Словарь античности

АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ. Сре­ди ароч­ных кон­струк­ций антич­но­сти, для воз­веде­ния кото­рых при­ме­нял­ся тесо­вый камень или кир­пич, доми­ни­ро­ва­ли полу­цир­ку­ляр­ные, пря­мые и поло­гие арки; поми­мо них, встре­ча­лась и т. н. лож­ная арка. Если в гре­че­ской архи­тек­ту­ре ароч­ные кон­струк­ции игра­ют под­чи­нен­ную роль (лест­нич­ный подъ­ем к сред­ней терра­се гим­на­сия в Пер­га­ме, про­хо­ды к хра­му Апол­ло­на в Диди­мах, деко­ра­тив­ные арка­ды в гале­рее Эвме­на в Афи­нах), то в рим­ском зод­че­стве их функ­цио­наль­ное зна­че­ние рез­ко воз­рас­та­ет. Ароч­ные кон­струк­ции нахо­дят раз­но­об­раз­ное и ком­плекс­ное при­ме­не­ние в воз­веде­нии цилин­дри­че­ских и кре­сто­об­раз­ных сво­дов, в соору­же­нии куполь­ных зда­ний (напри­мер, три­ум­фаль­ных арок, терм, бази­ли­ки Кон­стан­ти­на, Пан­тео­на); встре­ча­ет­ся мно­го­ярус­ное рас­по­ло­же­ние ароч­ных кон­струк­ций на фаса­дах теат­ров и амфи­те­ат­ров.


Ароч­ные кон­струк­ции.

См. также:
АРКА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • ДИПТЕР • АМФИПРОСТИЛЬ • АНТЕФИКСЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дом Фортуны Аннонарии (богини изобильного урожая). Двор с колоннадой.
II—IV вв. н. э.
Остия, Археологический парк «Древняя Остия», V, 2, 8.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Траяна.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Коровьего Поля.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Августа.
27 г. до н. э.
Римини.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Гави: сохранившийся фрагмент надписи.
Середина I в. н. э.
Верона.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Погребальные ниши с портретами вольноотпущенников Публия Флавия Филоксена и Флавии Агатеи.
Туф. 50—30 гг. до н. э.
Помпеи, Гробница Флавиев.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Битва у Мульвиева моста (proelium).
Рельеф фриза южной стороны арки (т. н. фриз Константина).
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке, обращенная влево; в точке опоры бюста небольшой земной шар.
РЕВЕРС: Вид триумфальной арки, изображенной фронтально, с венком, свисающим поперек нее с левой стороны; сверху император анфас в квадриге, сопровождаемый Викторией справа, стоящей анфас, держащей венок и пальмовую ветвь, и Пакс (Мир) слева, стоящей анфас, держащей кадуцей и рог изобилия; в нише стоит анфас статуя Марса, держащего копье в правой руке и круглый щит в левой; по краям слева и справа, немного ниже уровня квадриги, видны небольшие стоящие анфас фигуры солдат (?). Фасад и цоколь арки украшены искусными рельефами.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
3. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
4. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
5. Дидрахма, серебро
Клавдий
Цезарея Каппадокийская, 46—48 гг.
АВЕРС: NERO CLAVD. DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: DE GERMANIS — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей вправо между двумя трофеями.
6. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 41—45 гг.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза Старшего в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: DE GERM. — надпись на архитраве триумфальной арки (RCTV: с двумя ионическими колоннами), увенчанной конной статуей вправо между двумя трофеями; всадник (Cohen, RCTV: Нерон Клавдий Друз) держит копье в правой руке; у основания каждого трофея сидят пленники со связанными за спиной руками — тот, что слева, смотрит вправо, тот, который справа — смотрит анфас.
7. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 41—45 гг.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза Старшего в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: DE GERMANIS — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник (Cohen, RCTV: Нерон Клавдий Друз) поднял правую руку в знак приветствия.
8. Кистофор, серебро
Август
Пергам, 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. IX TR. PO. V — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: S. P. R. / SIGNIS / RECEPTIS — в три линии в проходе триумфальной арки, арку увенчивает возничий с квадригой; на архитраве надпись IMP. IX TR. POT. V — с каждой стороны на форниксе аквила.
9. Денарий, серебро
Август
Рим, 16 г. до н.э.
АВЕРС: Обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Триумфальная арка, увенчанная квадригой анфас, в которой стоящий Август держит лавровую ветвь в правой руке и скипетр в левой; слева и справа от арки два крыла, каждое с двумя колоннами и фронтоном, левое крыло увенчано лучником, правое пращником†. На антаблементе надпись в две линии S. P. Q. R. / IMP. CAE. (Senatus populusque romanus, imperatori Caesari).
В обрезе: L. VINICIVS
10. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANNI. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА