Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ ВЕСТЫ (aedes Ves­tae) (рис. 12, 13, 63) — един­ст­вен­ный храм Весты в Риме, в юго-восточ­ном кон­це Рим­ско­го фору­ма, у под­но­жия Пала­ти­на меж­ду Реги­ей и озе­ром Ютур­ны (Dion. Hal. 6. 13. 2) и, веро­ят­но, воз­ле Яну­со­вых ворот, вхо­див­ших в поме­рий горо­да Рому­ла. Храм нахо­дил­ся на свя­щен­ном участ­ке Весты, его окру­жа­ли дру­гие зда­ния, свя­зан­ные с куль­том и государ­ст­вен­ной рели­ги­ей, для кото­рых храм Весты в каком-то смыс­ле был насто­я­щим серд­цем. Неко­то­рые авто­ры при­пи­сы­ва­ли его осно­ва­ние Рому­лу, но боль­шин­ство — Нуме (Ovid., Fast. 6. 257—260; Dion. Hal. 2. 66. 1; Fes­tus 320L; Plu­tarch, Nu­ma 11. 1). Храм был круг­лым; счи­та­лось, что пер­во­на­чаль­но он был спле­тен из пру­тьев и покрыт соло­мой, в сущ­но­сти, как при­ми­тив­ная ита­лий­ская хижи­на (Ovid., Fast. 6. 261—266). Он не являл­ся инав­гу­ри­ро­ван­ным хра­мом (templum, A. Gel­lius 14. 7. 7; Ser­vius ad Aen. 7. 153); объ­яс­не­ние, буд­то это нуж­но было для того, чтобы сенат не мог заседать там, где соби­ра­лись вестал­ки, явно не соот­вет­ст­ву­ет дей­ст­ви­тель­но­сти. В хра­ме нахо­дил­ся свя­щен­ный огонь (Ovid., Fast. 6. 297—298), пал­ла­дий, кото­рый, как пола­га­ли, Эней при­вел из Трои (Ovid., Tr. 3. 1. 29), и дру­гие свя­щен­ные пред­ме­ты и утварь, хра­нив­ши­е­ся в так назы­ва­е­мой кла­до­вой Весты (Pe­nus Ves­tae), кото­рая была закры­та шир­ма­ми и недо­ступ­на ни для кого, кро­ме веста­лок и пон­ти­фи­ков (Dion. Hal. 2. 66. 3—6; Fes­tus 152L, 296L; Ser­vius ad Aen. 3. 12). Ста­туи боги­ни там не было (Ovid., Fast. 6. 295—298).

Веро­ят­но, храм сго­рел око­ло 390 г. до н. э., когда Рим был раз­граб­лен гал­ла­ми, но свя­щен­ные пред­ме­ты успе­ли пере­не­сти в без­опас­ное место (Liv. 5. 40. 7—10, 42. 1—2; Plu­tarch., Ca­mil. 21. 1, 22. 6; CIL 6. 1272 = ILS 51 = A. Deg­ras­si, Inscrip­tio­nes Ita­liae 13. 3. 11). Он сго­рел в 241 г. до н. э., но Цеци­лий Метелл спас пал­ла­дий и свя­щен­ную утварь ценой соб­ст­вен­но­го зре­ния (Liv., Epit. 19; Dion. Hal. 2. 66. 4; Val. Max. 1. 4. 5; Plin., HN 7. 141; Oro­sius 4. 11. 9). В 210 г. три­на­дцать рабов спас­ли его от огня, опу­сто­шив­ше­го севе­ро-восточ­ную часть фору­ма; в награ­ду их осво­бо­ди­ли (Liv. 26. 27. 4). В 48 г. до н. э. ему угро­жа­ла опас­ность, и свя­щен­ные пред­ме­ты пере­нес­ли в дру­гое место (Cass. Dio 42. 31. 3). В 14 г. до н. э. храм сно­ва сго­рел, но свя­щен­ные пред­ме­ты были спа­се­ны и пере­ме­ще­ны на Пала­тин (Cass. Dio 54. 24. 2). Во вре­мя пожа­ра при Нероне в 64 г. он сго­рел сно­ва, но Нерон, по-види­мо­му, немед­лен­но вос­ста­но­вил его (Ta­ci­tus, Ann. 15. 41, Hist. 1. 43), и он изо­бра­жен на неко­то­рых неда­ти­ро­ван­ных моне­тах Неро­на (B. M. Coins, Rom. Emp. 1. 213 №№ 101—106). Веро­ят­но, храм был еще раз вос­ста­нов­лен, когда при Тра­яне пере­стра­и­ва­ли атрий Весты. Когда при Ком­мо­де, в 191 г., пожар уни­что­жил храм сно­ва, его вос­ста­но­ви­ла Юлия Дом­на, жена Сеп­ти­мия Севе­ра (He­ro­dian. 1. 14. 4; ср. Cass. Dio 72 [73]. 24). Он назван в ката­ло­гах рай­о­нов в VIII рай­оне и, в кон­це кон­цов, в 394 г. Фео­до­сий его закрыл.

Храм изо­бра­жен на ряде монет; самые ран­ние, веро­ят­но, — это моне­ты Квин­та Кас­сия, выпу­щен­ные око­ло 55 г. до н. э. (B. M. Coins, Rom. Rep. 1. 482 №№ 3871—3875; Crawford 428), где он име­ет любо­пыт­ную пара­бо­ли­че­скую кры­шу, увен­чан­ную фигу­рой со ски­пет­ром и пате­рой, а на кар­ни­зах — круп­ные анте­фик­сы в фор­ме голо­вы гри­фо­на; послед­ние, види­мо, слу­жи­ли опо­зна­ва­тель­ным при­зна­ком. Ясно, что в то вре­мя храм еще во мно­гом был похож с.413 на при­ми­тив­ную хижи­ну. После рекон­струк­ции в пери­од Импе­рии купол хра­ма, види­мо, при­об­рел более обыч­ную фор­му и стал ниже, но фигу­ра на вер­шине оста­лась (B. M. Coins, Rom. Emp. 5. 169—170 №№ 96—101). Храм изо­бра­жен и на релье­фах, преж­де все­го, на релье­фе в гале­рее Уффи­ци во Фло­рен­ции (Nash 2. 509), где он выглядит как зда­ние с купо­лом на доволь­но высо­ком поди­у­ме; ком­по­зит­ные колон­ны сто­ят каж­дая на сво­ем цоко­ле, кото­рые соеди­не­ны в поди­у­ме, а про­стран­ство меж­ду колон­на­ми закры­то решет­кой, за исклю­че­ни­ем двой­ных две­рей над узкой лест­ни­цей. Кры­ша име­ет фор­му при­плюс­ну­то­го кону­са в круп­ным вен­чаю­щим укра­ше­ни­ем на вер­шине; види­мо, это база малень­кой ста­туи. Это соот­вет­ст­ву­ет свиде­тель­ствам монет и резуль­та­там рас­ко­пок.

Меж­ду 1883 и 1900 гг. на свет извлек­ли поди­ум и раз­лич­ные архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты хра­ма, а часть внеш­ней сте­ны вос­ста­но­ви­ли на месте в том виде, какой она име­ла после пере­строй­ки, кото­рую выпол­ни­ла Юлия Дом­на. Поди­ум состо­ит из четы­рех сло­ев бето­на; самый ниж­ний — это круг­лый фун­да­мент, утоп­лен­ный в зем­лю, диа­мет­ром 15,05 м и тол­щи­ной 2,17 м. При­мер­но в цен­тре поди­у­ма нахо­дит­ся боль­шая тра­пе­ци­е­вид­ная полость дли­ной 2,3—2,5 м, кото­рая углуб­ля­ет­ся на 5 м, до низа фун­да­мен­та. Выска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что это хра­мо­вая яма для золы. Боль­шая часть поди­у­ма отно­сит­ся к прав­ле­нию Авгу­ста, но самый верх­ний слой дати­ру­ют прав­ле­ни­ем Севе­ров.

В ходе послед­ней рекон­струк­ции храм был постро­ен из бело­го мра­мо­ра; его под­ня­ли на три сту­пень­ки, над кото­ры­ми воз­вы­шал­ся поди­ум. Храм окру­жа­ло два­дцать кан­не­ли­ро­ван­ных колонн с коринф­ски­ми капи­те­ля­ми, диа­мет­ром 51 см и высотой 4,45 м, кото­рые сто­я­ли на осно­ва­ни­ях, высту­паю­щих из цилин­дри­че­ско­го поди­у­ма. Это­му соот­вет­ст­во­вал такой же ордер сте­ны цел­лы, кото­рый повто­рял­ся и во внут­рен­ней части цел­лы, а про­стран­ство меж­ду колон­на­ми было ограж­де­но решет­кой. Преж­де ордер, види­мо, был иони­че­ским, а ордер рес­пуб­ли­кан­ско­го вре­ме­ни на моне­тах раз­ли­чить невоз­мож­но. Антаб­ле­мент обык­но­вен­ный, фриз укра­шен жерт­вен­ной утва­рью. Пли­ний (HN 34. 13) утвер­жда­ет, что кры­ша издав­на была покры­та брон­зой. Внут­рен­няя обста­нов­ка совер­шен­но не извест­на.


Рис. 12. Атрий Весты. План руин эпо­хи Рес­пуб­ли­ки и Ран­ней импе­рии.

Рис. 13. Атрий Весты. План после пере­строй­ки при Севе­рах.

Рис. 63. Пала­тин.

Lug­li 1946, 202—207; Nash 2. 505—509; G. Fuchs, Ar­chi­tek­tur­darstel­lun­gen auf rö­mi­schen Mün­zen (Ber­lin 1969), 51—57.

© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992, с. 412—413.
© 2011 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой
См. также:
Храм Весты (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
ХРАМ ВЕСТЫ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
ХРАМ ВЕСТЫ И ДОМ ВЕСТАЛОК (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Интернет-магазин мебели и декора OneAndHome.
См. по теме: Дворец Домициана, Дом Флавиев и Дом Императоров • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • Дом Августов • Проходной дом •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 31 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
План Дома весталок.
Дом весталок: план части, сооруженной во времена Нерона (В), со следами ранних архаичных сооружений (C).
Рим, Римский Форум.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
План Дома весталок.
Дом весталок: план построек Средней и Поздней империи (от Траяна до Константина).
Рим, Римский Форум.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф на архитраве храма Весты.

Рим, Римский Форум.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф на архитраве храма Весты.

Рим, Римский Форум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Весты.

Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Весты.

Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Весты.

Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Весты.

Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Весты.
Вид с Палатина.
Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Весты.

Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 8)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
2. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке.
3. Аурей, золото
Веспасиан
Лугдунум, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — статуя слева держит вертикально скипетр в правой руке, оперев левую руку в бок; статуя справа — обнаженная мужская фигура — держит вертикально длинный скипетр в левой руке.
4. Денарий, серебро
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VESTA; сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Либертас (Свобода), волосы собраны в узел, украшенный драгоценностями, и спадают вдоль шеи; другие драгоценности в волосах надо лбом; на ней серьга из одной подвески в форме креста и ожерелье из подвесок; спереди LIBERT. (Libertas); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
6. Денарий, серебро
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VEST. (Vesta); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
7. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
8. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS PATER — голова Августа в лучевой короне влево.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, с пустой нишей в центре, на подиуме из трех ступеней. У него куполообразная крыша с отвертием вверху. Перед зданием, слева и справа, каменные пьедесталы; на правом — ягненок, на левом — теленок, обращенные друг к другу.
Вверху, слева и справа от купола: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА