Словарь античности

АГАМЕМНОН, мифи­че­ский царь Микен, сын Атрея (поэто­му назы­вае­мый так­же Атридом) и Аэро­пы, брат Мене­лая. Когда Парис похи­тил Еле­ну, сест­ру жены Ага­мем­но­на Кли­тем­не­стры и жену Мене­лая, Ага­мем­нон встал в начав­шей­ся по этой при­чине войне про­тив Трои во гла­ве гре­че­ско­го вой­ска. Чтобы флот смог отплыть, ему при­шлось при­не­сти в жерт­ву свою дочь Ифи­ге­нию. Во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны он вынуж­ден был вер­нуть свою налож­ни­цу Хри­се­иду, вза­мен отнял у Ахил­ла его люби­мую плен­ни­цу Бри­се­иду, чем навлек его гнев. После поко­ре­ния Трои Ага­мем­нон воз­вра­тил­ся домой с пле­нен­ной царев­ной Кас­сан­дрой и был убит Кли­тем­не­строй (соглас­но дру­гой вер­сии, ее любов­ни­ком Эгис­фом или обо­и­ми) во вре­мя тра­пезы (или купа­ния). За убий­ство отца ото­мстил его сын Орест. Смерть Ага­мем­но­на, цен­траль­но­го обра­за «Или­а­ды» Гоме­ра, нашла поэ­ти­че­ское вопло­ще­ние в мно­го­чис­лен­ных тра­геди­ях (Эсхил, Сене­ка, Аль­фье­ри, Гауп­т­ман).

См. также:
АГАМЕМНОН (Мифы народов мира)
АГАМЕМНОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭЛИСА • ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ • ЭРИГОНА, ЕРИГОНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Т. н. «Ваза Патрокла», сторона A. Деталь.
Кратер краснофигурный. Апулия.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта, Reg. VI, Ins. 8, 3, 5).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
3. ТОРЕВТИКА. Греция.
Погребальная маска (т. н. «Маска Агамемнона»).
Листовое золото, чеканка. 1550—1500 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
4. МОЗАИКА. Рим.
Гнев Ахилла: Афина появляется, чтобы не дать герою напасть на Агамемнона.
Мозаика из Помпей (дом Аполлона, VI, 7, 23, внутренняя стена сада).
Стеклянная масса.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта, VI, 8, 5).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
6. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
7. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
8. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
9. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Погребальная урна Ларта Кая Кнареса со сценой жертвоприношения Ифигении.
Травертин. II—I вв. до н. э.
Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА