Словарь античности

АФИНА, так­же Афи­на Пал­ла­да (дева), веч­но дев­ст­вен­ная боги­ня (Афи­на Пар­фе­нос с куль­то­вым хра­мом Пар­фе­но­ном в Афи­нах), дочь Зев­са. Соглас­но мифу, царь богов про­гло­тил свою супру­гу оке­а­ниду Мети­ду, бере­мен­ную Афи­ной. Гефест рас­ко­лол голо­ву Зев­са уда­ром молота, и на свет появи­лась Афи­на в пол­ном сна­ря­же­нии (изо­бра­же­ние на восточ­ном фрон­тоне Пар­фе­но­на). Суще­ст­ву­ет мне­ние, что Афи­на как боже­ст­во име­ет догре­че­ское про­ис­хож­де­ние. В част­но­сти, ее воин­ст­вен­ный харак­тер и сна­ря­же­ние — шлем, копье, щит и эгида — заим­ст­во­ва­ны у боги­ни вой­ны и горо­да эпо­хи брон­зы, т. е. из той эпо­хи, к кото­рой при­мы­кал ран­не­гре­че­ский культ Афи­ны. Победив в спо­ре с Посей­до­ном, Афи­на ста­ла покро­ви­тель­ни­цей афин­ско­го наро­да и даро­ва­ла ему свя­щен­ное дере­во — мас­ли­ну (изо­бра­же­ние на запад­ном фрон­тоне Пар­фе­но­на). Как Афи­на Поли­а­да она покро­ви­тель­ст­во­ва­ла и дру­гим горо­дам (напри­мер, При­ене) и почи­та­лась как боги­ня-победи­тель­ни­ца (напри­мер, в Пер­га­ме). Афи­на при­ни­ма­ла уча­стие в борь­бе богов с гиган­та­ми и покро­ви­тель­ст­во­ва­ла мно­гим гре­че­ским геро­ям (Дио­меду, Одис­сею, Герак­лу). Афи­на покро­ви­тель­ст­во­ва­ла так­же раз­ви­тию реме­сел и охра­ня­ла их. Как боги­ня муд­ро­сти и разу­ма Афи­на покро­ви­тель­ст­во­ва­ла нау­кам (ста­туя Афи­ны из Пер­гам­ской биб­лио­те­ки). Она научи­ла людей обузды­вать коней и запря­гать быков, стро­ить и управ­лять колес­ни­ца­ми (как опыт­ная участ­ни­ца поедин­ков колес­ниц). Афи­на переда­ла людям искус­ст­во стро­ить кораб­ли, научи­ла жен­щин прясть и ткать, даро­ва­ла жите­лям зем­ли флей­ту, зако­ны и учреди­ла аре­о­паг. Функ­ции, кото­рые испол­ня­ла боги­ня, отра­жа­ли обще­ст­вен­ный и соци­аль­ный ста­тус ее почи­та­те­лей. Так, оче­вид­но при Писи­стра­те, она ста­ла покро­ви­тель­ни­цей Афин, ремес­лен­ни­ков и отдель­ных реме­сел. В пери­од прав­ле­ния Перик­ла про­изо­шло ее пре­вра­ще­ние в боги­ню мира (напри­мер, ста­туя Афи­ны Лем­нии). Ее куль­то­вы­ми живот­ны­ми были сова (отсюда про­зви­ще «сово­окая») и змея, а свя­щен­ным дере­вом — мас­ли­на. В Риме с Афи­ной отож­деств­ля­ли Минерву. Афи­на, как пра­ви­ло, изо­бра­жа­ли в виде суро­вой и вели­че­ст­вен­ной девы в шле­ме, с копьем, щитом и эгидой. От зна­ме­ни­то­го куль­то­во­го изо­бра­же­ния Афи­ны — покры­той сло­но­вой костью и золо­том гигант­ской ста­туи работы Фидия, сде­лан­ной в 30-х гг. 5 в. до н. э. и сто­яв­шей в Пар­фе­ноне на Афин­ском акро­по­ле, — сохра­нил­ся ряд копий и реплик (напри­мер, ста­туя Афи­ны из Пер­га­ма, голо­ва Афи­ны в Копен­га­гене, гем­ма Аспа­сия и дру­гие). Ста­туя Афи­ны Лем­нии, так­же выпол­нен­ная Фиди­ем и уста­нов­лен­ная на Афин­ском акро­по­ле в нача­ле 2-й пол. 5 в. до н. э., отож­деств­ля­ет­ся с сохра­нив­ши­ми­ся до наших дней фраг­мен­та­ми ста­туи, наи­бо­лее выра­зи­тель­ные из кото­рых хра­нят­ся в Дрездене и Боло­нье (голо­ва). На ней Афи­на пред­став­ле­на в обли­ке уми­ротво­ря­ю­щей боги­ни, оли­це­тво­ря­ю­щей тогдаш­ний миро­лю­би­вый поли­ти­че­ский курс Афин. Мно­го­чис­лен­ные ста­туи Афи­ны 5 и 4 вв. до н. э. отра­жа­ют стрем­ле­ние Афин и воз­глав­ля­е­мо­го ими сою­за вос­ста­но­вить преж­ние пози­ции. Пер­гам­ский ренес­санс обра­за Афи­ны в элли­низ­ме явил­ся выра­же­ни­ем при­тя­за­ний атта­лидов по отно­ше­нию к клас­си­че­ско­му наследию (изо­бра­же­ние Афи­ны на фри­зе Пер­гам­ско­го алта­ря). Об Афине — живо­пис­ные полот­на Бот­ти­чел­ли и Рубен­са, комедия Г. Сак­са «Пал­ла­да и Вене­ра».

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
АФИНА (Мифы народов мира)
АФИНА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 127 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Афины.
Паросский мрамор. Римская копия эпохи Августа бронзовой статуи работы Фидия, известной как «Лемносская Афина» («Афина Лемния»).
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Афины.
Паросский мрамор. Римская копия эпохи Августа бронзовой статуи работы Фидия, известной как «Лемносская Афина» («Афина Лемния»).
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Афины.
Паросский мрамор. Римская копия эпохи Августа бронзовой статуи работы Фидия, известной как «Лемносская Афина» («Афина Лемния»).
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина в аттическом шлеме.
Голова — паросский мрамор, туловище — пентелийский мрамор.
II в. н. э.
Инв. № 1399.
Остия, Археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина в аттическом шлеме.
Голова — паросский мрамор, туловище — пентелийский мрамор.
II в. н. э.
Инв. № 1399.
Остия, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина в аттическом шлеме.
Голова — паросский мрамор, туловище — пентелийский мрамор.
II в. н. э.
Инв. № 1399.
Остия, Археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афина.
Мрамор. Ок. 460 г. до н. э.
Инв. № 905.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Форум Нервы. Рельефный фриз со сценами мифа об Арахне.
85—97 гг. н. э.
Рим, Форум Нервы.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Форум Нервы. Рельефный фриз со сценами мифа об Арахне.
85—97 гг. н. э.
Рим, Форум Нервы.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор. IV в. н. э.
Инв. № 6705.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 31 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дупондий, Орихалк
Гай Юлий Цезарь
Неизвестен, 45 г. до н.э.
АВЕРС: CAES. DIC. TER. — бюст Виктории (MRR: Виктория с чертами лица Кальпурнии, жены Цезаря) в плаще, вправо, за плечом крыло, волосы собраны назад и повязаны лентой. Кайма из точек.
РЕВЕРС: C. CLOVI. PRAEF. — Минерва в плаще и шлеме, идущая влево, за правым плечом она несёт трофей, а в левой руке — копья и щит, украшенный головой Медузы и с которого свисают длинные ленты (BMCRR, CRR, Sear, Imperators: от которого расходятся лучи), у её ног — змея с поднятой головой.
2. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Монетный двор, передвигавшийся с Цезарем*, 47—46 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Венеры в диадеме, с ожерельем вправо. Волосы завязаны в узел, спадают двумя прядями. Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — Обнаженный Эней влево, который несет Палладий в правой вытянутой руке и Анхиза в длинной тунике и шлеме на левом плече. Справа надпись вниз: CAESAR. Кайма из точек.
3. Тетрадрахма, серебро
Селевк VI Эпифан Никатор
Селевкия на Каликадне, 96—94 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка VI в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΝΙΚΑΤΟΡΟΣ — Афина Победительница стоит влево; в левой руке — копьё и щит, на правой руке стоит Ника и возлагает на голову Афины венок; слева — цветок, рядом справа — две монограммы.
4. Тетрадрахма, серебро
Антиох VII Эвергет (Сидет)
Дамаск, 130—129 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — Афина Победительница стоит влево; в левой руке — копьё и щит, на правой руке стоит Ника с венком; слева — монограмма; всё внутри венка.
В обрезе: ΓΠΡ (обозначение даты).
5. AE 20, бронза
Антиох II Теос
Тарс, 261—246 гг. до н.э.
АВЕРС: Диоскуры на лошадях вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — Афина Алкидема вправо; в правой руке — копьё, в левой — щит.
6. Статер, золото
Селевк II Каллиник
неизвестный монетный двор (Коммагена?), 246—226 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Афины в коринфском шлеме с гребнем вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника стоит влево, в вытянутой правой руке она держит венок; сзади — длинная пальмовая ветвь, слева — ΝΑ.
7. Тетрадрахма, серебро
Антиох VII Эвергет (Сидет)
Антиохия, 138—129 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — Афина Победительница стоит влево; в левой руке у неё копьё и щит, на правой руке стоит Ника с венком; слева — монограмма ΔI над буквой Π; всё внутри венка.
8. Тетрадрахма, серебро
Антиох VII Эвергет (Сидет)
Антиохия, 138—129 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — Афина Победительница стоит влево; в левой руке у неё копьё и щит, на правой руке стоит Ника с венком; слева от неё на некотором отдалении — монограмма ΔΙ над буквой Α; рядом слева — буква Ο, рядом справа — буква Λ; всё внутри венка.
9. Тетрадрахма, серебро
Антиох VII Эвергет (Сидет)
Дамаск, 135—134 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — Афина Победительница стоит влево; в левой руке у неё копьё и щит, на правой руке стоит Ника с венком; слева — ΛΕ над монограммой; всё внутри венка.
В обрезе: ΗΟΡ (обозначение даты).
10. Тетрадрахма, серебро
Антиох VII Эвергет (Сидет)
Дамаск, 133—132 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — Афина Победительница стоит влево; в левой руке — копьё и щит, на правой руке стоит Ника с венком; слева — ΛΕ; всё внутри венка.
В обрезе: ΠΡ (обозначение даты).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА