Словарь античности

АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ. Среди ароч­ных кон­струк­ций антич­но­сти, для воз­веде­ния кото­рых при­ме­нял­ся тесо­вый камень или кир­пич, доми­ни­ро­ва­ли полу­цир­ку­ляр­ные, пря­мые и поло­гие арки; поми­мо них, встре­ча­лась и т. н. лож­ная арка. Если в гре­че­ской архи­тек­ту­ре ароч­ные кон­струк­ции игра­ют под­чи­нен­ную роль (лест­нич­ный подъ­ем к сред­ней терра­се гим­на­сия в Пер­га­ме, про­хо­ды к хра­му Апол­ло­на в Диди­мах, деко­ра­тив­ные арка­ды в гале­рее Эвме­на в Афи­нах), то в рим­ском зод­че­стве их функ­цио­наль­ное зна­че­ние рез­ко воз­рас­та­ет. Ароч­ные кон­струк­ции нахо­дят раз­но­об­раз­ное и ком­плекс­ное при­ме­не­ние в воз­веде­нии цилин­дри­че­ских и кре­сто­об­раз­ных сво­дов, в соору­же­нии куполь­ных зда­ний (напри­мер, три­ум­фаль­ных арок, терм, бази­ли­ки Кон­стан­ти­на, Пан­тео­на); встре­ча­ет­ся мно­го­ярус­ное рас­по­ло­же­ние ароч­ных кон­струк­ций на фаса­дах теат­ров и амфи­те­ат­ров.


Ароч­ные кон­струк­ции.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
АРКА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ДИПТЕР • АМФИПРОСТИЛЬ • АНТЕФИКСЫ • АМФИТЕАТР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 278 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пленные варвары и трофей.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Инв. № MCR 1789.
Рим, Музей Римской культуры.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Инв. № MCR 1789.
Рим, Музей Римской культуры.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Инв. № MCR 1789.
Рим, Музей Римской культуры.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Инв. № MCR 1789.
Рим, Музей Римской культуры.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Инв. № MCR 1789.
Рим, Музей Римской культуры.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Инв. № MCR 1789.
Рим, Музей Римской культуры.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римский воин и пленные варвары.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 22 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
2. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
3. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 41—45 гг.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза Старшего в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: DE GERM. — надпись на архитраве триумфальной арки (RCTV: с двумя ионическими колоннами), увенчанной конной статуей вправо между двумя трофеями; всадник (Cohen, RCTV: Нерон Клавдий Друз) держит копье в правой руке; у основания каждого трофея сидят пленники со связанными за спиной руками — тот, что слева, смотрит вправо, тот, который справа — смотрит анфас.
4. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
5. Дидрахма, серебро
Клавдий
Цезарея Каппадокийская, 46—48 гг.
АВЕРС: NERO CLAVD. DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: DE GERMANIS — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей вправо между двумя трофеями.
6. Денарий, серебро
Август
Рим, 16 г. до н.э.
АВЕРС: Обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Триумфальная арка, увенчанная квадригой анфас, в которой стоящий Август держит лавровую ветвь в правой руке и скипетр в левой; слева и справа от арки два крыла, каждое с двумя колоннами и фронтоном, левое крыло увенчано лучником, правое пращником. На антаблементе надпись в две линии S. P. Q. R. / IMP. CAES. (Senatus populusque romanus, imperatori Caesari).
В обрезе: L. VINICIVS
7. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 41—45 гг.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза Старшего в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: DE GERMANIS — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник (Cohen, RCTV: Нерон Клавдий Друз) поднял правую руку в знак приветствия.
8. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANNI. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
9. Кистофор, серебро
Август
Пергам, 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. IX TR. PO. V — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: S. P. R. / SIGNIS / RECEPTIS — в три линии в проходе триумфальной арки, арку увенчивает возничий с квадригой; на архитраве надпись IMP. IX TR. POT. V — с каждой стороны на форниксе аквила.
10. Сестерций, медь
Клавдий
Рим, 42 г.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: NERO CLAVDIVS DRVSVS GERMAN. IMP. — триумфальная арка, увенчанная конной статуей вправо между двумя трофеями; всадник (RCTV: Нерон Клавдий Друз) держит копье в занесенной правой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА