Мифы народов мира

АФРОДИ́ТА (Ἀφρο­δίτη), в гре­че­ской мифо­ло­гии боги­ня люб­ви и кра­соты. Боги­ня мало­азий­ско­го про­ис­хож­де­ния. Эти­мо­ло­гия это­го негре­че­ско­го име­ни боги­ни не ясна. Суще­ст­ву­ют две вер­сии про­ис­хож­де­ния Афро­ди­ты: соглас­но одной — позд­ней, она — дочь Зев­са и Дио­ны (Hom. Il. V 370); соглас­но дру­гой (Hes. Theog. 189—206), она роди­лась из кро­ви оскоп­лён­но­го Кро­ном Ура­на, кото­рая попа­ла в море и обра­зо­ва­ла пену; отсюда т. н. народ­ная эти­мо­ло­гия её име­ни «пено­рож­дён­ная» (от греч. ἀφρός, «пена») и одно­го из её про­звищ — Ана­дио­ме­на — «появив­ша­я­ся на поверх­но­сти моря». Миф отра­жа­ет древ­нее хто­ни­че­ское про­ис­хож­де­ние боги­ни, кото­рое под­твер­жда­ет­ся так­же сооб­ще­ни­ем Геси­о­да, что вме­сте с Афро­ди­той из кро­ви Ура­на появи­лись на свет эри­нии и гиган­ты (сле­до­ва­тель­но, Афро­ди­та стар­ше Зев­са и явля­ет­ся одной из пер­вич­ных хто­ни­че­ских сил). Афро­ди­та обла­да­ла кос­ми­че­ски­ми функ­ци­я­ми мощ­ной, про­ни­зы­ваю­щей весь мир люб­ви. Это её вооду­шев­ля­ю­щее, веч­но юное нача­ло опи­са­но у Лукре­ция в поэ­ме «О при­ро­де вещей» (I 1—13). Афро­ди­та пред­став­ля­лась как боги­ня пло­до­ро­дия, веч­ной вес­ны и жиз­ни. Отсюда эпи­те­ты боги­ни: «Афро­ди­та в садах», «свя­щен­но­са­до­вая», «Афро­ди­та в стеб­лях», «Афро­ди­та на лугах». Она все­гда в окру­же­нии роз, мир­тов, ане­мо­нов, фиа­лок, нар­цис­сов, лилий и в сопро­вож­де­нии харит, ор (см. Горы) и нимф (Hom. Il. V 338; Od. XVIII 194; Hymn. Hom. VI 5 след.). Афро­ди­та про­слав­ля­лась как дару­ю­щая зем­ле изоби­лие, вер­шин­ная («боги­ня гор»), спут­ни­ца и доб­рая помощ­ни­ца в пла­ва­нии («боги­ня моря»), т. е. зем­ля, море и горы объ­яты силой Афро­ди­ты. Она — боги­ня бра­ков и даже родов (Paus. I 1, 5), а так­же «дето­пи­та­тель­ни­ца». Любов­ной вла­сти Афро­ди­ты под­чи­не­ны боги и люди. Ей непо­д­власт­ны толь­ко Афи­на, Арте­ми­да и Гестия (Hymn. Hom. IV 7—33).

По сво­е­му восточ­но­му про­ис­хож­де­нию Афро­ди­та близ­ка и даже с.133 отож­дествля­ет­ся с фини­кий­ской Астар­той, вави­ло­но-асси­рий­ской Иштар, еги­пет­ской Иси­дой. Подоб­но этим восточ­ным боги­ням пло­до­ро­дия Афро­ди­та появ­ля­ет­ся (IV 69 след.) в сопро­вож­де­нии сви­ты диких зве­рей — львов, вол­ков, мед­ведей, усми­рён­ных все­лён­ным в них боги­ней любов­ным жела­ни­ем. В сохра­нив­шем­ся фраг­мен­те тра­гедии Эсхи­ла «Дана­иды» (frg. 44) Афро­ди­та тоже высту­па­ет как боги­ня пло­до­ро­дия. Одна­ко в Гре­ции эти мало­азий­ские чер­ты боги­ни, сбли­жаю­щие её так­же с боги­ней-мате­рью и Кибе­лой, ста­но­вят­ся мяг­че. Хотя слу­же­ние Афро­ди­те часто носи­ло чув­ст­вен­ный харак­тер (Афро­ди­та счи­та­лась даже боги­ней гетер, сама име­но­ва­лась гете­рой и блуд­ни­цей), посте­пен­но арха­и­че­ская боги­ня с её сти­хий­ной сек­су­аль­но­стью и пло­до­ви­то­стью пре­вра­ти­лась в кокет­ли­вую и игри­вую Афро­ди­ту, заняв­шую своё место сре­ди олим­пий­ских богов. Эта клас­си­че­ская Афро­ди­та — дочь Зев­са и Дио­ны, её рож­де­ние из кро­ви Ура­на почти забы­то. В Гоме­ров­ском гимне (VI) боги­ня появ­ля­ет­ся из воздуш­ной мор­ской пены вбли­зи Кип­ра (отсюда Афро­ди­та — Кипри­да, «кипро­рож­дён­ная»). Горы в золотых диа­де­мах увен­чи­ва­ют её золотым вен­цом, укра­ша­ют золотым оже­ре­льем и серь­га­ми, а боги при виде «фиал­ко­вен­чан­ной» Афро­ди­ты дивят­ся пре­ле­сти Кифе­реи (культ Афро­ди­ты был рас­про­стра­нён и на ост­ро­ве Кифе­ра) и воз­го­ра­ют­ся жела­ни­ем взять её в жёны. Мужем Афро­ди­ты явля­ет­ся Гефест — самый искус­ный мастер и самый некра­си­вый сре­ди богов. Хро­мо­но­гий Гефест трудит­ся у нако­ва­лен в сво­ей куз­ни­це, а Кипри­да, нежась в опо­чи­вальне, рас­чё­сы­ва­ет золотым греб­нем куд­ри и при­ни­ма­ет гостей — Геру и Афи­ну (Apoll. Rhod. III 36—51). Люб­ви Афро­ди­ты домо­га­лись Посей­дон и Арес. О люб­ви Аре­са и Афро­ди­ты повест­ву­ет ряд источ­ни­ков и назы­ва­ют­ся дети от это­го неза­кон­но­го бра­ка: Эрот и Ант­эрот (явно позд­не­эл­ли­ни­сти­че­ская сим­во­ли­ка), а так­же Дей­мос, Фобос («страх» и «ужас» — спут­ни­ки Аре­са) и Гар­мо­ния (Hes. Theog. 934—937). Пер­во­на­чаль­но Эрот — кос­ми­че­ское боже­ство, порож­де­ние Хао­са (116 след.), в олим­пий­ской мифо­ло­гии стал сыном Афро­ди­ты. Пар­ме­нид пишет о рож­де­нии Эрота: «Пер­вым из всех богов Афро­ди­та сотво­ри­ла Эрота», под­чёр­ки­вая имен­но само­сто­я­тель­ную созидаю­щую силу боги­ни люб­ви. В позд­ней лите­ра­ту­ре (Apoll. Rhod. III 111—159) Эрот ока­зы­ва­ет­ся гораздо более силь­ным, чем его мать, и, несмот­ря на свой дет­ский воз­раст, помы­ка­ет Афро­ди­той, став её посто­ян­ным спут­ни­ком, кры­ла­тым маль­чи­ком, воору­жён­ным луком и стре­ла­ми, все­ля­ю­щи­ми любовь. Сыном Афро­ди­ты от Гер­ме­са счи­та­ет­ся Гер­ма­фро­дит (назы­вае­мый так­же Афро­ди­том).

Как и дру­гие олим­пий­ские боги, Афро­ди­та покро­ви­тель­ст­ву­ет геро­ям, но это покро­ви­тель­ство рас­про­стра­ня­ет­ся толь­ко на сфе­ру люб­ви. Она обе­ща­ет Пари­су любовь Еле­ны (Apol­lod. epit. III 2) и следит за проч­но­стью их сою­за, тер­пя брань из уст Еле­ны (Hom. Il. III 399—412). Афро­ди­та пыта­ет­ся вме­ши­вать­ся в воен­ные собы­тия под Тро­ей, будучи прин­ци­пи­аль­ной защит­ни­цей тро­ян­цев, вме­сте с таки­ми бога­ми мало­азий­ско­го про­ис­хож­де­ния, как Апол­лон, Арес, Арте­ми­да. Она спа­са­ет Пари­са во вре­мя его поедин­ка с Мене­ла­ем (III 380 след.). Она вме­ши­ва­ет­ся в сра­же­ние, в кото­ром совер­ша­ет свои подви­ги Дио­мед, и пыта­ет­ся выне­сти из бит­вы тро­ян­ско­го героя Энея — сво­его сына от воз­люб­лен­но­го Анхи­са (V 311—318). Одна­ко Дио­мед пре­сле­ду­ет боги­ню и ранит её в руку (V 334—343), так что Энея под­хва­ты­ва­ет Апол­лон, закрыв его чёр­ным обла­ком. Арес на сво­ей золо­той колес­ни­це достав­ля­ет Афро­ди­ту на Олимп, где её заклю­ча­ет в объ­я­тия мать Дио­на (V 370 след.). Афро­ди­ту под­ни­ма­ют на смех Гера и Афи­на — её посто­ян­ные про­тив­ни­цы (V 418—425), и Зевс, улы­ба­ясь, сове­ту­ет доче­ри не зани­мать­ся вой­ной, а устра­и­вать бра­ки (V 429 след.). Афро­ди­та с наслаж­де­ни­ем вну­ша­ет любов­ные чув­ства людям и сама влюб­ля­ет­ся, изме­няя хро­мо­но­го­му супру­гу. Даже Геси­од, дав­ший столь древ­нюю гене­а­ло­гию Афро­ди­ты, при­пи­сы­ва­ет ей обыч­ные любов­ные функ­ции — слад­кую негу люб­ви, смех, улыб­ки, обма­ны, «пья­ня­щую радость объ­я­тий» (Hes. Theog. 205 след.). В Гоме­ров­ском гимне (IV) Афро­ди­та изо­бра­жа­ет­ся влюб­лён­ной в тро­ян­ско­го героя Анхи­са, и эта любовь пред­став­ле­на в духе рос­кош­ной и утон­чён­ной кар­ти­ны позд­не­го вре­ме­ни, хотя сама Афро­ди­та наде­ле­на чер­та­ми мат­ри­ар­халь­ной вла­ды­чи­цы, перед кото­рой ощу­ща­ет­ся всё ничто­же­ство муж­ско­го нача­ла, как и в исто­рии люб­ви Афро­ди­ты к Адо­ни­су, подоб­ной исто­рии Кибе­лы и Атти­са.

В гоме­ров­ском эпо­се Афро­ди­та при­ни­ма­ет всё более кокет­ли­вые чер­ты и отно­ше­ние к ней лас­ко­во-иро­ни­че­ское. В «Одис­сее» рас­ска­зы­ва­ет­ся любов­ная исто­рия Афро­ди­ты и Аре­са: во вре­мя свида­ния их хит­ро­ум­но при­ко­вал не види­мы­ми гла­зу сетя­ми к ложу Гефест — закон­ный супруг Афро­ди­ты, и в таком виде они пред­ста­ли перед сме­ю­щи­ми­ся бога­ми, кото­рые сами не прочь были бы занять место Аре­са. Осво­бож­дён­ные Гефе­стом по прось­бе Посей­до­на любов­ни­ки немед­лен­но рас­ста­лись. Арес умчал­ся во Фра­кию, а Афро­ди­та на Крит в Пафос, где её иску­па­ли и натёр­ли нетлен­ным мас­лом хари­ты (VIII 266—366). Хотя появ­ле­ние клас­си­че­ской Афро­ди­ты всё ещё вну­ша­ет ужас (Hom. Il. III 398), она посто­ян­но име­ну­ет­ся «золотая», «пре­крас­но­вен­чан­ная», «слад­ко­умиль­ная», «мно­гоз­ла­тая», «пре­крас­но­окая». Руди­мен­том арха­и­че­ско­го демо­низ­ма боги­ни явля­ет­ся её пояс, с.134 кото­рый она пере­да­ла Гере, чтобы соблаз­нить Зев­са. В этом поя­се заклю­че­ны любовь, жела­ние, сло­ва обо­льще­ния, «в нём заклю­ча­ет­ся всё» (XIV 215—221). Это древ­ний фетиш, наде­лён­ный маги­че­ской силой, поко­ря­ю­щей даже вели­ких богов. Афро­ди­те посвя­щён гимн поэтес­сы Сап­фо (1), в кото­ром боги­ня име­ну­ет­ся «пест­ро­трон­ной» и «пле­ту­щей коз­ни»; на золо­той колес­ни­це, запря­жён­ной воро­буш­ка­ми, она мчит­ся из Зев­со­ва дома к чёр­ной зем­ле и гото­ва стать для поэтес­сы союз­ни­цей в любов­ном свида­нии. Помо­гая любя­щим, Афро­ди­та с.135 пре­сле­ду­ет тех, кто отвер­га­ет любовь (она пока­ра­ла смер­тью Иппо­ли­та и Нар­цис­са, вну­ши­ла про­ти­во­есте­ствен­ную любовь Паси­фае и Мир­ре, а Гип­си­пи­лу и лем­нос­ских жен­щин наде­ли­ла отвра­ти­тель­ным запа­хом).

Пла­то­ну в «Пире» при­над­ле­жит про­ти­во­по­став­ле­ние Афро­ди­ты Ура­нии («небес­ной») и Афро­ди­ты Пан­де­мос («все­на­род­ной»). Хотя древ­няя Афро­ди­та из кро­ви Ура­на вряд ли нес­ла в себе оду­хотво­рён­ность, она пере­осмыс­ле­на Пла­то­ном как небес­ная в свя­зи с про­ис­хож­де­ни­ем от неба — Ура­на. Афро­ди­та Пан­де­мос для Пла­то­на пошлая, доступ­ная и понят­ная всем, не столь древ­няя и не свя­зан­ная с небом, а дочь Зев­са и мало­зна­чи­тель­ной Дио­ны.

Геро­дот сооб­ща­ет о почи­та­нии Афро­ди­ты Ура­нии в Сирии (I 105), в Пер­сии (I 131), у ара­бов (III 8) и даже ски­фов (IV 59). Ксе­но­фонт (Conv. VIII 9) и Пав­са­ний (I 14, 6) упо­ми­на­ют храм Афро­ди­ты Ура­нии в Афи­нах. Храм Афро­ди­ты Ура­нии на ост­ро­ве Кифе­ра счи­тал­ся у элли­нов самым древним и самым свя­щен­ным; ста­туя самой боги­ни была дере­вян­ной и изо­бра­жа­ла боги­ню воору­жён­ной (Paus. III 23, 1). Афро­ди­та Пан­де­мос тоже име­ла свой храм на афин­ском акро­по­ле. Пав­са­ний сооб­ща­ет, что покло­не­ние ей было введе­но Тесе­ем, «когда он свёл всех афи­нян из сель­ских домов в один город» (I 22, 3). Здесь вполне ясно под­чёр­ки­ва­ет­ся обще­го­судар­ст­вен­ный смысл куль­та Афро­ди­ты.

Мно­го­чис­лен­ные свя­ти­ли­ща Афро­ди­ты име­лись в дру­гих обла­стях Гре­ции (Коринф, Бео­тия, Мес­се­ния, Ахайя, Спар­та), на ост­ро­вах — Крит (в горо­де Пафос, где нахо­дил­ся храм, имев­ший обще­гре­че­ское зна­че­ние, и отсюда про­зви­ще Афро­ди­ты — Пафос­ская боги­ня), Кифе­ра, Кипр, Сици­лия (от горы Эрикс — про­зви­ще Эри­ки­ния). Осо­бен­но почи­та­лась Афро­ди­та в Малой Азии (в Эфе­се, Абидо­се), в Сирии (в Биб­ле, это­му посвя­щён трак­тат Луки­а­на «О Сирий­ской богине»). В Риме Афро­ди­та почи­та­лась под име­нем Вене­ры и счи­та­лась пра­ро­ди­тель­ни­цей рим­лян через сво­его сына — тро­ян­ца Энея, отца Юла — леген­дар­но­го пред­ка рода Юли­ев, к кото­ро­му при­над­ле­жал Юлий Цезарь. Поэто­му Вене­ра — «рода Эне­е­ва мать» (Lucr. I 1) — посто­ян­ная покро­ви­тель­ни­ца Энея не толь­ко под Тро­ей, но глав­ным обра­зом после его при­бы­тия в Ита­лию (Verg. Aen.), осо­бен­но про­слав­ля­ет­ся в эпо­ху прин­ци­па­та Авгу­ста.


Лит.: Лосев А. Ф., Олим­пий­ская мифо­ло­гия в ее соци­аль­но-исто­ри­че­ском раз­ви­тии, «Уче­ные запис­ки Мос­ков­ско­го государ­ст­вен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та им. В. И. Лени­на», 1953, т. 72, в. 3, с. 141—145; Ot­to W. F., Die Göt­ter Grie­chen­lands, 3 Aufl., Fr./M., 1947; Pes­ta­loz­za U., Re­li­gio­ne Me­di­ter­ra­nea, Mil., 1951; Langlotz E., Aph­ro­di­te in den Gär­ten, Hei­del­berg, 1954; Lul­lies R., Die kauernde Aph­ro­di­te, Münch. — Pa­sing, 1954; Schil­ling R., La re­li­gion ro­mai­ne de Vé­nus…, P., 1954; Si­mon E., Die Ge­burt der Aph­ro­di­te, B., 1959.

А. Ф. Лосев

Антич­ные скульп­тур­ные изо­бра­же­ния Афро­ди­ты мно­го­чис­лен­ны; в искус­стве арха­и­ки и клас­си­ки боги­ня пред­ста­ва­ла в оде­я­нии, начи­ная же с 4 в. до н. э. — полу­на­гой или совер­шен­но обна­жён­ной. Т. н. «Ve­nus Ge­net­rix» (Париж, Лувр) явля­ет­ся рим­ской копи­ей гре­че­ской ста­туи 2-й поло­ви­ны 5 в. до н. э., веро­ят­но, «Афро­ди­ты в садах» Алка­ме­на. «Афро­ди­та из Палац­цо Лац­це­ро­ни» явля­ет­ся, пред­по­ло­жи­тель­но, копи­ей про­из­веде­ния Аго­ра­кри­та или его мастер­ской (2-я поло­ви­на 5 в. до н. э.). К гре­че­ским ори­ги­на­лам 5 в. до н. э. вос­хо­дят «Афро­ди­та из Лио­на» и «Афро­ди­та из Фре­ж­ю­са» (обе в Лув­ре). «Афро­ди­та Книд­ская» Пра­к­си­те­ля извест­на по более чем 50 копи­ям; ста­туя послу­жи­ла прото­ти­пом для мно­гих извест­ных про­из­веде­ний после­дую­ще­го пери­о­да («Афро­ди­та Меди­цей­ская», «Афро­ди­та Капи­то­лий­ская» и др.). К дру­гой ста­туе Пра­к­си­те­ля — «Афро­ди­та Кос­ская» вос­хо­дит, по-види­мо­му, «Афро­ди­та из Арля». В «Афро­ди­те из Капуи» усмат­ри­ва­ют копию про­из­веде­ния Лисип­па. До нас дошло несколь­ко под­лин­ных ста­туй работы гре­че­ских скуль­п­то­ров элли­ни­сти­че­ской эпо­хи, в т. ч. «Афро­ди­та Кирен­ская» (4—3 вв. до н. э.), «Афро­ди­та Мелос­ская» (ок. 120 до н. э.). Сле­ду­ет упо­мя­нуть так­же «Купаю­щу­ю­ся Афро­ди­ту» Дой­дал­са­са (3 в. до н. э.), извест­ную по несколь­ким копи­ям, «Афро­ди­ту Кал­ли­пи­гу», голо­ву Афро­ди­ты из Пер­га­ма и др. Сре­ди гре­че­ских релье­фов — рельеф т. н. тро­на Лудо­ви­зи со сце­ной, изо­бра­жаю­щей рож­де­ние боги­ни. Афро­ди­ту часто изо­бра­жа­ли в гре­че­ской вазо­пи­си, осо­бен­но в сце­нах «суд Пари­са», а так­же с Гефе­стом, с Еле­ной и Мене­ла­ем (в сце­нах встре­чи супру­гов после Тро­ян­ской вой­ны) и дру­ги­ми пер­со­на­жа­ми. В пом­пей­ских фрес­ках встре­ча­ет­ся дру­гой сюжет: «Арес и Афро­ди­та». См. так­же Адо­нис.

Сце­ны из мифов об Афро­ди­те встре­ча­ют­ся уже в 14—15 вв. в книж­ной мини­а­тю­ре (осо­бен­но во Фран­ции и Фланд­рии). В живо­пи­си 15—18 вв. попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись сюже­ты, свя­зан­ные с Адо­ни­сом, Аре­сом, Гефе­стом, Демет­рой и Пари­сом, а так­же сце­на «рож­де­ние Вене­ры» (С. Бот­ти­чел­ли, Тици­ан, П. П. Рубенс и др.). Не менее были рас­про­стра­не­ны сюже­ты «спя­щая Вене­ра» (Пьет­ро ди Кози­мо, Джор­джоне, Тици­ан, Анни­ба­ле Каррач­чи, Г. Рени, Доме­ни­ки­но, Д. Велас­кес и др.), «туа­лет Вене­ры» (Дж. Бел­ли­ни, Тици­ан, Ф. Пар­ми­джа­ни­но, Дж. Ваза­ри, Я. Тин­то­рет­то, Рубенс, Велас­кес, Ф. Буше и др.) и «купа­ние Вене­ры» (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др.). Попу­ляр­ны были сюже­ты: «Вене­ра и Амур» (Л. Кра­нах Стар­ший, Я. Гос­сарт, П. Веро­не­зе, Г. Рени, Велас­кес, Рем­брандт, А. Куа­пель, А. Ват­то, Дж. Рей­нол­дс и др.), «покло­не­ние Вене­ре» (Дж. Ваза­ри, Х. Гол­ци­ус, Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Лему­ан и др.), «три­умф Вене­ры» (Тици­ан, А. Куа­пель, Ф. Буше и др.), «празд­ник Вене­ры» (Тици­ан, Рубенс и др.), «Вене­ра и сатир» (Веро­не­зе, Анни­ба­ле Каррач­чи, Н. Пус­сен и др.). В евро­пей­ской пла­сти­ке образ Афро­ди­ты нашёл вопло­ще­ние глав­ным обра­зом в 18 в. (Г. Р. Дон­нер, Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фаль­коне). Сре­ди про­из­веде­ний ново­го вре­ме­ни — кар­ти­ны «Вене­ра Ана­дио­ме­на» Ж. Энгра и А. Бёкли­на, «Вене­ра» А. Фей­ер­ба­ха, ста­туи с.136 «Вене­ра» Б. Торвальд­се­на и «Вене­ра с оже­ре­льем» А. Май­о­ля.

В евро­пей­ской поэ­зии и дра­ма­тур­гии раз­ра­ба­ты­вал­ся глав­ным обра­зом миф о люб­ви Афро­ди­ты и Адо­ни­са. Боль­шин­ство опер и бале­тов 17—19 вв. так­же посвя­ще­но этой теме. В чис­ле про­из­веде­ний 17—18 вв. на дру­гие сюже­ты мифа — опе­ры Ф. П. Сакра­ти «Рев­ни­вая Вене­ра»; П. Кола­са «Рож­де­ние Вене­ры»; А. Кам­п­ра «Любовь Мар­са и Вене­ры» и др., балет­ные поста­нов­ки Дж. Уиве­ра («Любов­ные похож­де­ния Мар­са и Вене­ры») и Ж. Ж. Нове­ра («Туа­лет Вене­ры»). Сре­ди про­из­веде­ний 2-й поло­ви­ны 20 в. — кан­та­та К. Орфа «Три­умф Афро­ди­ты».

См. также:
АФРОДИТА (Словарь античности)
АФРОДИТА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 132—136.
См. по теме: ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Милосская.
Паросский мрамор. 130—100 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Купающаяся Афродита и Эрот.
Мрамор.
Римская копия по греческому оригиналу 2-й пол. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Купающаяся Афродита и Эрот.
Мрамор.
Римская копия по греческому оригиналу 2-й пол. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Скульптурная группа «Афродита, Пан и Эрот».
Паросский мрамор.
Ок. 100 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Книдская.
Среднезернистый мрамор.
Торс — римская копия II в. н. э., остальное — реставрация XVII в. скульптора Ипполито Буцци (1562—1634).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (Венера Таврическая).
Мрамор.
Возможно, греческая работа II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Медичи.
Паросский мрамор.
Греческая копия конца II — начала I в. до н. э. греческого образца.
Флоренция, Галерея Уффици, Трибуна (Зал 18).
8. ГЛИПТИКА. Рим.
Аллегория могущества любви.
Миниатюрная амфора. Сардоникс. Римская работа. I в. н. э.
Высота тулова (подлинная часть) 5,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с Теллус.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Туалет Афродиты.
Фреска из кубикула B дома под виллой Фарнезина.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с восемью лучами. Кайма из точек.
РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке. Кайма из точек.
2. AE, медь
Филипп I Араб
Бизия, 244—249 гг.
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо.
3. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR DICT. PERPETVO (Caesar dictator perpetuo) — голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — Венера, сидящая вправо, в правой руке держит Победу, в левой — скипетр. Кайма из точек.
4. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 154—156 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVG. ANTONINI AVG. PII FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и скипетр, почти вертикально — в левой.
5. AE, медь
Гордиан III
Деульт, 241—244 гг.
АВЕРС: SAB. TRANQVILLINA AVG. — драпированный бюст Транквиллины, в стефане, влево.
РЕВЕРС: C. F. / P. D. — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно; слева амфора.
6. AE, медь
Септимий Север
Павталия, 202—205 гг.
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно.
Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя.
7. Сестерций, медь
Септимий Север
Рим, 193—196 гг.
АВЕРС: IVLIA DOMNA AVG. — драпированный бюст Юлии Домны с непокрытой головой вправо; волосы искусно уложены волнами, почти вертикально, с гребнями и собраны на затылке в большой узел (четыре гребня).
РЕВЕРС: VENERI VICTR. — Венера, обнаженная до бедер, видимая сзади, стоит, повернув голову вправо, отведя назад правую ногу и облокотившись левой рукой на колонну, держит яблоко в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
8. AE, медь
Септимий Север
Никополь, 193—211 гг.
АВЕРС: ΑΥ. ΚΑΙ. ϹΕΠ. ϹΕΥΗΡΟϹ ΠΕΡ. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΥΠΑ. ΠΟΛ. ΑΥϹΠΙΚΟϹ ΝΙΚΙΠΟΛΙ. ΠΡΟϹ ΙϹ. — Венера Стыдливая (Venus Pudica).
9. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с восемью лучами. Кайма из точек.
РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке. Кайма из точек.
10. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR DICT. PERPETVO (Caesar dictator perpetuo) — голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — Венера, сидящая вправо, в правой руке держит Победу, в левой — скипетр. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА