Античные писатели

БОЭЦИЙ, Ани­ций Ман­лий Торк­ват Севе­рин; Boe­thi­us, Ani­cius Man­lius Tor­qua­tus Se­ve­ri­nus, ок. 475—524 гг. н. э., рим­ский фило­соф и государ­ст­вен­ный дея­тель. Родил­ся в Риме в ари­сто­кра­ти­че­ской семье, кото­рая в пери­од Импе­рии достиг­ла невидан­но­го богат­ства и вли­я­ния. После смер­ти отца Боэций был при­нят в дом состо­я­тель­но­го род­ст­вен­ни­ка Мем­мия Сим­ма­ха, на доче­ри кото­ро­го впо­след­ст­вии женил­ся. Боэций не сто­ял в сто­роне от поли­ти­че­ской жиз­ни. После заво­е­ва­ния Ита­лии коро­лем ост­готов Тео­до­ри­хом Вели­ким (493 г.) Боэций вме­сте с дру­ги­ми пат­ри­ци­я­ми пред­ло­жил ему свои услу­ги. Будучи вско­ре удо­сто­ен дове­рия коро­ля, он был назна­чен сена­то­ром, пат­ри­ци­ем и кон­су­лом (510 г.), несколь­ко позд­нее полу­чил зва­ние ma­gis­ter of­fi­cio­rum (орга­ни­за­тор всех государ­ст­вен­ных и при­двор­ных цере­мо­ний), бла­го­да­ря чему вошел в бли­жай­шее окру­же­ние коро­ля. Это выс­шее отли­чие рим­ля­ни­на в государ­стве ост­готов ста­ло для Боэция нача­лом ката­стро­фы. Как рим­ля­нин он употре­бил свое вли­я­ние для защи­ты инте­ре­сов рим­ских граж­дан от зло­употреб­ле­ний ост­гот­ских чинов­ни­ков. Обви­нен­ный в измене, после двух лет пре­бы­ва­ния в заклю­че­нии в Павии, где он напи­сал свое наи­бо­лее извест­ное про­из­веде­ние Об уте­ше­нии фило­со­фи­ей (De con­so­la­tio­ne phi­lo­sophiae), Боэций был каз­нен в 524 г. Боэций в рав­ной сте­пе­ни сво­бод­но вла­дел латин­ским и гре­че­ским. Он пере­вел на латин­ский язык про­из­веде­ния Ари­сто­те­ля, кото­рые попут­но ком­мен­ти­ро­вал (сохра­нил­ся пере­вод Кате­го­рий и О выра­же­нии мыс­лей с ком­мен­та­ри­я­ми), а так­же Isa­go­ge Пор­фи­рия. Соста­вил ком­мен­та­рий к Цице­ро­ну (фр.). Из соб­ст­вен­ных про­из­веде­ний Боэция сохра­ни­лись два из четы­рех учеб­ни­ков для школ Об изу­че­нии ариф­ме­ти­ки (De insti­tu­tio­ne arith­me­ti­ca) в 2 кни­гах и Об обу­че­нии музы­ке (De insti­tu­tio­ne mu­si­ca) в 5 кни­гах (погиб­ли два посо­бия по гео­мет­рии и аст­ро­но­мии). Из сочи­не­ний Боэция о логи­ке до нас дошли Введе­ние в кате­го­ри­че­ские сил­ло­гиз­мы, О гипо­те­ти­че­ских сил­ло­гиз­мах, О разде­ле­нии, О раз­ли­чии выво­дов на осно­ва­нии обще­из­вест­ных суж­де­ний. Основ­ным про­из­веде­ни­ем Боэция, кото­рое мно­го­крат­но пере­во­ди­лось на все евро­пей­ские язы­ки, явля­ет­ся Об уте­ше­нии фило­со­фи­ей в 5 кни­гах. Про­из­веде­ние пред­став­ля­ет собой диа­лог (про­за с 39 сти­хотвор­ны­ми встав­ка­ми) узни­ка с Гос­по­жой Фило­со­фи­ей, кото­рая уте­ша­ет его в несча­стье. Здесь сме­ши­ва­ют­ся осно­вы стои­че­ской фило­со­фии с фило­со­фи­ей хри­сти­ан­ской и нео­пла­то­ни­че­ской. Окон­ча­тель­но под­твер­жде­но, что Боэций был так­же авто­ром тео­ло­ги­че­ских трак­та­тов: Каким обра­зом Тро­и­ца явля­ет­ся еди­ным Богом, а не тре­мя; О като­ли­че­ской вере и др. Боэция заслу­жен­но назы­ва­ли послед­ним рим­ля­ни­ном и вме­сте с тем пер­вым схо­ла­стом. Он ока­зал зна­чи­тель­ное вли­я­ние на раз­ви­тие сред­не­ве­ко­вой нау­ки и схо­ла­сти­че­ской фило­со­фии. Латин­ский Запад бла­го­да­ря его пере­во­дам позна­ко­мил­ся с труда­ми Ари­сто­те­ля, кото­рые поро­ди­ли сре­ди сред­не­ве­ко­вых уче­ных спор об уни­вер­са­ли­ях, сыг­рав­ший столь важ­ную роль в схо­ла­сти­ке. Боэций упор­но доби­вал­ся в сво­их пере­во­дах с гре­че­ско­го точ­но­сти и одно­знач­но­сти тер­ми­нов, рав­но как пра­виль­но­сти выра­же­ния мыс­лей.

См. также:
БОЭЦИЙ (Словарь античности)
БОЭЦИЙ, Боеций (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА