С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ ВЕСТЫ (Aedes Ves­tae) в восточ­ной части фору­ма, рядом с источ­ни­ком Ютур­ны и хра­мом Касто­ра (Dio­nys. II. 66; VI. 13; Mart. I. 70. 3—4; Hor. Sat. I. 9), пер­во­на­чаль­но внут­ри ого­ро­жен­ной терри­то­рии веста­лок (At­rium Ves­tae, q. v.; Van De­man, At­rium Ves­tae, 9—10). Стро­и­тель­ство это­го хра­ма неко­то­рые при­пи­сы­ва­ли Рому­лу — оши­боч­но, по мне­нию рим­ских анти­ква­ров, кото­рые отно­си­ли его к Нуме (Dio­nys. II. 65—66; Fest. 262; Plut. Nu­ma 11). Одна­ко храм нахо­дил­ся за пре­де­ла­ми пала­тин­ско­го поме­рия и не мог быть стар­ше вто­рой ста­дии роста горо­да. Это было круг­лое стро­е­ние в фор­ме толо­са (Ov. Fast. VI. 265—282; Fest. Plut. locc. citt.), веро­ят­но, ими­ти­ру­ю­щее древ­нюю ита­лий­скую хижи­ну (Altm. 14); сооб­ща­ет­ся, что пер­во­на­чаль­но оно было спле­те­но из пру­тьев и име­ло соло­мен­ную кры­шу (Ov. Fast. VI. 261—262). Это не был освя­щен­ный храм (Gell. XIV. 7. 7; Serv. Aen. VII. 153: non augu­rio con­sec­ra­tum ne il­luc con­ve­ni­ret se­na­tus), хотя поэты ино­гда назы­ва­ли его templum (e. g. Ov. Fast. VI. 265, 281). В нем нахо­дил­ся свя­щен­ный огонь (Ov. Fast. VI. 297; см. Por­ta Ster­co­ra­ria), пал­ла­дий, при­ве­зен­ный Эне­ем из Трои (Ov. Trist. III. 1. 29; Dio­nys. II. 66) и дру­гие свя­щен­ные пред­ме­ты (Dio­nys. loc. cit.), хра­нив­ши­е­ся в тай­ной нише под назва­ни­ем pe­nus Ves­tae (Fest. 250: pe­nus vo­ca­tur in­tu­mus in aede Ves­tae te­ge­ti­bus saep­tus; Serv. Aen. III. 12; cf. Fest. 158, 161; Altm. 59—60), но ста­туи самой боги­ни там не было (Ov. Fast. VI. 295—298; см. Aedi­cu­la Ves­tae, S. At­rium Ves­tae, в кон­це).

Этот храм, несо­мнен­но, сго­рел, когда гал­лы раз­гра­би­ли город в 390 г. до н. э. (Liv. V. 42; Plut. Cam. 21), и еще раз в 241 г., когда Цеци­лий Метелл спас пал­ла­дий ценой сво­его зре­ния, кото­рое чудес­ным обра­зом вос­ста­но­ви­лось (Liv. ep. 19; Oros. IV. 11. 9; Ov. Fast. VI. 437—454; Dio­nys. II. 66; Plin. NH VII. 141; Val. Max. I. 4. 5). В 210 г. храм спас­ла от огня пре­дан­ность три­на­дца­ти рабов (Liv. XXVI. 27), а с.558 в 14 г. он вновь был в опас­но­сти и оттуда уда­ли­ли свя­щен­ные пред­ме­ты (Cass. Dio LIV. 24). Храм сго­рел в вели­ком пожа­ре 64 г. н. э., но ско­ро был вос­ста­нов­лен, веро­ят­но, Неро­ном (Tac. Ann. XV. 41; Hist. I. 43; cf. Co­hen, Ne­ro, n. 334, 335; BM. Ne­ro 101—106; cf. Introd. clxxv), и позд­нее в 191 г. (He­rod. I. 14. 4: Cass. Dio LXXII. 24), когда его вос­ста­но­ви­ла Юлия Дом­на, жена Сеп­ти­мия Севе­ра. Он упо­ми­на­ет­ся в Пере­чне рай­о­нов (Reg. VIII) и был закрыт Фео­до­си­ем в 394 г.

Этот храм изо­бра­жен на моне­тах, отно­ся­щих­ся к пери­о­ду с кон­ца рес­пуб­ли­ки (род Кас­си­ев, 60 г. до н. э., Ba­be­lon I. 333, Nos. 8, 9; BM. Rep. I. 482. 3781—5) до рестав­ра­ции Юлии Дом­ны (см. обсуж­де­ние всех этих монет1 у Дрес­се­ля, Zeitschrift f. Nu­mis­ma­tik, 1900, 20—31; Mitt. 1892, 284—287; 1893, 285—286), и на фраг­мен­тар­ных релье­фах, один из кото­рых нахо­дит­ся во Фло­рен­ции в гале­рее Уффи­ци (кат. № 325; NS 1883, pl. XIX. b; DS fig. 2944, and freq.), вто­рой в XV в. был в Лате­ране, ныне уте­рян, но изве­стен по рисун­ку в собра­нии Деста­лье (Mél. 1891, 136)2, а тре­тий ранее нахо­дил­ся на вил­ле Негро­ни, ско­пи­ро­ван Вин­кель­ма­ном и ныне утра­чен (NS 1883, pl. XIX. a).

В ходе рас­ко­пок 1883 и 1899—1900 гг. были обна­ру­же­ны раз­лич­ные архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты и поди­ум (NS 1883, 434—468; 1900, 159—191; NA Aug. 1900, 437—456; BC 1900, 281—284; 1903, 57—69; CR 1899, 185; 1901, 139; Mitt. 1902, 88—92; At­ti 525—530; об откры­ти­ях 1549 г., см. LS II. 203). Этот поди­ум состо­ит из четы­рех сло­ев бето­на с обли­цов­кой из инцер­та и кир­пи­ча. Самый ниж­ний слой — круг­лое осно­ва­ние, уста­нов­лен­ное на поч­ве, 15,05 м диа­мет­ром и 2,17 м тол­щи­ной. На нем поко­ят­ся три осталь­ных. С восточ­ной сто­ро­ны, а так­же кое-где с дру­гих сто­рон этих сло­ев нахо­дят­ся бло­ки из туфа, слу­жив­шие осно­ва­ни­ем мра­мор­ных сту­пе­ней. Почти в цен­тре поди­у­ма име­ет­ся яма в фор­ме тра­пе­ции, дости­гаю­щая низа фун­да­мен­та, глу­би­ной в 5 м. Дли­на сто­рон состав­ля­ет от 2,30 до 2,50 м. Вход в эту яму, или fa­vis­sa, нахо­дил­ся в полу цел­лы; воз­мож­но, это было хра­ни­ли­ще ster­cus (Fest. 344; AA 1899, 3) или золы свя­щен­но­го огня, кото­рую раз в год уби­ра­ли и высы­па­ли за Мусор­ны­ми ворота­ми (por­ta Ster­co­ra­ria). Основ­ная часть фун­да­мен­та и поди­у­ма дати­ру­ет­ся вре­ме­нем Авгу­ста (AJA 1912, 393), но fa­vis­sa отно­сит­ся к нача­лу прин­ци­па­та Доми­ци­а­на (ib. 413), а самый верх­ний слой — ко вре­ме­ни Сеп­ти­мия Севе­ра (ib. 426).

На моне­тах Авгу­ста (Co­hen, Aug. 250—251), веро­ят­но, отче­ка­нен­ных к кон­цу прав­ле­ния Тибе­рия (BM. Tib. 142; ср. Introd. cxxxii, cxxxix; Num. Chron. 1917, 258, о дати­ров­ке), изо­бра­же­но круг­лое стро­е­ние с кони­че­ской кры­шей (брон­зо­вой, соглас­но Пли­нию, NH XXXIV. 13), сто­я­щее на осно­ва­нии из трех сту­пе­ней, с колон­на­ми, увен­чан­ны­ми иони­че­ски­ми капи­те­ля­ми, — так же, как с.559 и на релье­фе из Фло­рен­ции. Сохра­нив­ши­е­ся архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты отно­сят­ся к послед­ней рестав­ра­ции Юлии Дом­ны, и они, вме­сте с моне­та­ми и релье­фа­ми, поз­во­ля­ют нам рекон­стру­и­ро­вать храм с опре­де­лен­ной точ­но­стью. Пред­став­ля­ет­ся, что иони­че­ские капи­те­ли были заме­не­ны на коринф­ские в I в. н. э., воз­мож­но, Фла­ви­я­ми, но, за исклю­че­ни­ем это­го аспек­та и боль­шей высоты поди­у­ма, в III в. храм вряд ли суще­ст­вен­но отли­чал­ся от хра­ма I в. Он был бело­мра­мор­ным, перип­те­ри­че­ским, с две­на­дца­тью колон­на­ми, соеди­нен­ны­ми метал­ли­че­ски­ми решет­ка­ми. Кры­ша была купо­ло­об­раз­ной, с отвер­сти­ем в цен­тре для выхо­да дыма свя­щен­но­го огня. Это отвер­стие долж­на была защи­щать некая метал­ли­че­ская кон­струк­ция, про­пус­кав­шая свет. Суще­ст­ву­ют ука­за­ния на (по край­ней мере) одно окно в стене цел­лы. Стол­бы колонн были кан­не­ли­ро­ван­ны­ми, диа­мет­ром 0,51 м и высотой око­ло 4,45 м. Дверь нахо­ди­лась на одном уровне с вер­хом поди­у­ма, и к ней не вели сту­пе­ни, как на моне­тах Авгу­ста.

(О рестав­ра­ци­ях, дис­кус­си­ях и лите­ра­ту­ре об этом хра­ме см. Jord. I. 2. 293, 421—423; Gilb. I. 301—310; III. 405—415; Jor­dan, Der Tem­pel d. Ves­ta u. d. Haus d. Ves­ta­lin­nen, 1886; Auer, Der Tem­pel d. Ves­ta u. d. Haus d. Ves­ta­lin­nen, Denkschrift d. Wie­ner Akad. 1888, 209—228; Mitt. 1889, 245—247; Altm. 51—60; HC 197—204; Thé­de­nat 83—92, 312—314; Middle­ton I. 289—299; DR 126—137; RE Suppl. IV. 474—476; Ca­pi­to­lium II. 219—224; HFP 44—46).

См. также:
ХРАМ ВЕСТЫ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Храм Весты (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
ХРАМ ВЕСТЫ И ДОМ ВЕСТАЛОК (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1 Осо­бое вни­ма­ние мож­но обра­тить на рестав­ра­ци­он­ный выпуск рес­пуб­ли­кан­ских монет, про­из­веден­ный Тра­я­ном (Ba­be­lon II. 573, 574, Nos. 11, 12); о моне­тах Вес­па­си­а­на и Доми­ци­а­на см. NS 1900, 168.
  • 2 Ср. Mitt. 1892, 285. Его нари­со­ва­ли так­же Джу­ли­а­но да Сан­гал­ло (Barb. 66) и Дозио (Be­rol. f. 4, No. 10; cf. Mitt. 1893, 286; Auso­nia, VII. 80). Его часто иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли с релье­фом из Уффи­ци, одна­ко оши­боч­но.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. VESTA, AEDES, c. 557—559.
    © 2008 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой
    См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • Дворец Домициана, Дом Флавиев и Дом Императоров • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Проходной дом •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 32 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Панорама Римского форума и прилегающих районов.

    Рим, Римский Форум.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    План Дома весталок.
    Дом весталок: план части, сооруженной во времена Нерона (В), со следами ранних архаичных сооружений (C).
    Рим, Римский Форум.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    План Дома весталок.
    Дом весталок: план построек Средней и Поздней империи (от Траяна до Константина).
    Рим, Римский Форум.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф на архитраве храма Весты.

    Рим, Римский Форум.
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф на архитраве храма Весты.

    Рим, Римский Форум.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Весты.

    Рим, Римский Форум.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Весты.

    Рим, Римский Форум.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Весты.

    Рим, Римский Форум.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Весты.

    Рим, Римский Форум.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Весты.

    Рим, Римский Форум.
    МОНЕТЫ (Всего найдено: 8)
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Асс, медь
    Септимий Север
    Рим, 207 г.
    АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
    РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
    В обрезе: S. C.
    2. Аурей, золото
    Веспасиан
    Рим, 73 г.
    АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
    РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке.
    3. Аурей, золото
    Веспасиан
    Лугдунум, 73 г.
    АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — статуя слева держит вертикально скипетр в правой руке, оперев левую руку в бок; статуя справа — обнаженная мужская фигура — держит вертикально длинный скипетр в левой руке.
    4. Денарий, серебро
    Рим, 55 г. до н.э.
    АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VESTA; сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
    5. Денарий, серебро
    Рим, 55 г. до н.э.
    АВЕРС: Голова Либертас (Свобода), волосы собраны в узел, украшенный драгоценностями, и спадают вдоль шеи; другие драгоценности в волосах надо лбом; на ней серьга из одной подвески в форме креста и ожерелье из подвесок; спереди LIBERT. (Libertas); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
    6. Денарий, серебро
    Рим, 55 г. до н.э.
    АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VEST. (Vesta); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
    7. Аурей, золото
    Септимий Север
    Рим, 207 г.
    АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
    РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
    8. Дупондий, медь
    Тиберий
    Рим, 22—23 гг.
    АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS PATER — голова Августа в лучевой короне влево.
    РЕВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, с пустой нишей в центре, на подиуме из трех ступеней. У него куполообразная крыша с отвертием вверху. Перед зданием, слева и справа, каменные пьедесталы; на правом — ягненок, на левом — теленок, обращенные друг к другу.
    Вверху, слева и справа от купола: S. C.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА