Словарь античности

БОГИ-ЦЕЛИТЕЛИ. При болез­нях и телес­ных неду­гах люди при­бе­га­ли к покро­ви­тель­ст­ву богов-цели­те­лей. Самым зна­чи­тель­ным богом-цели­те­лем был Аскле­пий, культ кото­ро­го с 5 в. до н. э. рас­про­стра­нил­ся из Эпидав­ра. В пери­од элли­низ­ма исце­ля­ю­щие функ­ции при­пи­сы­ва­лись так­же и дру­гим богам (напри­мер, Иси­де, Сара­пи­су). Помощь ока­зы­ва­лась бла­го­да­ря сов­мест­но­му дей­ст­вию инку­ба­ции, т. е. поме­ще­нию боль­но­го в храм бога-цели­те­ля, веры в ожида­е­мое чудо, пси­хо­те­ра­пии и отча­сти так­же дея­тель­но­сти обу­чен­ных меди­цине жре­цов хра­ма. «Чудес­ные исце­ле­ния» уси­лен­но про­па­ган­ди­ро­ва­лись и игра­ли важ­ную роль при рас­про­стра­не­нии куль­та богов-цели­те­лей. Жерт­во­при­но­ше­ния в «местах мило­сти» дока­зы­ва­ют популяр­ность богов-цели­те­лей. Цели­тель­ные спо­соб­но­сти при­пи­сы­ва­лись не толь­ко Аскле­пию, но и его доче­ри Гигиее. В Риме с древ­ней­ших вре­мен изве­стен культ Апол­ло­на, высту­пав­ше­го в каче­ст­ве бога-цели­те­ля.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ИЛИФИЯ • ИНО • ИППОЛИТ • ИППОЛИТА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 18 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гигиея.
Мрамор. Римская копия греческого образца первой трети I в. до н. э.
Инв. № I. 36.
Вена, Музей истории искусств.
2. НАДПИСИ. Греция.
Вотивный рельеф Куция Галла.
Эпоха империи. Копия.
CIL III 7266 = ILS 3853.
Рим, Музей Римской культуры.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гигиея.
Мрамор. Римская копия греческого образца первой трети I в. до н. э.
Инв. № I. 36.
Вена, Музей истории искусств.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Двойная женская герма (Гигиея?).
Бронза. Нач. II в. н. э.
Инв. № A4/1146.
Верона, Археологический музей.
5. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
6. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
7. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
8. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Двойная женская герма (Гигиея?).
Бронза. Нач. II в. н. э.
Инв. № A4/1146.
Верона, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Асклепия.
Мрамор. Римская копия по греческому оригиналу работы скульптора Пиромаха 1-й четв. II в. до н. э.
Инв. № А. 101.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 1)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА