Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

БОЭ́ЦИЙ, Бое́ций

Boë­tius (не Boe­thi­us), Ani­cius Man­lius Tor­qua­tus Se­ve­ri­nus, родил­ся в Риме, веро­ят­но, ок. 475 г. от Р. Х., кон­сул в 510 г., уче­ник пла­то­ни­ка Прок­ла, жил дол­го в Афи­нах, зани­ма­ясь нау­кой, при­ехав в Рим, при­об­рел дове­рие коро­ля ост­готов Тео­до­ри­ха и достиг выс­ших государ­ст­вен­ных долж­но­стей и общей извест­но­сти как государ­ст­вен­ный чело­век и фило­соф. Смот­ря с тяже­лым чув­ст­вом на насто­я­щее и испол­нен­ный живой сим­па­тии к рим­ской нацио­наль­но­сти, он не стес­ня­ясь гово­рил о жела­нии сво­бо­ды и был запо­до­зрен вслед­ст­вие это­го в сно­ше­ни­ях с визан­тий­ским дво­ром. Поэто­му впо­след­ст­вии его окле­ве­та­ли раз­дра­жен­ные его любо­вью к спра­вед­ли­во­сти и завидо­вав­шие его вли­я­нию вель­мо­жи перед Тео­до­ри­хом, кото­рый к ста­ро­сти сде­лал­ся подо­зри­те­лен. Когда в Вероне, при храб­рой защи­те кон­су­ла­ра Аль­би­на, Боеций ска­зал, что если бы Аль­бин посту­пил так, он сам и весь сенат еди­но­душ­но посту­пи­ли бы не ина­че, то немед­лен­но постиг­ло его нака­за­ние. Он был сна­ча­ла сослан в Тицин, бро­шен в тем­ни­цу и нако­нец каз­нен (524 г.). Будучи почи­та­те­лем древ­ней клас­си­че­ской лите­ра­ту­ры и счаст­ли­вым под­ра­жа­те­лем ее внеш­ней фор­мы, он соеди­нял вме­сте с тем истин­но хри­сти­ан­ский образ мыс­лей, хотя его обра­ще­ние в хри­сти­ан­ство ни дока­за­но, ни веро­ят­но, и такое мне­ние о нем воз­ник­ло, оче­вид­но, из сме­ше­ния его с позд­ней­шим Боеци­ем. Во вре­мя заклю­че­ния он напи­сал 5 книг de con­so­la­tio­ne phi­lo­sophiae. Фор­ма это­го про­из­веде­ния, кото­рое поль­зо­ва­лось боль­шой сла­вой в сред­ние века, частью диа­ло­ги­че­ская, частью Sa­tu­ra Me­nip­pea, т. е. про­за­и­че­ская речь часто пре­ры­ва­ет­ся мет­ри­че­ски­ми встав­ка­ми, при­чем автор обна­ру­жи­ва­ет боль­шое искус­ство. (Изд. Ob­ba­rius, 1843, R. Pei­per, 1871). Кро­ме того, мы име­ем от него мно­го­чис­лен­ные фило­соф­ские (пере­во­ды и ком­мен­та­рии к Ари­сто­те­лю и Пор­фи­рию) и рито­ри­че­ские сочи­не­ния (ком­мен­та­рии к To­pi­ca Цице­ро­на), кото­рые для схо­ла­сти­че­ской фило­со­фии слу­жи­ли глав­ным источ­ни­ком зна­ния фило­со­фии Ари­сто­те­ля. Мате­ма­ти­че­ские сочи­не­ния de insti­tu­tio­ne arith­me­ti­ca l. II, de insti­tu­tio­ne mu­si­ca l. V, и не без осно­ва­ния запо­до­зрен­ная geo­met­ria, изд. в 1867 г. Fried­lein; кни­ги de mu­si­ca пере­вел и объ­яс­нил Paul, 1872. Пре­крас­ное опи­са­ние у Gre­go­ro­vius Ge­sch. der Stadt. Rom., 1, стр. 309, слл.

См. также:
БОЭЦИЙ (Словарь античности)
БОЭЦИЙ, Аниций Манлий Торкват Северин (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 216.
См. по теме: КЕБ • ЕВДЕМ • КЕБЕС • АРИСТ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА