Словарь античности

АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ. Сре­ди ароч­ных кон­струк­ций антич­но­сти, для воз­веде­ния кото­рых при­ме­нял­ся тесо­вый камень или кир­пич, доми­ни­ро­ва­ли полу­цир­ку­ляр­ные, пря­мые и поло­гие арки; поми­мо них, встре­ча­лась и т. н. лож­ная арка. Если в гре­че­ской архи­тек­ту­ре ароч­ные кон­струк­ции игра­ют под­чи­нен­ную роль (лест­нич­ный подъ­ем к сред­ней терра­се гим­на­сия в Пер­га­ме, про­хо­ды к хра­му Апол­ло­на в Диди­мах, деко­ра­тив­ные арка­ды в гале­рее Эвме­на в Афи­нах), то в рим­ском зод­че­стве их функ­цио­наль­ное зна­че­ние рез­ко воз­рас­та­ет. Ароч­ные кон­струк­ции нахо­дят раз­но­об­раз­ное и ком­плекс­ное при­ме­не­ние в воз­веде­нии цилин­дри­че­ских и кре­сто­об­раз­ных сво­дов, в соору­же­нии куполь­ных зда­ний (напри­мер, три­ум­фаль­ных арок, терм, бази­ли­ки Кон­стан­ти­на, Пан­тео­на); встре­ча­ет­ся мно­го­ярус­ное рас­по­ло­же­ние ароч­ных кон­струк­ций на фаса­дах теат­ров и амфи­те­ат­ров.


Ароч­ные кон­струк­ции.

См. также:
АРКА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • ДИПТЕР • АМФИПРОСТИЛЬ • АНТЕФИКСЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 291 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пленные варвары и трофей.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита. Деталь: Тит и Виктория.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Инв. № MCR 1789.
Рим, Музей Римской культуры.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка ювелиров.
Мрамор (основание — травертин).
204 г.
Рим, Арка аргентариев.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Инв. № MCR 1789.
Рим, Музей Римской культуры.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Инв. № MCR 1789.
Рим, Музей Римской культуры.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Свод арки из дворца Галерия в Фессалониках (т. н. "Малая арка Галерия")
Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.
Салоники, Археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 23 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Нерон
Лугдунум, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке, обращенная влево; в точке опоры бюста небольшой земной шар.
РЕВЕРС: Вид триумфальной арки, изображенной фронтально, с венком, свисающим поперек нее с левой стороны; сверху император анфас в квадриге, сопровождаемый Викторией справа, стоящей анфас, держащей венок и пальмовую ветвь, и Пакс (Мир) слева, стоящей анфас, держащей кадуцей и рог изобилия; в нише стоит анфас статуя Марса, держащего копье в правой руке и круглый щит в левой; по краям слева и справа, немного ниже уровня квадриги, видны небольшие стоящие анфас фигуры солдат (?). Фасад и цоколь арки украшены искусными рельефами.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
3. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
4. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
5. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 41—45 гг.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза Старшего в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: DE GERM. — надпись на архитраве триумфальной арки (RCTV: с двумя ионическими колоннами), увенчанной конной статуей вправо между двумя трофеями; всадник (Cohen, RCTV: Нерон Клавдий Друз) держит копье в правой руке; у основания каждого трофея сидят пленники со связанными за спиной руками — тот, что слева, смотрит вправо, тот, который справа — смотрит анфас.
6. Дидрахма, серебро
Клавдий
Цезарея Каппадокийская, 46—48 гг.
АВЕРС: NERO CLAVD. DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: DE GERMANIS — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей вправо между двумя трофеями.
7. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANNI. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
8. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 41—45 гг.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза Старшего в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: DE GERMANIS — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник (Cohen, RCTV: Нерон Клавдий Друз) поднял правую руку в знак приветствия.
9. Денарий, серебро
Август
Рим, 16 г. до н.э.
АВЕРС: Обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Триумфальная арка, увенчанная квадригой анфас, в которой стоящий Август держит лавровую ветвь в правой руке и скипетр в левой; слева и справа от арки два крыла, каждое с двумя колоннами и фронтоном, левое крыло увенчано лучником, правое пращником. На антаблементе надпись в две линии S. P. Q. R. / IMP. CAES. (Senatus populusque romanus, imperatori Caesari).
В обрезе: L. VINICIVS
10. Кистофор, серебро
Август
Пергам, 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. IX TR. PO. V — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: S. P. R. / SIGNIS / RECEPTIS — в три линии в проходе триумфальной арки, арку увенчивает возничий с квадригой; на архитраве надпись IMP. IX TR. POT. V — с каждой стороны на форниксе аквила.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА