Словарь античности

БОЭЦИЙ Ани­ций Ман­лий Торк­ват Севе­рин (ок. 480—524), рим­ский фило­соф и поли­ти­че­ский дея­тель, выхо­дец из ари­сто­кра­ти­че­ско­го рода Ани­ци­ев; сим­па­ти­зи­ро­вал хри­сти­ан­ству. Дол­гие годы Боэций являл­ся при­бли­жен­ным высо­ко­по­став­лен­ным при­двор­ным чинов­ни­ком ост­гот­ско­го коро­ля Тео­до­ри­ха в Равен­не; запо­до­зрен в измен­ни­че­ских сно­ше­ни­ях с визан­тий­ским дво­ром и после про­дол­жи­тель­но­го заклю­че­ния каз­нен. Боэций при­над­ле­жал к алек­сан­дрий­ско­му направ­ле­нию в нео­пла­то­низ­ме. К мно­го­чис­лен­ным сочи­не­ни­ям Боэция, напи­сан­ным им в пере­ход­ный пери­од от эпо­хи антич­но­сти к сред­ним векам, при­над­ле­жат латин­ский пере­вод и ком­мен­та­рии к Ари­сто­те­лю и Пор­фи­рию, трак­та­ты о логи­ке, ариф­ме­ти­ке, музы­ке и бого­слов­ских вопро­сах. Послед­ним про­из­веде­ни­ем Боэция явил­ся напи­сан­ный им в заклю­че­нии трак­тат «Уте­ше­ние фило­со­фи­ей» («Con­so­la­tio phi­lo­sophiae»), вошед­ший бла­го­да­ря мно­гим пере­во­дам на раз­лич­ные язы­ки в сокро­вищ­ни­цу миро­вой лите­ра­ту­ры. В нем Боэций ведет диа­лог с фило­со­фи­ей, поучаю­щей его, что зем­ное сча­стье измен­чи­во, что толь­ко в доб­ро­де­те­ли муд­рец нахо­дит истин­ное уте­ше­ние, что стра­сти долж­ны под­чи­нять­ся разу­му, что вся­кая неуда­ча нис­по­сы­ла­ет­ся богом на бла­го чело­ве­ку. Есте­ство­зна­нию и мате­ма­ти­ке как нау­кам Боэций отво­дил рав­но­прав­ное поло­же­ние наряду с тео­ло­ги­ей. Боэций являл­ся кано­ни­зи­ро­ван­ным авто­ри­те­том в схо­ла­сти­че­ской логи­ке, ариф­ме­ти­ке, нау­ке о музы­ке и бого­сло­вии.

См. также:
БОЭЦИЙ, Боеций (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
БОЭЦИЙ, Аниций Манлий Торкват Северин (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КЕБ • ЕВДЕМ • КЕБЕС • АРИСТ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА