Словарь античности

АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ. Сре­ди ароч­ных кон­струк­ций антич­но­сти, для воз­веде­ния кото­рых при­ме­нял­ся тесо­вый камень или кир­пич, доми­ни­ро­ва­ли полу­цир­ку­ляр­ные, пря­мые и поло­гие арки; поми­мо них, встре­ча­лась и т. н. лож­ная арка. Если в гре­че­ской архи­тек­ту­ре ароч­ные кон­струк­ции игра­ют под­чи­нен­ную роль (лест­нич­ный подъ­ем к сред­ней терра­се гим­на­сия в Пер­га­ме, про­хо­ды к хра­му Апол­ло­на в Диди­мах, деко­ра­тив­ные арка­ды в гале­рее Эвме­на в Афи­нах), то в рим­ском зод­че­стве их функ­цио­наль­ное зна­че­ние рез­ко воз­рас­та­ет. Ароч­ные кон­струк­ции нахо­дят раз­но­об­раз­ное и ком­плекс­ное при­ме­не­ние в воз­веде­нии цилин­дри­че­ских и кре­сто­об­раз­ных сво­дов, в соору­же­нии куполь­ных зда­ний (напри­мер, три­ум­фаль­ных арок, терм, бази­ли­ки Кон­стан­ти­на, Пан­тео­на); встре­ча­ет­ся мно­го­ярус­ное рас­по­ло­же­ние ароч­ных кон­струк­ций на фаса­дах теат­ров и амфи­те­ат­ров.


Ароч­ные кон­струк­ции.

См. также:
АРКА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • ДИПТЕР • АМФИПРОСТИЛЬ • АНТЕФИКСЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 311 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римский солдат с парфянским пленником.
Рельеф на западной стороне арки Септимия Севера.
Мрамор.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница B8.
Начало I в. н. э.
Остия, Некрополи Остийской дороги.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница с малыми арками (B6).
Начало I в. н. э.
Остия, Некрополи Остийской дороги.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Колумбарий B11.
Начало I в. н. э.
Остия, Некрополи Остийской дороги.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Колумбарий B12 с отдельной эдикулой для урны справа.
Начало I в. н. э.
Остия, Некрополи Остийской дороги.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римский солдат с парфянским пленником.
Рельеф на западной стороне арки Септимия Севера.
Мрамор.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римский солдат с парфянским пленником.
Рельеф на западной стороне арки Септимия Севера.
Мрамор.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с портовой сценой.
Греческий мрамор.
180—190 гг.
Рим, Музей Торлония.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с портовой сценой.
Греческий мрамор.
180—190 гг.
Рим, Музей Торлония.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами (фронтальная панель).
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 23 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Нерон
Лугдунум, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке, обращенная влево; в точке опоры бюста небольшой земной шар.
РЕВЕРС: Вид триумфальной арки, изображенной фронтально, с венком, свисающим поперек нее с левой стороны; сверху император анфас в квадриге, сопровождаемый Викторией справа, стоящей анфас, держащей венок и пальмовую ветвь, и Пакс (Мир) слева, стоящей анфас, держащей кадуцей и рог изобилия; в нише стоит анфас статуя Марса, держащего копье в правой руке и круглый щит в левой; по краям слева и справа, немного ниже уровня квадриги, видны небольшие стоящие анфас фигуры солдат (?). Фасад и цоколь арки украшены искусными рельефами.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
3. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
4. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
5. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 41—45 гг.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза Старшего в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: DE GERM. — надпись на архитраве триумфальной арки (RCTV: с двумя ионическими колоннами), увенчанной конной статуей вправо между двумя трофеями; всадник (Cohen, RCTV: Нерон Клавдий Друз) держит копье в правой руке; у основания каждого трофея сидят пленники со связанными за спиной руками — тот, что слева, смотрит вправо, тот, который справа — смотрит анфас.
6. Дидрахма, серебро
Клавдий
Цезарея Каппадокийская, 46—48 гг.
АВЕРС: NERO CLAVD. DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: DE GERMANIS — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей вправо между двумя трофеями.
7. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 41—45 гг.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза Старшего в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: DE GERMANIS — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник (Cohen, RCTV: Нерон Клавдий Друз) поднял правую руку в знак приветствия.
8. Кистофор, серебро
Август
Пергам, 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. IX TR. PO. V — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: S. P. R. / SIGNIS / RECEPTIS — в три линии в проходе триумфальной арки, арку увенчивает возничий с квадригой; на архитраве надпись IMP. IX TR. POT. V — с каждой стороны на форниксе аквила.
9. Денарий, серебро
Август
Рим, 16 г. до н.э.
АВЕРС: Обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Триумфальная арка, увенчанная квадригой анфас, в которой стоящий Август держит лавровую ветвь в правой руке и скипетр в левой; слева и справа от арки два крыла, каждое с двумя колоннами и фронтоном, левое крыло увенчано лучником, правое пращником. На антаблементе надпись в две линии S. P. Q. R. / IMP. CAES. (Senatus populusque romanus, imperatori Caesari).
В обрезе: L. VINICIVS
10. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANNI. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА