cent Ex­ca­va­tions in Ro­me // CR. Vol. 13.3. 1899. P. 185; Vol. 15.2. 1901. P. 139; Hül­sen Ch. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom Die Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num // MDAIR. Bd. 17. 1902. S. 88—92; Bo­ni G. Fo­ro Ro­ma­no // At­ti del Congres­so In­ter­na­zio­na­le di Scien­ze Sto­riche (1903). Vol. 5. Ro­ma, 1904. P. 525—530; об откры­ти­ях 1549 г., см. Lan­cia­ni R. Sto­ria deg­li Sca­vi di Ro­ma. Vol. 2. Ro­ma, 1903. P. 203). Этот поди­ум состо­ит из четы­рех сло­ев бето­на с обли­цов­кой из инцер­та и кир­пи­ча. Самый ниж­ний слой — круг­лое осно­ва­ние, уста­нов­лен­ное на поч­ве, 15,05 м диа­мет­ром и 2,17 м тол­щи­ной. На нем поко­ят­ся три осталь­ных. С восточ­ной сто­ро­ны, а так­же кое-где с дру­гих сто­рон этих сло­ев нахо­дят­ся бло­ки из туфа, слу­жив­шие осно­ва­ни­ем мра­мор­ных сту­пе­ней. Почти в цен­тре поди­у­ма име­ет­ся яма в фор­ме тра­пе­ции, дости­гаю­щая низа фун­да­мен­та, глу­би­ной в 5 м. Дли­на сто­рон состав­ля­ет от 2,30 до 2,50 м. Вход в эту яму (fa­vis­sa) нахо­дил­ся в полу цел­лы; воз­мож­но, это было хра­ни­ли­ще ster­cus (Fest. 344; Hül­sen Ch. Die neuen Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num // Ar­chao­lo­gi­sche An­zei­ger. 1899. S. 3) или золы свя­щен­но­го огня, кото­рую раз в год уби­ра­ли и высы­па­ли за Мусор­ны­ми ворота­ми (por­ta Ster­co­ra­ria). Основ­ная часть фун­да­мен­та и поди­у­ма дати­ру­ет­ся вре­ме­нем Авгу­ста (van De­man E.B. Methods of De­ter­mi­ning the Da­te of Ro­man Concre­te Mo­nu­ments // AJA. Vol. 16.3. 1912. P. 393), но fa­vis­sa отно­сит­ся к нача­лу прин­ци­па­та Доми­ци­а­на (Ibid. 413), а самый верх­ний слой — ко вре­ме­ни Сеп­ти­мия Севе­ра (Ibid. 426).

На моне­тах Авгу­ста (Co­hen, Aug. 250—251), веро­ят­но, отче­ка­нен­ных к кон­цу прав­ле­ния Тибе­рия (BMCRE. Tib. 142; ср. Introd. cxxxii, cxxxix; Sy­den­ham E.A. Di­vus Augus­tus // Nu­mis­ma­tic Chro­nic­le. Vol. 17. 1917. P. 258, о дати­ров­ке), изо­бра­же­но круг­лое стро­е­ние с кони­че­ской кры­шей (брон­зо­вой, соглас­но Пли­нию, NH. XXXIV. 13), сто­я­щее на осно­ва­нии из трех сту­пе­ней, с колон­на­ми, увен­чан­ны­ми иони­че­ски­ми капи­те­ля­ми, — так же, как с.559 и на релье­фе из Фло­рен­ции. Сохра­нив­ши­е­ся архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты отно­сят­ся к послед­ней рестав­ра­ции Юлии Дом­ны, и они, вме­сте с моне­та­ми и релье­фа­ми, поз­во­ля­ют нам рекон­струи­ро­вать храм с опре­де­лен­ной точ­но­стью. Пред­став­ля­ет­ся, что иони­че­ские капи­те­ли были заме­не­ны на коринф­ские в I в. н. э., воз­мож­но, Фла­ви­я­ми, но, за исклю­че­ни­ем это­го аспек­та и боль­шей высоты поди­у­ма, в III в. храм вряд ли суще­ст­вен­но отли­чал­ся от хра­ма I в. Он был бело­мра­мор­ным, перип­те­ри­че­ским, с две­на­дца­тью колон­на­ми, соеди­нен­ны­ми метал­ли­че­ски­ми решет­ка­ми. Кры­ша была купо­ло­об­раз­ной, с отвер­сти­ем в цен­тре для выхо­да дыма свя­щен­но­го огня. Это отвер­стие долж­на была защи­щать некая метал­ли­че­ская кон­струк­ция, про­пус­кав­шая свет. Суще­ст­ву­ют ука­за­ния на (по край­ней мере) одно окно в стене цел­лы. Стол­бы колонн были кан­не­ли­ро­ван­ны­ми, диа­мет­ром 0,51 м и высотой око­ло 4,45 м. Дверь нахо­ди­лась на одном уровне с вер­хом поди­у­ма, и к ней не вели сту­пе­ни, как на моне­тах Авгу­ста.

(О рестав­ра­ци­ях, дис­кус­си­ях и лите­ра­ту­ре об этом хра­ме см. Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. Abth. 2. Ber­lin, 1885. S. 293, 421—423; Gil­bert O. Ge­schich­te und To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. Leip­zig, 1883. S. 301—310; Bd. 3. Leip­zig, 1980. S. 405—415; Jor­dan H. Der Tem­pel der Ves­ta und das Haus der Ves­ta­lin­nen. Ber­lin, 1886; Auer H. Der Tem­pel der Ves­ta und das Haus der Ves­ta­lin­nen am Fo­rum Ro­ma­num. Wien, 1888. S. 209—228; Hül­sen Ch. Jah­res­be­richt über Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom 1887—1889 // MDAIR. Bd. 4. 1889. S. 245—247; Altmann W. Ita­li­sche Rundbau­ten. Ber­lin, 1906. S. 51—60; Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum / Transl. J. B. Car­ter. Ed. 2. Ro­me, 1909. P. 197—204; Thé­de­nat H. Le Fo­rum Ro­main / Éd. 4. Pa­ris, 1908. P. 83—92, 312—314; Middle­ton J. H. The Re­mains of An­cient Ro­me. Vol. 1. Lon­don, 1892. P. 289—299; de Rug­gie­ro E. Il Fo­ro Ro­ma­no. Ro­ma, 1913. P. 126—137; Vie­de­bannt O. Fo­rum Ro­ma­num (Bau­ten) // RE. SupplBd. 4. 1924. Sp. 474—476; Ca­ret­to­ni A. La ri­con­stru­zio­ne del tem­pio di Ves­ta // Ca­pi­to­lium. An. 2. 1926—1927. P. 219—224; Hül­sen Ch. The Fo­rum and the Pa­la­ti­ne / Transl. H. H. Tan­zer. New York, 1928. P. 44—46).

См. также:
ХРАМ ВЕСТЫ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Храм Весты (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
ХРАМ ВЕСТЫ И ДОМ ВЕСТАЛОК (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1 Осо­бое вни­ма­ние мож­но обра­тить на рестав­ра­ци­он­ный выпуск рес­пуб­ли­кан­ских монет, про­из­веден­ный Тра­я­ном (Ba­be­lon II. 573, 574, Nos. 11, 12); о моне­тах Вес­па­си­а­на и Доми­ци­а­на см. Bo­ni G. Nuo­ve sco­per­te… P. 168.
  • 2 Ср. Hül­sen Ch. To­po­gra­phi­scher Jah­res­be­richt. S. 285. Его нари­со­ва­ли так­же Джу­ли­а­но да Сан­гал­ло (Barb. 66) и Дозио (Be­rol. f. 4, No. 10; ср. Hül­sen Ch. Vier­ter Jah­res­be­richt… S. 286; Hül­sen Ch. I la­vo­ri ar­cheo­lo­gi­ci di Gio­van­nan­to­nio Do­sio // Auso­nia. Vol. 7. 1912. P. 80). Его часто иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли с релье­фом из Уффи­ци, одна­ко оши­боч­но.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]Не освя­щён­ный пти­це­га­да­ни­ем, чтобы там не мог соби­рать­ся сенат.
  • [2]Кла­до­вой назы­ва­ет­ся внут­рен­нее поме­ще­ние в хра­ме Весты, отго­ро­жен­ное заве­са­ми.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. VESTA, AEDES, c. 557—559. Серым цве­том выде­ле­но допол­не­ние к ста­тье со стр. 608.
    © 2008 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой
    См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Защитника •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Жертвоприношение богине Весте.
    Гипсовый слепок.
    Рим, Музей Римской культуры.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Панорама Римского форума и прилегающих районов.

    Рим, Римский Форум.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    План Дома весталок.
    Дом весталок: план части, сооруженной во времена Нерона (В), со следами ранних архаичных сооружений (C).
    Рим, Римский Форум.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    План части Римского форума.
    Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности, план-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
    Рим, Римский Форум.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Реконструкция части Римского Форума.
    (Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
    Рим, Римский Форум.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум.
    Вид из Табулярия.
    (Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум.
    Вид из Табулярия.
    (Храм Антонина и Фаустины, храм Божественного Ромула, базилика Максенция, храм Божественного Юлия, Колизей, базилика Юлия, храм Весты, атрий Весты, храм Кастора и Поллукса)
    Рим, Римский Форум.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум.
    Вид из Табулярия.
    (Храм Весты, Колизей, арка Тита, базилика Юлия, храм Кастора и Поллукса, атрий Весты, дом Тиберия).
    Рим, Римский Форум.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум. Панорама.
    (Курия Юлия, базилика Эмилия, храм Весты, храм Божественного Юлия, храм Антонина и Фаустины, храм Ромула, базилика Максенция, арка Тита.)
    Рим, Римский Форум.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Весты и Дом весталок.
    Вид с Палатина.
    Рим, Римский Форум.
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Аурей, золото
    Веспасиан
    Рим, 73 г.
    АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
    РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке.
    2. Асс, медь
    Септимий Север
    Рим, 207 г.
    АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
    РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
    В обрезе: S. C.
    3. Аурей, золото
    Веспасиан
    Лугдун, 73 г.
    АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — статуя слева держит вертикально скипетр в правой руке, оперев левую руку в бок; статуя справа — обнаженная мужская фигура — держит вертикально длинный скипетр в левой руке.
    4. Денарий, серебро
    Квинт Кассий Лонгин
    Рим, 55 г. до н.э.
    АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VESTA; сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
    5. Денарий, серебро
    Квинт Кассий Лонгин
    Рим, 55 г. до н.э.
    АВЕРС: Голова Либертас (Свобода), волосы собраны в узел, украшенный драгоценностями, и спадают вдоль шеи; другие драгоценности в волосах надо лбом; на ней серьга из одной подвески в форме креста и ожерелье из подвесок; спереди LIBERT. (Libertas); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
    6. Денарий, серебро
    Квинт Кассий Лонгин
    Рим, 55 г. до н.э.
    АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VEST. (Vesta); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
    7. Аурей, золото
    Септимий Север
    Рим, 207 г.
    АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
    РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
    8. Дупондий, медь
    Тиберий
    Рим, 22—23 гг.
    АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS PATER — голова Августа в лучистом венце влево.
    РЕВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, с пустой нишей в центре, на подиуме из трех ступеней. У него куполообразная крыша с отвертием вверху. Перед зданием, слева и справа, каменные пьедесталы; на правом — ягненок, на левом — теленок, обращенные друг к другу.
    Вверху, слева и справа от купола: S. C.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА