Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

AEDES, AEDI­CU­LA, TEMPLUM, DE­LUB­RUM, FA­NUM, SA­CEL­LUM, SAC­RA­RIUM, CU­RIA, LU­CUS. Aedes в соб­ст­вен­ном смыс­ле — это место про­жи­ва­ния бога, зда­ние хра­ма, а aedi­cu­la — умень­ши­тель­ная фор­ма от aedes, часто обо­зна­чаю­щая свя­ти­ли­ще мень­ше­го раз­ме­ра внут­ри aedis. Templum — это про­стран­ство, очер­чен­ное при помо­щи риту­а­ла ради авгу­рий или ауспи­ций (Varr. LL. VII. 8). Aedes в боль­шин­стве сво­ём были учреж­де­ны имен­но так или сто­я­ли на таком участ­ке, но с неко­то­ры­ми дело обсто­я­ло ина­че — в част­но­сти, с хра­мом Весты. При этом мно­гие templa не содер­жа­ли aedem: рост­ры и курия (зда­ние сена­та) все­гда явля­лись templa, но не рас­смат­ри­ва­лись как aedes. De­lub­rum — это «уча­сток, добав­лен­ный в честь бога, кро­ме зда­ния» (ad­sumpta deum cau­sa, prae­ter aedem, Varr. ap. Mac­rob. Sat. III. 4. 2) или «уча­сток с пор­ти­ка­ми» (Pro­bus, GL. IV. 202 ed. Keil), te­me­nos или templum, на кото­ром сто­ит aedes, двор вокруг алта­ря; как пра­ви­ло, он был доволь­но велик. Сло­во fa­num обо­зна­ча­ло любой свя­щен­ный уча­сток; это было рас­ши­рен­ное поня­тие, вклю­чав­шее как хра­мы, так и свя­щен­ные рощи (Liv. X. 37. 15). В Риме этот тер­мин мало употреб­лял­ся и при­ме­нял­ся в основ­ном к куль­то­вым цен­трам восточ­ных богов и палом­ни­че­ским свя­ти­ли­щам, но, види­мо, это было пра­виль­ное назва­ние хра­ма Гер­ку­ле­са Победи­те­ля воз­ле Тиб­ра. Опре­де­ле­ние тер­ми­ну sa­cel­lum дают Фест (422L): «sa­cel­la назы­ва­ют­ся места, посвя­щён­ные богам, без кры­ши» (sa­cel­la di­cun­tur lo­ca dis sac­ra­ta si­ne tec­to) и Тре­ба­ций (ap. Gell. VII. 12. 2): «sa­cel­lum — это неболь­шое место с алта­рём, посвя­щён­ное боже­ству» (sa­cel­lum est lo­cus par­vus deo sac­ra­tus cum ara, пер. А. П. Бех­тер); пред­став­ля­ет­ся, что более подроб­но­го опре­де­ле­ния здесь не тре­бу­ет­ся. Поня­тие sac­ra­rium опре­де­ля­ет Уль­пи­ан (Dig. I. 8. 9): «sac­ra­rium это место, в кото­ром поко­ят­ся свя­ты­ни; это может быть и в част­ном зда­нии» (sac­ra­rium est lo­cus in quo sac­ra re­po­nun­tur, quod etiam in aedi­fi­cio pri­va­to es­se po­test, пер. под ред. Л. Л. Кофа­но­ва); одна­ко в самом древ­нем sac­ra­rio Опс в Регии совер­ша­лись жерт­во­при­но­ше­ния. Курию (cu­ria) Варрон (LL. V. 155) опре­де­ля­ет как «место, где жре­цы заботят­ся о боже­ст­вен­ных делах, как в ста­рых кури­ях» (ubi cu­ra­rent sa­cer­do­tes res di­vi­nas, ut cu­riae ve­te­res). Курия непре­мен­но долж­на была быть учреж­де­на как templum, о чём свиде­тель­ст­ву­ет невоз­мож­ность совер­шить экс­ав­гу­ра­цию семи из этих курий. В курии дол­жен был сто­ять алтарь, ибо там при­но­си­ли в жерт­ву стель­ных коров (этот риту­ал назы­вал­ся For­di­ci­dia), и Ста­рые курии ока­за­лись слиш­ком малы, чтобы их вме­стить. Одна­ко штаб-квар­ти­ра сали­ев (Cu­ria Sa­lio­rum) на Пала­тине была зда­ни­ем, внут­ри кото­ро­го нахо­ди­лось sac­ra­rium, где хра­нил­ся литу­ус Рому­ла. Веро­ят­но, там же велись прото­ко­лы сали­ев, одна­ко неиз­вест­но, совер­ша­ли ли они в курии какие-либо свя­щен­но­дей­ст­вия от име­ни наро­да; пред­по­ла­га­ет­ся, что не совер­ша­ли, и эта курия, таким обра­зом, пред­став­ля­ла собой ано­ма­лию. Нако­нец, lu­cus мог быть рощей на свя­щен­ном участ­ке хра­ма, как, веро­ят­но, роща Юно­ны Луци­ны, или рощей без хра­ма, посвя­щён­ной опре­де­лён­но­му боже­ству, как роща Стре­нии. Но глав­ным обра­зом так назы­ва­ли заго­род­ные свя­ти­ли­ща, либо в при­го­ро­дах (напри­мер, роща Фури­ны), либо на зна­чи­тель­ном рас­сто­я­нии (напри­мер, роща Феро­нии или роща Арваль­ских бра­тьев).


Cas­tag­no­li F. Il Tem­pio Ro­ma­no: Ques­tio­ni di Ter­mi­no­lo­gia e di Ti­po­lo­gia // PBSR. Vol. 52. 1984. P. 3—20.

© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 1—2.
© 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ДИПТЕР • АМФИПРОСТИЛЬ • АНТЕФИКСЫ • АМФИТЕАТР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Юпитера Капитолийского. Деталь макета.

Рим, Капитолий.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтон храма Юпитера Капитолийского. Утраченная часть рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
Графика Пьера Жака (1576 г.).
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Жертвенное гадание (экстиспиций). Левая панель рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
Графика Пьера Жака (1576 г.).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф, изображающий принесение священных обетов перед храмом Юпитера Капитолийского.
Рисунок XVI в. (Codex Vaticanus Latinus 3439, f. 83).
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Реконструкция рельефа, изображающего оглашение авгурий и принесение священных обетов.
О. Ферретти. 1907 г.
Париж, Лувр.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Адриана на Марсовом поле.

Рим, Марсово поле.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф, изображающий оглашение авгурий и принесение священных обетов.
Серый мрамор.
1-я четверть II в. н. э.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Гней Домиций Агенобарб
Восток (походный монетный двор при Гн. Домиции Агенобарбе), 41 г. до н.э.
АВЕРС: Обнаженная голова Домиция Агенобарба (Babelon: Домиций Агенобарб; BMCRR, CRR: Гн. (?) Домиций Агенобарб; RRC, RCTV: мужская голова; Pollini: Л. Домиций Агенобарб) вправо. Спереди AHENOBAR. (Ahenobarbus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: CN. DOMITIVS L. F. IMP. (Cnaeus Domitius Lucii filius, imperator) — фронтальный и боковой вид четырехколонного храма; в верхней части разделенная легенда NEPT. (Neptuno). Кайма из точек.
2. Фоллис, медь
Максенций
Рим, II мастерская, 310—311 гг.
АВЕРС: IMP. MAXENTIVS DIVO MAXIMIANO PATRI — голова Максенция, под покрывалом, вправо.
РЕВЕРС: AETERNAE MEMORIAE — орел с распростертыми крыльями стоит вправо на куполовидном храме (тетрастиль) с дверями (арочными или прямоугольными).
В обрезе: RES
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА