Словарь античности

АФРОДИТА, гре­че­ская боги­ня люб­ви и кра­соты (рим­ская Вене­ра). У Гоме­ра Афро­ди­та — дочь Зев­са и Дио­ны; соглас­но Геси­о­ду, она роди­лась из мор­ской пены (отсюда про­зви­ще Афро­ди­та Ана­дио­ме­на, т. е. «рож­ден­ная из пены»). Супру­га Гефе­ста, изме­нив­шая ему с Аре­сом; от Аре­са роди­ла сына Эрота, бога люб­ви (рим­ский Амур). Смерть Адо­ни­са, воз­люб­лен­но­го Афро­ди­ты, при­нес­ла ей огром­ное горе. От Анхи­са у Афро­ди­ты был сын Эней. Во вре­мя спо­ра, вызван­но­го Эридой, о том, какая боги­ня — Гера, Афи­на или Афро­ди­та — самая кра­си­вая, Парис отдал ябло­ко Афро­ди­те в знак ее пред­по­чте­ния. За это Афро­ди­та помог­ла ему похи­тить Еле­ну. Во вспых­нув­шей по этой при­чине Тро­ян­ской войне Афро­ди­та была на сто­роне Трои. Афро­ди­та как боже­ство была заим­ст­во­ва­на гре­ка­ми из ближ­не­во­сточ­ных куль­тов. В ней соеди­ни­лись чер­ты семит­ской боги­ни пло­до­ро­дия, люб­ви и неба Астар­ты с обли­ком мало­азий­ской Вели­кой мате­ри. Про­сти­ту­ция рабынь при куль­то­вых хра­мах Афро­ди­ты в Корин­фе и на Эрик­се при­шла, оче­вид­но, с Восто­ка. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные куль­то­вые соору­же­ния, воз­двиг­ну­тые в честь Афро­ди­ты, нахо­дят­ся на Кип­ре (отсюда про­зви­ще боги­ни Кипри­да), в Кифе­ре (поэто­му — Кифе­рея) и на горе Эри­ке в Сици­лии (поэто­му — Эри­ки­на). В куль­те Афро­ди­ты свя­щен­ны­ми счи­та­лись мирт, голубь, воро­бей и заяц. Боги­ня часто изо­бра­жа­лась в скульп­ту­ре и на вазо­вой рос­пи­си. Наи­бо­лее извест­ны ста­туя Афро­ди­ты работы Алка­ме­на, ста­туя работы Пра­к­си­те­ля (Афро­ди­та Книд­ская), Лисип­па (Афро­ди­та из Капуи), ста­туя Афро­ди­ты из Мело­са и Афро­ди­ты из Кире­ны. В после­ан­тич­ном искус­стве образ Афро­ди­ты встре­ча­ет­ся во мно­гих худо­же­ст­вен­ных про­из­веде­ни­ях, при­чем чаще ее назы­ва­ли латин­ским име­нем Вене­ра (полот­на Пус­се­на, Тье­по­ло, опе­ра Орфа).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
АФРОДИТА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
АФРОДИТА (Мифы народов мира)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 187 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Каллипига.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Небольшая статуя Афродиты (Венеры).
Римская копия греческого образца.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Посвятительный рельеф Арею и Афродите.
Мрамор. Аттическая работа второй половины V в. до н. э.
Инв. № 126.
Венеция, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Небольшая статуя Афродиты (Венеры).
Римская копия греческого образца.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Венера Эсквилинская.
Паросский мрамор. Эпоха Адриана (117—138 гг.).
Инв. № 1141.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Каллипига.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Небольшая статуя Афродиты (Венеры).
Римская копия греческого образца.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Венера Эсквилинская.
Паросский мрамор. Эпоха Адриана (117—138 гг.).
Инв. № 1141.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Венеры Прародительницы (Venus Genetrix).
Мрамор. Римская копия I—II вв. н. э. греческой бронзовой статуи конца V в. до н. э., приписываемой Каллимаху.
Инв. № 32.11.3.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (Капитолийский тип). Деталь.
Мрамор. Римская копия эпохи империи греческого образца эллинистической эпохи.
Инв. № 21.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 6)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — голова Венеры в диадеме, серьгах в виде крестов и ожерелье, вправо. Её волосы собраны в пучок и два локона спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Сулла полулежит напротив скалы, опираясь головой на левую руку, справа от него — Луна, спускающаяся со скалы, на её лбу и над её головой — полумесяц, развевающееся покрывало, в её правой руке зажжённый факел; позади Суллы — Виктория с распростёртыми крыльями, которая держит посох в поднятой правой руке. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IM P M (Caesar Imperator Pontifex Maximus) — голова Цезаря в венке вправо, позади — полумесяц. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L AEMILIVS BVCA — Венера влево, в правой руке держит Викторию, а левой опирается на скипетр. Кайма из точек.
3. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Сицилия, 47 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAESAR IMP. COS. ITER — бюст Венеры в легкой драпировке и диадеме, направо, ее волосы собраны на затылке в узел, два локона спускаются на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: A. ALLIENUS PRO. COS. — обнаженный герой Тринакр влево, он ставит правую ногу на нос корабля, в правой руке, которой он опирается о колено, трискелис, вокруг левой обмотан плащ. Кайма из точек.
4. AE 18, медь
Август
Пергам, 10—2 гг. до н.э.
АВЕРС: ΛΙΒΙΑΝ ΗΡΑΝ ΧΑΡΙΝΟΣ — драпированный бюст Ливии в образе Геры, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΙΟΥΛΙΑΝ ΑΦΡΟΔΙΤΗΝ — драпированный бюст Юлии в образе Афродиты, обращенный вправо.
5. AE 20, медь
Август
Иония, Смирна, 10 г. до н.э.
АВЕРС: ΣΕΒΑΣΤΩΙ ΖΜΥΡΝΑΙΟΙ — парные бюсты Августа в лавром венке и Ливии, в драпировке, вправо.
РЕВЕРС: ΛΕΟΝΤΙΣΚΟΣ ΙΠΠΟΜΕΔΟΝΤΟΣ — Афродита Стратоника стоит во фронт, держит скипетр в правой руке и Нику — в левой; справа — голубь.
6. Дистатер, серебро
Никокл
Пафос, 325—309 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Афродиты, обращенная влево, в искусной тиаре, состоящей из стенного венца с четырьмя башнями, ограждающего полос, украшенный пальметтами и колечками; она носит серьги в форме диска с тройным кулоном и жемчужное ожерелье; позади шеи Π ΒΑ.
РЕВЕРС: ΝΙΚΟΚΛΕΟΥΣ ΠΑΦΙΟΝ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, с плащом через плечо, сидит влево на омфале, держа стрелу в правой руке и лук, поставленный на землю, в левой; слева лавровая ветвь.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА