Словарь античности

АФИНА, так­же Афи­на Пал­ла­да (дева), веч­но дев­ст­вен­ная боги­ня (Афи­на Пар­фе­нос с куль­то­вым хра­мом Пар­фе­но­ном в Афи­нах), дочь Зев­са. Соглас­но мифу, царь богов про­гло­тил свою супру­гу оке­а­ниду Мети­ду, бере­мен­ную Афи­ной. Гефест рас­ко­лол голо­ву Зев­са уда­ром молота, и на свет появи­лась Афи­на в пол­ном сна­ря­же­нии (изо­бра­же­ние на восточ­ном фрон­тоне Пар­фе­но­на). Суще­ст­ву­ет мне­ние, что Афи­на как боже­ство име­ет догре­че­ское про­ис­хож­де­ние. В част­но­сти, ее воин­ст­вен­ный харак­тер и сна­ря­же­ние — шлем, копье, щит и эгида — заим­ст­во­ва­ны у боги­ни вой­ны и горо­да эпо­хи брон­зы, т. е. из той эпо­хи, к кото­рой при­мы­кал ран­не­гре­че­ский культ Афи­ны. Победив в спо­ре с Посей­до­ном, Афи­на ста­ла покро­ви­тель­ни­цей афин­ско­го наро­да и даро­ва­ла ему свя­щен­ное дере­во — мас­ли­ну (изо­бра­же­ние на запад­ном фрон­тоне Пар­фе­но­на). Как Афи­на Поли­а­да она покро­ви­тель­ст­во­ва­ла и дру­гим горо­дам (напри­мер, При­ене) и почи­та­лась как боги­ня-победи­тель­ни­ца (напри­мер, в Пер­га­ме). Афи­на при­ни­ма­ла уча­стие в борь­бе богов с гиган­та­ми и покро­ви­тель­ст­во­ва­ла мно­гим гре­че­ским геро­ям (Дио­меду, Одис­сею, Герак­лу). Афи­на покро­ви­тель­ст­во­ва­ла так­же раз­ви­тию реме­сел и охра­ня­ла их. Как боги­ня муд­ро­сти и разу­ма Афи­на покро­ви­тель­ст­во­ва­ла нау­кам (ста­туя Афи­ны из Пер­гам­ской биб­лио­те­ки). Она научи­ла людей обузды­вать коней и запря­гать быков, стро­ить и управ­лять колес­ни­ца­ми (как опыт­ная участ­ни­ца поедин­ков колес­ниц). Афи­на пере­да­ла людям искус­ство стро­ить кораб­ли, научи­ла жен­щин прясть и ткать, даро­ва­ла жите­лям зем­ли флей­ту, зако­ны и учреди­ла аре­о­паг. Функ­ции, кото­рые испол­ня­ла боги­ня, отра­жа­ли обще­ст­вен­ный и соци­аль­ный ста­тус ее почи­та­те­лей. Так, оче­вид­но при Писи­стра­те, она ста­ла покро­ви­тель­ни­цей Афин, ремес­лен­ни­ков и отдель­ных реме­сел. В пери­од прав­ле­ния Перик­ла про­изо­шло ее пре­вра­ще­ние в боги­ню мира (напри­мер, ста­туя Афи­ны Лем­нии). Ее куль­то­вы­ми живот­ны­ми были сова (отсюда про­зви­ще «сово­окая») и змея, а свя­щен­ным дере­вом — мас­ли­на. В Риме с Афи­ной отож­дествля­ли Минерву. Афи­на, как пра­ви­ло, изо­бра­жа­ли в виде суро­вой и вели­че­ст­вен­ной девы в шле­ме, с копьем, щитом и эгидой. От зна­ме­ни­то­го куль­то­во­го изо­бра­же­ния Афи­ны — покры­той сло­но­вой костью и золо­том гигант­ской ста­туи работы Фидия, сде­лан­ной в 30-х гг. 5 в. до н. э. и сто­яв­шей в Пар­фе­ноне на Афин­ском акро­по­ле, — сохра­нил­ся ряд копий и реплик (напри­мер, ста­туя Афи­ны из Пер­га­ма, голо­ва Афи­ны в Копен­га­гене, гем­ма Аспа­сия и дру­гие). Ста­туя Афи­ны Лем­нии, так­же выпол­нен­ная Фиди­ем и уста­нов­лен­ная на Афин­ском акро­по­ле в нача­ле 2-й пол. 5 в. до н. э., отож­дествля­ет­ся с сохра­нив­ши­ми­ся до наших дней фраг­мен­та­ми ста­туи, наи­бо­лее выра­зи­тель­ные из кото­рых хра­нят­ся в Дрездене и Боло­нье (голо­ва). На ней Афи­на пред­став­ле­на в обли­ке уми­ротво­ря­ю­щей боги­ни, оли­це­тво­ря­ю­щей тогдаш­ний миро­лю­би­вый поли­ти­че­ский курс Афин. Мно­го­чис­лен­ные ста­туи Афи­ны 5 и 4 вв. до н. э. отра­жа­ют стрем­ле­ние Афин и воз­глав­ля­е­мо­го ими сою­за вос­ста­но­вить преж­ние пози­ции. Пер­гам­ский ренес­санс обра­за Афи­ны в элли­низ­ме явил­ся выра­же­ни­ем при­тя­за­ний атта­лидов по отно­ше­нию к клас­си­че­ско­му наследию (изо­бра­же­ние Афи­ны на фри­зе Пер­гам­ско­го алта­ря). Об Афине — живо­пис­ные полот­на Бот­ти­чел­ли и Рубен­са, комедия Г. Сак­са «Пал­ла­да и Вене­ра».

См. также:
АФИНА (Мифы народов мира)
АФИНА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
3. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Борьба Афины с Алкионеем.
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афина Парфенос.

Афины, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афина, опирающаяся на копье. Рельеф с Афинского акрополя.
Мрамор.
Круг Мирона.
Сер. V в. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Фронтальный вид саркофага с крышкой.
Тасосский мрамор. Середина II в. н. э.
Остия, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Группа «Афина и Марсий». Реконструкция.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в пеплосе и в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо и опираясь правой рукой на перевернутое копье, в левой руке она держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева справа.
3. Тетрадрахма, серебро
Гераклея Латмийская, 150—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Афины вправо, в аттическом шлеме с тройным гребнем, с поднятыми нащечниками; тулья украшена завитками и Пегасом, налобник украшен протомой шестерки лошадей (CNG, NAC: четверка, Nomos: шестерка); у богини серьги с подвеской и жемчужное ожерелье.
РЕВЕРС: ΗΡΑΚΛΕΩΤΩΝ — палица вправо; внизу, между двумя монограммами, стоит анфас сова, наклонив немного голову вправо; все внутри дубового венка, завязанного слева.
4. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
5. Дидрахма, медь
Бреттии, 208—203 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний.
6. AE, медь
Септимий Север
Илиум в Троаде, 202—211 гг.
АВЕРС: Π ϹΕΠΤΙ ΓΕΤΑϹ ΚΑΙ — бюст Геты, в панцире, палудаментуме, с обнаженной головой, вправо.
РЕВЕРС: ΙΛΙΕΩΝ — бюст Афины в шлеме и в эгиде вправо.
7. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
8. Тетрадрахма, биллон
Север Александр
Египет, Александрия, 230—231 гг.
АВЕРС: Α. ΚΑΙ. ΜΑΡ. ΑΥΡ. ϹΕΥ. ΑΛΕΞΑΝΔΡΟϹ — драпированный бюст Александра Севера в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо.
РЕВЕРС: Обращенный вправо бюст Афины в аттическом шлеме с гребнем, украшенном в основании гребня лежащей сфинкс и спереди — квадригой Гелиоса с развевающимся позади него плащом; Афина одета в хитон, застегнутый фибулой на левом плече; перед ней пальмовая ветвь.
В поле слева: (= год царствования 10-й).
9. Денарий, серебро
АВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле PANSA. Кайма из точек
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
10. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка A. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА