Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АФИ́НА

Athēne, см. Pal­las Athe­ne.

См. также:
АФИНА (Словарь античности)
АФИНА (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 177.
См. по теме: ЭЛИМ, ЕЛИМ • ЭПАФ, ЕПАФ • ЭРАТО, ЕРАТО • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Убийство Медузы Персеем в присутствии Афины и рождение Пегаса. Метопа фриза Храма C в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
540—510 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл на ложе в окружении Гермеса, Афины и виночерпия.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художники Андокид (краснофигурная роспись) и Лисиппид (чернофигурная роспись).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос.
Римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э., относившегося к типу Парфенос Фидия.
Мрамор.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос (деталь).
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э., относившегося к типу Парфенос Фидия.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос (деталь).
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э., относившегося к типу Парфенос Фидия.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
7. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Борьба Афины с Алкионеем.
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Суд Париса.
Фреска IV стиля из Помпей (V. 2. 15).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э., относившегося к типу Парфенос Фидия.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос (деталь).
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э., относившегося к типу Парфенос Фидия.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в пеплосе и в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо и опираясь правой рукой на перевернутое копье, в левой руке она держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева справа.
3. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
4. Дидрахма, медь
Бреттии, 208—203 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний.
5. Тетрадрахма, серебро
Гераклея Латмийская, 150—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Афины вправо, в аттическом шлеме с тройным гребнем, с поднятыми нащечниками; тулья украшена завитками и Пегасом, налобник украшен протомой шестерки лошадей (CNG, NAC: четверка, Nomos: шестерка); у богини серьги с подвеской и жемчужное ожерелье.
РЕВЕРС: ΗΡΑΚΛΕΩΤΩΝ — палица вправо; внизу, между двумя монограммами, стоит анфас сова, наклонив немного голову вправо; все внутри дубового венка, завязанного слева.
6. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
7. AE, медь
Септимий Север
Илиум в Троаде, 202—211 гг.
АВЕРС: Π ϹΕΠΤΙ ΓΕΤΑϹ ΚΑΙ — бюст Геты, в панцире, палудаментуме, с обнаженной головой, вправо.
РЕВЕРС: ΙΛΙΕΩΝ — бюст Афины в шлеме и в эгиде вправо.
8. Тетрадрахма, биллон
Север Александр
Египет, Александрия, 230—231 гг.
АВЕРС: Α. ΚΑΙ. ΜΑΡ. ΑΥΡ. ϹΕΥ. ΑΛΕΞΑΝΔΡΟϹ — драпированный бюст Александра Севера в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо.
РЕВЕРС: Обращенный вправо бюст Афины в аттическом шлеме с гребнем, украшенном в основании гребня лежащей сфинкс и спереди — квадригой Гелиоса с развевающимся позади него плащом; Афина одета в хитон, застегнутый фибулой на левом плече; перед ней пальмовая ветвь.
В поле слева: (= год царствования 10-й).
9. Денарий, серебро
АВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле PANSA. Кайма из точек
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
10. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка A. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА