Словарь античности

АФРОДИТА, гре­че­ская боги­ня люб­ви и кра­соты (рим­ская Вене­ра). У Гоме­ра Афро­ди­та — дочь Зев­са и Дио­ны; соглас­но Геси­о­ду, она роди­лась из мор­ской пены (отсюда про­зви­ще Афро­ди­та Ана­дио­ме­на, т. е. «рож­ден­ная из пены»). Супру­га Гефе­ста, изме­нив­шая ему с Аре­сом; от Аре­са роди­ла сына Эрота, бога люб­ви (рим­ский Амур). Смерть Адо­ни­са, воз­люб­лен­но­го Афро­ди­ты, при­нес­ла ей огром­ное горе. От Анхи­са у Афро­ди­ты был сын Эней. Во вре­мя спо­ра, вызван­но­го Эридой, о том, какая боги­ня — Гера, Афи­на или Афро­ди­та — самая кра­си­вая, Парис отдал ябло­ко Афро­ди­те в знак ее пред­по­чте­ния. За это Афро­ди­та помог­ла ему похи­тить Еле­ну. Во вспых­нув­шей по этой при­чине Тро­ян­ской войне Афро­ди­та была на сто­роне Трои. Афро­ди­та как боже­ство была заим­ст­во­ва­на гре­ка­ми из ближ­не­во­сточ­ных куль­тов. В ней соеди­ни­лись чер­ты семит­ской боги­ни пло­до­ро­дия, люб­ви и неба Астар­ты с обли­ком мало­азий­ской Вели­кой мате­ри. Про­сти­ту­ция рабынь при куль­то­вых хра­мах Афро­ди­ты в Корин­фе и на Эрик­се при­шла, оче­вид­но, с Восто­ка. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные куль­то­вые соору­же­ния, воз­двиг­ну­тые в честь Афро­ди­ты, нахо­дят­ся на Кип­ре (отсюда про­зви­ще боги­ни Кипри­да), в Кифе­ре (поэто­му — Кифе­рея) и на горе Эри­ке в Сици­лии (поэто­му — Эри­ки­на). В куль­те Афро­ди­ты свя­щен­ны­ми счи­та­лись мирт, голубь, воро­бей и заяц. Боги­ня часто изо­бра­жа­лась в скульп­ту­ре и на вазо­вой рос­пи­си. Наи­бо­лее извест­ны ста­туя Афро­ди­ты работы Алка­ме­на, ста­туя работы Пра­к­си­те­ля (Афро­ди­та Книд­ская), Лисип­па (Афро­ди­та из Капуи), ста­туя Афро­ди­ты из Мело­са и Афро­ди­ты из Кире­ны. В после­ан­тич­ном искус­стве образ Афро­ди­ты встре­ча­ет­ся во мно­гих худо­же­ст­вен­ных про­из­веде­ни­ях, при­чем чаще ее назы­ва­ли латин­ским име­нем Вене­ра (полот­на Пус­се­на, Тье­по­ло, опе­ра Орфа).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
АФРОДИТА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
АФРОДИТА (Мифы народов мира)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 174 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (Капитолийский тип). Деталь.
Мрамор. Римская копия эпохи империи греческого образца эллинистической эпохи.
Инв. № 21.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афродиты, подписанная Менофантом.
Греческий мелкозернистый мрамор. Греческая копия I в. до н. э.
Инв. № 75674.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита деталь.
Мрамор. Римская копия I—II вв. н. э. греческого образца III—II вв. до н. э.
Инв. № 52.11.5.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (тип «Афродита Сиракузская», или «Афродита Ландолина из Сиракуз»).
Белый мрамор. Копия I в. до н. э. греческого образца.
Инв. № CCXV.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, Зал VII.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (Капитолийский тип).
Мрамор. Римская копия эпохи империи греческого образца эллинистической эпохи.
Инв. № 21.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афродиты, подписанная Менофантом (деталь).
Греческий мелкозернистый мрамор. Греческая копия I в. до н. э.
Инв. № 75674.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афродиты, подписанная Менофантом. Деталь: подпись.
Греческий мелкозернистый мрамор. Греческая копия I в. до н. э.
Инв. № 75674.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (т. н. капитолийский или дрезденско-капитолийский тип).
Мрамор. Римская работа II в. по греческому образцу III—II вв. до н. э.
Инв. № 6286.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (т. н. капитолийский или дрезденско-капитолийский тип) с портретной головой. Деталь.
Мрамор. Римская работа первой половины II в. по греческому образцу III—II вв. до н. э.
Инв. № 6299.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (т. н. капитолийский или дрезденско-капитолийский тип).
Мрамор. Римская работа II в. по греческому образцу III—II вв. до н. э.
Инв. № 6286.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 4)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Сицилия, 47 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAESAR IMP. COS. ITER — бюст Венеры в легкой драпировке и диадеме, направо, ее волосы собраны на затылке в узел, два локона спускаются на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: A. ALLIENUS PRO. COS. — обнаженный герой Тринакр влево, он ставит правую ногу на нос корабля, в правой руке, которой он опирается о колено, трискелис, вокруг левой обмотан плащ. Кайма из точек.
2. AE 18, медь
Август
Пергам, 10—2 гг. до н.э.
АВЕРС: ΛΙΒΙΑΝ ΗΡΑΝ ΧΑΡΙΝΟΣ — драпированный бюст Ливии в образе Геры, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΙΟΥΛΙΑΝ ΑΦΡΟΔΙΤΗΝ — драпированный бюст Юлии в образе Афродиты, обращенный вправо.
3. AE 20, медь
Август
Иония, Смирна, 10 г. до н.э.
АВЕРС: ΣΕΒΑΣΤΩΙ ΖΜΥΡΝΑΙΟΙ — парные бюсты Августа в лавром венке и Ливии, в драпировке, вправо.
РЕВЕРС: ΛΕΟΝΤΙΣΚΟΣ ΙΠΠΟΜΕΔΟΝΤΟΣ — Афродита Стратоника стоит во фронт, держит скипетр в правой руке и Нику — в левой; справа — голубь.
4. Дистатер, серебро
Никокл
Пафос, 325—309 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Афродиты, обращенная влево, в искусной тиаре, состоящей из стенного венца с четырьмя башнями, ограждающего полос, украшенный пальметтами и колечками; она носит серьги в форме диска с тройным кулоном и жемчужное ожерелье; позади шеи Π ΒΑ.
РЕВЕРС: ΝΙΚΟΚΛΕΟΥΣ ΠΑΦΙΟΝ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, с плащом через плечо, сидит влево на омфале, держа стрелу в правой руке и лук, поставленный на землю, в левой; слева лавровая ветвь.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА