Словарь античности

БОГИ-ЦЕЛИТЕЛИ. При болез­нях и телес­ных неду­гах люди при­бе­га­ли к покро­ви­тель­ству богов-цели­те­лей. Самым зна­чи­тель­ным богом-цели­те­лем был Аскле­пий, культ кото­ро­го с 5 в. до н. э. рас­про­стра­нил­ся из Эпидав­ра. В пери­од элли­низ­ма исце­ля­ю­щие функ­ции при­пи­сы­ва­лись так­же и дру­гим богам (напри­мер, Иси­де, Сара­пи­су). Помощь ока­зы­ва­лась бла­го­да­ря сов­мест­но­му дей­ст­вию инку­ба­ции, т. е. поме­ще­нию боль­но­го в храм бога-цели­те­ля, веры в ожида­е­мое чудо, пси­хо­те­ра­пии и отча­сти так­же дея­тель­но­сти обу­чен­ных меди­цине жре­цов хра­ма. «Чудес­ные исце­ле­ния» уси­лен­но про­па­ган­ди­ро­ва­лись и игра­ли важ­ную роль при рас­про­стра­не­нии куль­та богов-цели­те­лей. Жерт­во­при­но­ше­ния в «местах мило­сти» дока­зы­ва­ют популяр­ность богов-цели­те­лей. Цели­тель­ные спо­соб­но­сти при­пи­сы­ва­лись не толь­ко Аскле­пию, но и его доче­ри Гигиее. В Риме с древ­ней­ших вре­мен изве­стен культ Апол­ло­на, высту­пав­ше­го в каче­стве бога-цели­те­ля.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРИСИХТОН, ЕРИСИХТОН • ЭРИТЕЯ, ЕРИФЕЯ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭРОТИДИИ, ЕРОТИДИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 24 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Колоссальная голова Асклепия.
Мрамор.
Копия эпохи Августа эллинистического оригинала работы Фиромаха (II в. до н. э.).
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Колоссальная голова Асклепия.
Мрамор.
I в. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Колоссальная статуя Асклепия.
Лунский мрамор.
Римская копия I—II вв. н. э. греческого образца II в. до н. э. (тип Мунихия).
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Женская голова (Гигиея?).
Мрамор. Греческая работа 350—325 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Женская голова (Гигиея?).
Мрамор. Греческая работа 350—325 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Женская голова (Гигиея?).
Мрамор. Греческая работа 350—325 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гигиея.
Мрамор. Римская копия греческого образца первой трети I в. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гигиея.
Мрамор. Римская копия греческого образца первой трети I в. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
9. НАДПИСИ. Греция.
Вотивный рельеф Куция Галла.
Эпоха империи. Копия.
CIL III 7266 = ILS 3853.
Рим, Музей Римской культуры.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Двойная женская герма (Гигиея?).
Бронза.
Нач. II в. н. э.
Верона, Археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 1)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ???????. ?. ?????C ???. ?????????C — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ??? C??. ?. ??????. ??????? ?????????? ?????? ?. ???????? — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА