Мифы народов мира

АГАМЕ́МНОН (Ἀγαμέμνων), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын Атрея и Аэро­пы, пред­во­ди­тель гре­че­ско­го вой­ска во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны. После убий­ства Атрея Эгис­фом Ага­мем­нон и Мене­лай вынуж­де­ны были бежать в Это­лию, но царь Спар­ты Тин­да­рей, пой­дя похо­дом на Мике­ны, заста­вил Фие­ста усту­пить власть сыно­вьям Атрея. Ага­мем­нон стал царём в Мике­нах (кото­рые антич­ная тра­ди­ция часто отож­дествля­ет с сосед­ним Арго­сом) и женил­ся на доче­ри Тин­да­рея Кли­те­ме­ст­ре. От это­го бра­ка Ага­мем­нон имел трёх доче­рей и сына Оре­ста. Когда Парис похи­тил Еле­ну и все её быв­шие жени­хи объ­еди­ни­лись в похо­де про­тив Трои, Ага­мем­нон, как стар­ший брат Мене­лая и наи­бо­лее могу­ще­ст­вен­ный из гре­че­ских царей, был избран гла­вой всей рати. «Или­а­да» изо­бра­жа­ет Ага­мем­но­на доб­лест­ным вои­ном (опи­са­ние его подви­гов даёт­ся в 11-й кн.), но не скры­ва­ет его высо­ко­ме­рия и неуступ­чи­во­сти; имен­но эти свой­ства харак­те­ра Ага­мем­но­на явля­ют­ся при­чи­ной мно­гих бед­ст­вий для гре­ков. Убив одна­жды на охо­те лань, Ага­мем­нон похва­лял­ся, что тако­му выст­ре­лу мог­ла бы поза­видо­вать Арте­ми­да; боги­ня раз­гне­ва­лась и лиши­ла гре­че­ский флот попут­но­го вет­ра. Гре­ки дол­го не мог­ли вый­ти из Авлиды (пока Ага­мем­нон не при­нёс в жерт­ву богине свою дочь Ифи­ге­нию; этим фак­том гре­че­ская тра­ди­ция объ­яс­ня­ет враж­ду Кли­те­ме­ст­ры к мужу) (Apol­lod. epit. III 21 след.). Захва­тив в плен во вре­мя одно­го из набе­гов на окрест­но­сти Трои Хри­се­иду, Ага­мем­нон отка­зы­ва­ет­ся вер­нуть её за боль­шой выкуп отцу Хри­су, жре­цу Апол­ло­на, и бог, вняв моль­бам Хри­са, насы­ла­ет на гре­че­ское вой­ско моро­вую язву. Когда выяс­ня­ет­ся истин­ная при­чи­на бед­ст­вия и Ахилл тре­бу­ет от Ага­мем­но­на воз­вра­ще­ния Хри­се­иды её отцу, Ага­мем­нон отби­ра­ет у Ахил­ла его плен­ни­цу Бри­се­иду, что при­во­дит к дли­тель­но­му само­устра­не­нию оскорб­лён­но­го Ахил­ла от боёв и к тяжё­лым пора­же­ни­ям гре­ков (Hom. Il. I 8—427; IX 9—692). О даль­ней­шей судь­бе Ага­мем­но­на повест­во­ва­ли не дошед­шие до нас эпи­че­ская поэ­ма «Воз­вра­ще­ния» (7 в. до н. э.) и «Оре­стея» Сте­си­хо­ра. После взя­тия Трои Ага­мем­нон, полу­чив огром­ную добы­чу и Кас­сан­дру, воз­вра­тил­ся на роди­ну, где его жда­ла гибель в соб­ст­вен­ном доме; по более древ­ней вер­сии мифа, он пал во вре­мя пира от руки Эгис­фа, успев­ше­го за вре­мя отсут­ст­вия Ага­мем­но­на обо­льстить Кли­те­ме­ст­ру (Hom. Od. III 248—275; IV 524—537). Начи­ная с середи­ны 6 в. до н. э. на пер­вое место выдви­га­лась сама Кли­те­ме­ст­ра: встре­тив Ага­мем­но­на с лице­мер­ной радо­стью, она затем в ванне набро­си­ла на него тяжё­лое покры­ва­ло и нанес­ла три смер­тель­ных уда­ра (Ae­schyl. Agam. 855—1576).

Ска­зоч­ное богат­ство Ага­мем­но­на и его выдаю­ще­е­ся поло­же­ние сре­ди гре­че­ских вождей, о кото­рых гово­рит­ся в мифе, отра­жа­ют воз­вы­ше­ние исто­ри­че­ских Микен в 14—12 вв. до н. э. и их гос­под­ст­ву­ю­щую роль сре­ди ран­них государств Пело­пон­не­са. Сохра­нив­ший­ся риту­аль­ный эпи­тет «Зевс-Ага­мем­нон» пока­зы­ва­ет, что Ага­мем­нон, веро­ят­но, был пер­во­на­чаль­но одним из тех полу­бо­же­ст­вен­ных геро­ев-покро­ви­те­лей сво­его пле­ме­ни, чьи функ­ции с обра­зо­ва­ни­ем олим­пий­ско­го пан­тео­на пере­шли к Зев­су.

В. Н. Ярхо

Из дра­ма­ти­че­ских про­из­веде­ний антич­но­сти, посвя­щён­ных убий­ству Ага­мем­но­на, сохра­ни­лись тра­гедии «Ага­мем­нон» Эсхи­ла (пер­вая часть три­ло­гии «Оре­стея») и Сене­ки. Сюжет раз­ра­ба­ты­вал­ся в евро­пей­ской дра­ма­тур­гии с 16 в. (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Инте­рес к мифу про­будил­ся вновь во 2-й поло­вине 18 в. (тра­гедии «Ага­мем­нон» В. Аль­фье­ри, Л. Ж. Н. Лемер­сье и др.). В 19—20 вв. сюжет лёг в осно­ву око­ло 30 тра­гедий, дра­ма­ти­че­ской тет­ра­ло­гии Г. Гауп­т­ма­на («Ифи­ге­ния в Дель­фах», «Ифи­ге­ния в Авлиде», «Смерть Ага­мем­но­на», «Элек­тра»).

В антич­ном изо­бра­зи­тель­ном искус­стве Ага­мем­нон — вто­ро­сте­пен­ный пер­со­наж в мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ци­ях (мето­пы север­ной сто­ро­ны Пар­фе­но­на и др.). Убий­ство Ага­мем­но­на нашло вопло­ще­ние в рос­пи­си ряда гре­че­ских ваз и в релье­фах несколь­ких этрус­ских погре­баль­ных урн.

В евро­пей­ском музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве сюжет смер­ти Ага­мем­но­на лёг в осно­ву либ­рет­то ряда опер 18—20 вв. («Кли­те­ме­ст­ра» Н. Пич­чи­ни; «Кли­те­ме­ст­ра» Н. Цин­га­рел­ли; «Ага­мем­нон» Д. Тре­ве­са; опер­ная три­ло­гия «Оре­стея» С. И. Тане­е­ва; «Оре­стея» Ф. Вейн­гарт­не­ра; «Оре­стея» Д. Мийо; «Кли­те­ме­ст­ра» Р. Про­хаз­ки; «Ага­мем­нон» Д. Кукли­на; «Кли­те­ме­ст­ра» И. Пиц­цет­ти и др.) и кан­тат («Кли­те­ме­ст­ра» Л. Керу­би­ни и др.).

См. также:
АГАМЕМНОН (Словарь античности)
АГАМЕМНОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 32—33.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ • ДЕЛЬФИНИЙ • ЭЛИСА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Погребальная урна Ларта Кая Кнареса со сценой жертвоприношения Ифигении.
Травертин. II—I вв. до н. э.
Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта, Reg. VI, Ins. 8, 3, 5).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта, VI, 8, 5).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
4. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Заклание Ифигении.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Ок. 370—350 гг. до н. э.
Приписывается художнику, близкому к мастеру Илиуперса (Разрушения Трои).
Лондон, Британский музей.
5. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
6. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
7. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
8. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
10. ТОРЕВТИКА. Греция.
Погребальная маска (т. н. «Маска Агамемнона»).
Листовое золото, чеканка. 1550—1500 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА