Словарь античности

БОГИ-ЦЕЛИТЕЛИ. При болез­нях и телес­ных неду­гах люди при­бе­га­ли к покро­ви­тель­ству богов-цели­те­лей. Самым зна­чи­тель­ным богом-цели­те­лем был Аскле­пий, культ кото­ро­го с 5 в. до н. э. рас­про­стра­нил­ся из Эпидав­ра. В пери­од элли­низ­ма исце­ля­ю­щие функ­ции при­пи­сы­ва­лись так­же и дру­гим богам (напри­мер, Иси­де, Сара­пи­су). Помощь ока­зы­ва­лась бла­го­да­ря сов­мест­но­му дей­ст­вию инку­ба­ции, т. е. поме­ще­нию боль­но­го в храм бога-цели­те­ля, веры в ожида­е­мое чудо, пси­хо­те­ра­пии и отча­сти так­же дея­тель­но­сти обу­чен­ных меди­цине жре­цов хра­ма. «Чудес­ные исце­ле­ния» уси­лен­но про­па­ган­ди­ро­ва­лись и игра­ли важ­ную роль при рас­про­стра­не­нии куль­та богов-цели­те­лей. Жерт­во­при­но­ше­ния в «местах мило­сти» дока­зы­ва­ют популяр­ность богов-цели­те­лей. Цели­тель­ные спо­соб­но­сти при­пи­сы­ва­лись не толь­ко Аскле­пию, но и его доче­ри Гигиее. В Риме с древ­ней­ших вре­мен изве­стен культ Апол­ло­на, высту­пав­ше­го в каче­стве бога-цели­те­ля.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИДОСЫ • ЭПОБЕЛИЯ, ЕПОБЕЛИЯ • ЭРГАДЕИДА • ДЕЛЬФИНИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст богини Гигиеи.
Пентелийский мрамор.
Римская копия.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Зевс.
Мрамор. Римская копия 1-й половины II в. н. э. греческого образца конца V — начала IV вв. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Эскулапа.
Мрамор.
Тунис, Национальный музей Бардо.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа с Асклепием и Гигиеей.
Мрамор.
Римская копия эпохи Адриана с позднеэллинистического оригинала.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 33.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Асклепий.
Мрамор.
Конец II — начало III вв. н. э.
Кипр.
Пафос, Окружной археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Асклепий.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. НАДПИСИ. Греция.
Вотивный рельеф Куция Галла.
Эпоха империи. Копия.
CIL III 7266 = ILS 3853.
Рим, Музей Римской культуры.
8. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Колоссальная голова Асклепия.
Мрамор.
I в. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
9. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
10. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Асклепий сидит влево, в правой протянутой руке держит патеру, в левой — обвитый змеей жезл.
2. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА