Словарь античности

АРХИТЕКТУРА, искус­ст­во воз­во­дить построй­ки, соот­вет­ст­ву­ю­щие опре­де­лен­ным целям (жилые дома, обще­ст­вен­ные, адми­ни­стра­тив­ные, пред­ста­ви­тель­ские и дру­гие зда­ния), отра­жаю­щее уро­вень раз­ви­тия про­из­во­ди­тель­ных сил и харак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся сте­пе­нью соче­та­ния функ­цио­наль­но­го назна­че­ния с эсте­ти­че­ской архи­тек­тур­ной фор­мой. Гре­че­ская архи­тек­ту­ра вос­хо­дит сво­и­ми кор­ня­ми к древ­не­му спо­со­бу стро­и­тель­ства с при­ме­не­ни­ем кир­пи­ча-сыр­ца и дере­ва, кото­рым были постро­е­ны пер­вые при­ми­тив­ные дома и куль­то­вые соору­же­ния. С поли­ти­че­ским и эко­но­ми­че­ским укреп­ле­ни­ем горо­дов-государств про­изо­шел пере­ход к мону­мен­таль­ной архи­тек­ту­ре (в част­но­сти, к стро­и­тель­ст­ву хра­мов) и вызван­но­му ею ново­му спо­со­бу стро­и­тель­ства с помо­щью огром­ных камен­ных бло­ков с запол­не­ни­ем про­ме­жут­ков меж­ду ними более мел­ки­ми кам­ня­ми. Мону­мен­таль­ная архи­тек­ту­ра сохра­ни­ла свое веду­щее поло­же­ние вплоть до кон­ца гре­че­ской антич­но­сти и ока­за­ла огром­ное вли­я­ние на раз­ви­тие рим­ской архи­тек­ту­ры, кото­рая лишь отча­сти заим­ст­во­ва­ла гре­че­ские архи­тек­тур­ные тра­ди­ции. Исполь­зуя извест­ко­вый рас­т­вор в каче­ст­ве соеди­ни­тель­но­го мате­ри­а­ла, рим­ляне зало­жи­ли осно­вы стро­и­тель­ства слож­ных круп­но­объ­ем­ных соору­же­ний; глав­ны­ми эле­мен­та­ми их были свод и арка, кото­рые в соче­та­нии с их внеш­ним и внут­рен­ним оформ­ле­ни­ем в пол­ной сте­пе­ни отве­ча­ли стрем­ле­нию к вели­ко­ле­пию и блес­ку, оли­це­тво­ре­нию рим­ской рос­ко­ши и могу­ще­ства. В эпо­ху элли­низ­ма (3—1 вв. до н. э.) в гре­че­ском зод­че­ст­ве наряду с дори­че­ски­ми и иони­че­ски­ми архи­тек­тур­ны­ми соору­же­ни­я­ми, доми­ни­ро­вав­ши­ми в арха­и­че­ский и клас­си­че­ский пери­о­ды в хра­мо­вом стро­и­тель­ст­ве, все в боль­шей сте­пе­ни полу­ча­ют рас­про­стра­не­ние быто­вые, адми­ни­стра­тив­ные и жилые соору­же­ния (зда­ния для раз­лич­ных собра­ний и заседа­ний, гим­на­сии, теат­ры, ком­фор­та­бель­ные жилые дома и дру­гие). Улуч­ше­ние деко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния зда­ний про­ис­хо­дит за счет сме­ше­ния эле­мен­тов раз­лич­ных архи­тек­тур­ных орде­ров, так, во внеш­нем оформ­ле­нии появ­ля­ет­ся коринф­ский ордер. Одновре­мен­но раз­ви­ва­ет­ся и гра­до­стро­и­тель­ст­во, кото­рое при­об­ре­та­ет сим­мет­рич­ный пла­ни­ро­воч­ный харак­тер (регу­ляр­ный город Гип­по­да­ма Милет­ско­го). Рим­ская архи­тек­ту­ра про­дол­жи­ла тра­ди­ции этрус­ской и в первую оче­редь элли­ни­сти­че­ской архи­тек­ту­ры Отдель­ные типы зда­ний и внут­рен­них поме­ще­ний полу­чи­ли свое даль­ней­шее раз­ви­тие (теат­ры, рын­ки, пале­ст­ры). Появи­лись новые архи­тек­тур­ные фор­мы хра­мов, домов, бази­лик. Рим­ля­на­ми были созда­ны и свои соб­ст­вен­ные типы постро­ек — амфи­те­ат­ры, тер­мы и три­ум­фаль­ные арки. Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­ли тех­ни­че­ские соору­же­ния (водо­про­во­ды, акве­ду­ки, мосты, мая­ки).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Перемещение станка читайте здесь.
См. по теме: ДАКТИЛИОТЕКА • КРУСТЫ • ЛЕМНИЯ • ДРЕЗДЕН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 31 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Юпитера Капитолийского. Реконструкция внешнего вида и плана.

Рим, Капитолий.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Юпитера Капитолийского. Деталь макета.

Рим, Капитолий.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Утраченный фрагмент рельефа (в центре), изображающий принесение священных обетов перед храмом Юпитера Капитолийского.
Рисунок XVI в. (Codex Vaticanus Latinus 3439, f. 86).
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Реконструкция рельефа, изображающего оглашение авгурий и принесение священных обетов.
О. Ферретти. 1907 г.
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф, изображающий принесение священных обетов перед храмом Юпитера Капитолийского.
Рисунок XVI в. (Codex Vaticanus Latinus 3439, f. 83).
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Раздача продовольствия детям Рима. Рельефная панель с т. н. Португальской арки на via Lata.
Мрамор. II в. н. э.
Инв. № MC 832.
Рим, Капитолийские музеи.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Драматический поэт принимает Диониса в своем доме (т. н. «Пир Икария»). Деталь.
Мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого образца конца II в. до н. э.
Инв. № MR 719 / Ma 1606.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Драматический поэт принимает Диониса в своем доме (т. н. «Пир Икария»).
Мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого образца конца II в. до н. э.
Инв. № MR 719 / Ma 1606.
Париж, Лувр.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Передняя панель.
Проконнесский мрамор. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф, изображающий оглашение авгурий и принесение священных обетов.
Серый мрамор. 1-я четверть II в. н. э.
Инв. №№ MR 737 (MA 978); MR 792 (MA 1089).
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 72 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Нерон
65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — бюст Нерона в лавровом венке, с эгидой, вправо.
РЕВЕРС: PACE P. R. TERRA MARIQ. PARTA IANVM CLVSIT — храм Януса, изображенный с одной из сторон. Справа — закрытая дверь храма, сверху над ней свисает венок; с левой стороны — упирающееся в нее решетчатое окно.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Нерон
Лугдунум, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: PACE P. R. TERRA MARIQ. PARTA IANVM CLVSIT — фронтальный вид храма Януса с решетчатым окном слева и с гирляндой над закрытой двойной дверью справа.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — голова Антонина Пия, в лучевой короне, вправо.
РЕВЕРС: ROMAE AETERNAE — фронтальный вид храма с десятью колоннами на подиуме из четырех ступеней; неопределенные фигуры на фронтоне и крыше.
В обрезе: S. C.
4. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 44—45 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. IIII — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Вид преторианского лагеря; спереди — стена с двумя небольшими открытыми арками внизу и пятью зубцами наверху; сверху за зубцами стоит влево на страже солдат, держа копье в правой руке; справа от него стоит аквила; позади него фронтон, на котором изображен полумесяц, на двух колоннах, по сторонам, слева и справа, — стены, каждая с зубцом вверху и аркой внизу. По всей длине главной стены надпись: IMPER. RECEPT.
5. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Вид преторианского лагеря; спереди — стена с двумя небольшими открытыми арками внизу и пятью зубцами наверху; сверху за зубцами стоит влево на страже солдат, держа копье в правой руке; справа от него стоит аквила; позади него фронтон, на котором изображен полумесяц, на двух колоннах, по сторонам, слева и справа, — стены, каждая с зубцом вверху и аркой внизу. По всей длине главной стены надпись: IMPER. RECEPT.
6. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 43—44 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. III — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Вид преторианского лагеря; спереди — стена с двумя небольшими открытыми арками внизу и пятью зубцами наверху; сверху за зубцами стоит влево на страже солдат, держа копье в правой руке; справа от него стоит аквила; позади него фронтон, на котором изображен полумесяц, на двух колоннах, по сторонам, слева и справа, — стены, каждая с зубцом вверху и аркой внизу. По всей длине главной стены надпись: IMPER. RECEPT.
7. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Вид преторианского лагеря; спереди — стена с двумя небольшими открытыми арками внизу и пятью зубцами наверху; сверху за зубцами стоит влево на страже солдат, держа копье в правой руке; справа от него стоит аквила; позади него фронтон, на котором изображен полумесяц, на двух колоннах, по сторонам, слева и справа, — стены, каждая с зубцом вверху и аркой внизу. По всей длине главной стены надпись: IMPER. RECEPT.
8. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
9. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
10. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 158—159 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TEMPLVM DIV. AVG. REST. — фасад храма изображен с восемью колоннами на подиуме из трех ступеней, четыре статуи стоят на лестнице во фронт, по две слева и справа; в центре сидят две фигуры (Божественный Август и Ливия — RIC), на фронтоне изображены неопределенные фигуры; на крыше, в центре — квадрига.
В обрезе: COS. IIII
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА