Словарь античности

АРХИТЕКТУРА, искус­ство воз­во­дить построй­ки, соот­вет­ст­ву­ю­щие опре­де­лен­ным целям (жилые дома, обще­ст­вен­ные, адми­ни­ст­ра­тив­ные, пред­ста­ви­тель­ские и дру­гие зда­ния), отра­жаю­щее уро­вень раз­ви­тия про­из­во­ди­тель­ных сил и харак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся сте­пе­нью соче­та­ния функ­цио­наль­но­го назна­че­ния с эсте­ти­че­ской архи­тек­тур­ной фор­мой. Гре­че­ская архи­тек­ту­ра вос­хо­дит сво­и­ми кор­ня­ми к древ­не­му спо­со­бу стро­и­тель­ства с при­ме­не­ни­ем кир­пи­ча-сыр­ца и дере­ва, кото­рым были постро­е­ны пер­вые при­ми­тив­ные дома и куль­то­вые соору­же­ния. С поли­ти­че­ским и эко­но­ми­че­ским укреп­ле­ни­ем горо­дов-государств про­изо­шел пере­ход к мону­мен­таль­ной архи­тек­ту­ре (в част­но­сти, к стро­и­тель­ству хра­мов) и вызван­но­му ею ново­му спо­со­бу стро­и­тель­ства с помо­щью огром­ных камен­ных бло­ков с запол­не­ни­ем про­ме­жут­ков меж­ду ними более мел­ки­ми кам­ня­ми. Мону­мен­таль­ная архи­тек­ту­ра сохра­ни­ла свое веду­щее поло­же­ние вплоть до кон­ца гре­че­ской антич­но­сти и ока­за­ла огром­ное вли­я­ние на раз­ви­тие рим­ской архи­тек­ту­ры, кото­рая лишь отча­сти заим­ст­во­ва­ла гре­че­ские архи­тек­тур­ные тра­ди­ции. Исполь­зуя извест­ко­вый рас­т­вор в каче­стве соеди­ни­тель­но­го мате­ри­а­ла, рим­ляне зало­жи­ли осно­вы стро­и­тель­ства слож­ных круп­но­объ­ем­ных соору­же­ний; глав­ны­ми эле­мен­та­ми их были свод и арка, кото­рые в соче­та­нии с их внеш­ним и внут­рен­ним оформ­ле­ни­ем в пол­ной сте­пе­ни отве­ча­ли стрем­ле­нию к вели­ко­ле­пию и блес­ку, оли­це­тво­ре­нию рим­ской рос­ко­ши и могу­ще­ства. В эпо­ху элли­низ­ма (3—1 вв. до н. э.) в гре­че­ском зод­че­стве наряду с дори­че­ски­ми и иони­че­ски­ми архи­тек­тур­ны­ми соору­же­ни­я­ми, доми­ни­ро­вав­ши­ми в арха­и­че­ский и клас­си­че­ский пери­о­ды в хра­мо­вом стро­и­тель­стве, все в боль­шей сте­пе­ни полу­ча­ют рас­про­стра­не­ние быто­вые, адми­ни­ст­ра­тив­ные и жилые соору­же­ния (зда­ния для раз­лич­ных собра­ний и заседа­ний, гим­на­сии, теат­ры, ком­фор­та­бель­ные жилые дома и дру­гие). Улуч­ше­ние деко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния зда­ний про­ис­хо­дит за счет сме­ше­ния эле­мен­тов раз­лич­ных архи­тек­тур­ных орде­ров, так, во внеш­нем оформ­ле­нии появ­ля­ет­ся коринф­ский ордер. Одновре­мен­но раз­ви­ва­ет­ся и гра­до­стро­и­тель­ство, кото­рое при­об­ре­та­ет сим­мет­рич­ный пла­ни­ро­воч­ный харак­тер (регу­ляр­ный город Гип­по­да­ма Милет­ско­го). Рим­ская архи­тек­ту­ра про­дол­жи­ла тра­ди­ции этрус­ской и в первую оче­редь элли­ни­сти­че­ской архи­тек­ту­ры Отдель­ные типы зда­ний и внут­рен­них поме­ще­ний полу­чи­ли свое даль­ней­шее раз­ви­тие (теат­ры, рын­ки, пале­ст­ры). Появи­лись новые архи­тек­тур­ные фор­мы хра­мов, домов, бази­лик. Рим­ля­на­ми были созда­ны и свои соб­ст­вен­ные типы постро­ек — амфи­те­ат­ры, тер­мы и три­ум­фаль­ные арки. Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­ли тех­ни­че­ские соору­же­ния (водо­про­во­ды, акве­ду­ки, мосты, мая­ки).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ДАКТИЛИОТЕКА • КРУСТЫ • ЛЕМНИЯ • ДРЕЗДЕН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 32 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Пейзаж с храмом.
Фреска из Стабий, вилла Сан-Марко, помещение 27.
III стиль.
Инв. № 62517.
Кастелламмаре-ди-Стабия, Стабианский антикварий.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Юпитера Капитолийского. Реконструкция внешнего вида и плана.

Рим, Капитолий.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Раздача продовольствия детям Рима. Рельефная панель с т. н. Португальской арки на via Lata.
Мрамор. II в. н. э.
Инв. № MC 832.
Рим, Капитолийские музеи.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Драматический поэт принимает Диониса в своем доме (т. н. «Пир Икария»). Деталь.
Мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого образца конца II в. до н. э.
Инв. № MR 719 / Ma 1606.
Париж, Лувр.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Юпитера Капитолийского. Деталь макета.

Рим, Капитолий.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Передняя панель.
Проконнесский мрамор. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Драматический поэт принимает Диониса в своем доме (т. н. «Пир Икария»).
Мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого образца конца II в. до н. э.
Инв. № MR 719 / Ma 1606.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф, изображающий принесение священных обетов перед храмом Юпитера Капитолийского.
Рисунок XVI в. (Codex Vaticanus Latinus 3439, f. 83).
Париж, Лувр.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Утраченный фрагмент рельефа (в центре), изображающий принесение священных обетов перед храмом Юпитера Капитолийского.
Рисунок XVI в. (Codex Vaticanus Latinus 3439, f. 86).
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Реконструкция рельефа, изображающего оглашение авгурий и принесение священных обетов.
О. Ферретти. 1907 г.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 77 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим*, 71 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESPASIAN. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. III — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма Исиды, изображенного четырехколонным, на подиуме из пяти ступеней; между колонн, при входе во внутреннее святилище находится стоящая фронтально статуя Исиды, держащая патеру; справа и слева от ступеней на невысоких постаментах стоят статуи; наверху полукруглый фронтон с искусным орнаментом сверху; внутри него Исида, скачущая вправо на собаке.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
3. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке.
4. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
5. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
6. Сестерций, медь
Нерон
Лугдунум, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: PACE P. R. TERRA MARIQ. PARTA IANVM CLVSIT — фронтальный вид храма Януса с решетчатым окном слева и с гирляндой над закрытой двойной дверью справа.
В поле, слева и справа: S. C.
7. Сестерций, медь
Нерон
65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — бюст Нерона в лавровом венке, с эгидой, вправо.
РЕВЕРС: PACE P. R. TERRA MARIQ. PARTA IANVM CLVSIT — храм Януса, изображенный с одной из сторон. Справа — закрытая дверь храма, сверху над ней свисает венок; с левой стороны — упирающееся в нее решетчатое окно.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — голова Антонина Пия, в лучевой короне, вправо.
РЕВЕРС: ROMAE AETERNAE — фронтальный вид храма с десятью колоннами на подиуме из четырех ступеней; неопределенные фигуры на фронтоне и крыше.
В обрезе: S. C.
9. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 44—45 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. IIII — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Вид преторианского лагеря; спереди — стена с двумя небольшими открытыми арками внизу и пятью зубцами наверху; сверху за зубцами стоит влево на страже солдат, держа копье в правой руке; справа от него стоит аквила; позади него фронтон, на котором изображен полумесяц, на двух колоннах, по сторонам, слева и справа, — стены, каждая с зубцом вверху и аркой внизу. По всей длине главной стены надпись: IMPER. RECEPT.
10. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Вид преторианского лагеря; спереди — стена с двумя небольшими открытыми арками внизу и пятью зубцами наверху; сверху за зубцами стоит влево на страже солдат, держа копье в правой руке; справа от него стоит аквила; позади него фронтон, на котором изображен полумесяц, на двух колоннах, по сторонам, слева и справа, — стены, каждая с зубцом вверху и аркой внизу. По всей длине главной стены надпись: IMPER. RECEPT.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА