Словарь античности

АФИНА, так­же Афи­на Пал­ла­да (дева), веч­но дев­ст­вен­ная боги­ня (Афи­на Пар­фе­нос с куль­то­вым хра­мом Пар­фе­но­ном в Афи­нах), дочь Зев­са. Соглас­но мифу, царь богов про­гло­тил свою супру­гу оке­а­ниду Мети­ду, бере­мен­ную Афи­ной. Гефест рас­ко­лол голо­ву Зев­са уда­ром молота, и на свет появи­лась Афи­на в пол­ном сна­ря­же­нии (изо­бра­же­ние на восточ­ном фрон­тоне Пар­фе­но­на). Суще­ст­ву­ет мне­ние, что Афи­на как боже­ство име­ет догре­че­ское про­ис­хож­де­ние. В част­но­сти, ее воин­ст­вен­ный харак­тер и сна­ря­же­ние — шлем, копье, щит и эгида — заим­ст­во­ва­ны у боги­ни вой­ны и горо­да эпо­хи брон­зы, т. е. из той эпо­хи, к кото­рой при­мы­кал ран­не­гре­че­ский культ Афи­ны. Победив в спо­ре с Посей­до­ном, Афи­на ста­ла покро­ви­тель­ни­цей афин­ско­го наро­да и даро­ва­ла ему свя­щен­ное дере­во — мас­ли­ну (изо­бра­же­ние на запад­ном фрон­тоне Пар­фе­но­на). Как Афи­на Поли­а­да она покро­ви­тель­ст­во­ва­ла и дру­гим горо­дам (напри­мер, При­ене) и почи­та­лась как боги­ня-победи­тель­ни­ца (напри­мер, в Пер­га­ме). Афи­на при­ни­ма­ла уча­стие в борь­бе богов с гиган­та­ми и покро­ви­тель­ст­во­ва­ла мно­гим гре­че­ским геро­ям (Дио­меду, Одис­сею, Герак­лу). Афи­на покро­ви­тель­ст­во­ва­ла так­же раз­ви­тию реме­сел и охра­ня­ла их. Как боги­ня муд­ро­сти и разу­ма Афи­на покро­ви­тель­ст­во­ва­ла нау­кам (ста­туя Афи­ны из Пер­гам­ской биб­лио­те­ки). Она научи­ла людей обузды­вать коней и запря­гать быков, стро­ить и управ­лять колес­ни­ца­ми (как опыт­ная участ­ни­ца поедин­ков колес­ниц). Афи­на пере­да­ла людям искус­ство стро­ить кораб­ли, научи­ла жен­щин прясть и ткать, даро­ва­ла жите­лям зем­ли флей­ту, зако­ны и учреди­ла аре­о­паг. Функ­ции, кото­рые испол­ня­ла боги­ня, отра­жа­ли обще­ст­вен­ный и соци­аль­ный ста­тус ее почи­та­те­лей. Так, оче­вид­но при Писи­стра­те, она ста­ла покро­ви­тель­ни­цей Афин, ремес­лен­ни­ков и отдель­ных реме­сел. В пери­од прав­ле­ния Перик­ла про­изо­шло ее пре­вра­ще­ние в боги­ню мира (напри­мер, ста­туя Афи­ны Лем­нии). Ее куль­то­вы­ми живот­ны­ми были сова (отсюда про­зви­ще «сово­окая») и змея, а свя­щен­ным дере­вом — мас­ли­на. В Риме с Афи­ной отож­дествля­ли Минерву. Афи­на, как пра­ви­ло, изо­бра­жа­ли в виде суро­вой и вели­че­ст­вен­ной девы в шле­ме, с копьем, щитом и эгидой. От зна­ме­ни­то­го куль­то­во­го изо­бра­же­ния Афи­ны — покры­той сло­но­вой костью и золо­том гигант­ской ста­туи работы Фидия, сде­лан­ной в 30-х гг. 5 в. до н. э. и сто­яв­шей в Пар­фе­ноне на Афин­ском акро­по­ле, — сохра­нил­ся ряд копий и реплик (напри­мер, ста­туя Афи­ны из Пер­га­ма, голо­ва Афи­ны в Копен­га­гене, гем­ма Аспа­сия и дру­гие). Ста­туя Афи­ны Лем­нии, так­же выпол­нен­ная Фиди­ем и уста­нов­лен­ная на Афин­ском акро­по­ле в нача­ле 2-й пол. 5 в. до н. э., отож­дествля­ет­ся с сохра­нив­ши­ми­ся до наших дней фраг­мен­та­ми ста­туи, наи­бо­лее выра­зи­тель­ные из кото­рых хра­нят­ся в Дрездене и Боло­нье (голо­ва). На ней Афи­на пред­став­ле­на в обли­ке уми­ротво­ря­ю­щей боги­ни, оли­це­тво­ря­ю­щей тогдаш­ний миро­лю­би­вый поли­ти­че­ский курс Афин. Мно­го­чис­лен­ные ста­туи Афи­ны 5 и 4 вв. до н. э. отра­жа­ют стрем­ле­ние Афин и воз­глав­ля­е­мо­го ими сою­за вос­ста­но­вить преж­ние пози­ции. Пер­гам­ский ренес­санс обра­за Афи­ны в элли­низ­ме явил­ся выра­же­ни­ем при­тя­за­ний атта­лидов по отно­ше­нию к клас­си­че­ско­му наследию (изо­бра­же­ние Афи­ны на фри­зе Пер­гам­ско­го алта­ря). Об Афине — живо­пис­ные полот­на Бот­ти­чел­ли и Рубен­са, комедия Г. Сак­са «Пал­ла­да и Вене­ра».

См. также:
АФИНА (Мифы народов мира)
АФИНА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг муз.
Белый мрамор. Рим. 180—200 гг. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Фронтальный вид саркофага с крышкой.
Тасосский мрамор. Середина II в. н. э.
Остия, Археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Борьба Афины с Алкионеем.
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Фронтон эгинского храма Афины. Реконструкция.

Эгина.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл на ложе в окружении Гермеса, Афины и виночерпия.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художники Андокид (краснофигурная роспись) и Лисиппид (чернофигурная роспись).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза.
340—330 гг. до н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афина из группы «Афина и Марсий».
Мрамор.
Франкфурт-на-Майне, Городская галерея «Либигхаус».
8. КЕРАМИКА. Греция.
Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика.
(Справа: богиня Афина, слева — возница Иолай.)
Мастер Экзекий.
Глина. Ок. 550 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика.
(Справа — богиня Афина, слева — возница Иолай).
Мастер Экзекий.
Глина. Ок. 550 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
10. ГЛИПТИКА. Азия.
Суд над Орестом.
Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
АВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копьё и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле PANSA. Кайма из точек
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копьё и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
2. Денарий, серебро
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка A. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копьё и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
3. Денарий, серебро
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копьё и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
4. Дупондий, Орихалк
Гай Юлий Цезарь
Неизвестен, 45 г. до н.э.
АВЕРС: CAES. DIC. TER. — бюст Виктории (MRR: Виктория с чертами лица Кальпурнии, жены Цезаря) в плаще, вправо, за плечом крыло, волосы собраны назад и повязаны лентой. Кайма из точек.
РЕВЕРС: C. CLOVI. PRAEF. — Минерва в плаще и шлеме, идущая влево, за правым плечом она несёт трофей, а в левой руке — копья и щит, украшенный головой Медузы и с которого свисают длинные ленты (BMCRR, CRR, Sear, Imperators: от которого расходятся лучи), у её ног — змея с поднятой головой.
5. Тетрадрахма, серебро
Селевк VI Эпифан Никатор
Селевкия на Каликадне, 96—94 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка VI в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ???????? ???????? ????????? ????????? — Афина Победительница стоит влево; в левой руке — копьё и щит, на правой руке стоит Ника и возлагает на голову Афины венок; слева — цветок, рядом справа — две монограммы.
6. AE 20, бронза
Антиох II Теос
Тарс, 261—246 гг. до н.э.
АВЕРС: Диоскуры на лошадях вправо.
РЕВЕРС: ???????? ???????? — Афина Алкидема вправо; в правой руке — копьё, в левой — щит.
7. Тетрадрахма, серебро
Антиох VII Эвергет (Сидет)
Дамаск, 130—129 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ???????? ???????? ????????? — Афина Победительница стоит влево; в левой руке — копьё и щит, на правой руке стоит Ника с венком; слева — монограмма; всё внутри венка.
В обрезе: ??? (обозначение даты).
8. Тетрадрахма, серебро
Антиох VII Эвергет (Сидет)
Малл, 138—129 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VII в диадеме вправо, сзади — буква ? над ?.
РЕВЕРС: ???????? ???????? ????????? — культовое изображение Афины Магарсийской, она стоит во фронт, у головы по бокам расположены звезды; в правой руке она держит копьё, левая выставлена в сторону; ниже спины идёт длинная эгида; слева под легендой — монограмма ????, справа под легендой — буква ?.
9. Тетрадрахма, серебро
Антиох VII Эвергет (Сидет)
Антиохия, 138—129 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ???????? ???????? ????????? — Афина Победительница стоит влево; в левой руке у неё копьё и щит, на правой руке стоит Ника с венком; слева — монограмма ?I над буквой ?; всё внутри венка.
10. Статер, золото
Селевк II Каллиник
неизвестный монетный двор (Коммагена?), 246—226 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Афины в коринфском шлеме с гребнем вправо.
РЕВЕРС: ???????? ???????? — Ника стоит влево, в вытянутой правой руке она держит венок; сзади — длинная пальмовая ветвь, слева — ??.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА