Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КРУ́СТЫ

Crustæ, так­же emble­ma­ta, назы­ва­лись у рим­лян рельеф­ные и рез­ные укра­ше­ния, на мел­ких изящ­ных вещах, напр. на куб­ках, кото­рые в виде шту­ка­тур­ки или моза­и­ки слу­жи­ли как бы корой и обклад­кой этих вещиц. Кро­ме бока­лов из янта­ря с тон­кой рез­ной работой, рим­ляне осо­бен­но люби­ли золотые куб­ки, в кото­рые встав­ля­лись или дра­го­цен­ные кам­ни, цели­ком, в сыром виде, или же гра­ви­ро­ван­ные кам­ни мень­шей цены; их мож­но было выни­мать, чтобы укра­шать ими дру­гие вещи, и сохра­ня­лись они в осо­бен­ных футля­рах и короб­ках (dac­ty­liothecæ). Cic. Verr. 4, 23. Plin. 35, 12, 45. Iuv. 5, 38. Так­же назы­ва­лись crus­tae мел­кие кусоч­ки мра­мо­ра раз­лич­ной фор­мы и цве­та, кото­ры­ми выкла­ды­ва­ли полы в домах, обык­но­вен­но — pa­vi­men­ta sec­ti­lia (Suet. Caes. 46) или emble­ma­ta ver­mi­cu­la­ta. Ср. Cic. de or. 3, 43. Поэто­му и худож­ни­ки, кото­рые выре­зы­ва­ли гра­ни­лом на метал­ле над­пи­си и укра­ше­ния и отде­лы­ва­ли их эма­лью, золо­том и сереб­ром, назы­ва­лись crus­ta­rii. Plin. 23, 12, 55.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 357.
См. по теме: ДАКТИЛИОТЕКА • ЛЕМНИЯ • ДРЕЗДЕН • ЛУТРОФОР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Поединок. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
2-я пол. IV в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
2. МОЗАИКА. Рим.
Сатир и нимфа.
Мозаика из Помпей.
Последняя четверть II в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. МОЗАИКА. Рим.
Эмблема напольной мозаики с бюстом Времени года.
III в.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Девушки, носящие воду от источника.
Гидрия чернофигурная. Аттика.
Ок. 530—510 гг. до н. э.
Приписывается мастеру Антимена.
Лондон, Британский музей.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Афина, убивающая Энкелада.
Краснофигурная тарелка. Аттика, Афины.
Вазописец: Ольтос? (Лувр) / круг Псиакса (Мертенс).
550—500 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Гипнос и Танатос переносят труп Сарпедона в присутствии Гермеса.
Краснофигурный кратер-калик (сторона A). Аттика.
Подписан Евксифеем (гончар) и Евфронием (художник).
Терракота.
Ок. 515—510 г. до н. э.
Черветери, Национальный музей Чери им. Клаудии Русполи.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Вооружающиеся воины (Гиперох, Гиппас, Мегон, Акаст, Аxсипп).
Краснофигурный кратер-калик (сторона B). Аттика.
Подписан Евксифеем (гончар) и Евфронием (художник).
Терракота.
Ок. 515—510 гг. до н. э.
Черветери, Национальный музей Чери им. Клаудии Русполи.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Кассандра и Аякс.
Краснофигурный килик. Аттика, Афины.
Приписывается Мастеру Кодра.
Ок. 440—430 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
9. МОЗАИКА. Рим.
Мозаичная эмблема с буколическим пейзажем.
30—20 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет масок, 6.
10. МОЗАИКА. Рим.
Мозаичная эмблема с масками и лирой.
60—50 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет масок, 6.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА