Словарь античности

ВОЛЮТА (от лат. vol­ve­re — кру­тить), архи­тек­тур­ное укра­ше­ние из спи­ра­ле­об­раз­но зави­тых листьев, уси­ков и дру­гих рас­ти­тель­ных эле­мен­тов или орна­мен­таль­но сти­ли­зо­ван­ных частей чело­ве­че­ско­го тела, одеж­ды и т. п. При­ме­не­ние волю­ты харак­тер­но для эхи­на эолий­ско­го, волю­ти­ро­ван­ной подуш­ки ионий­ской и завит­ка стеб­ля акан­фа коринф­ской капи­те­ли. В новое вре­мя широ­ко исполь­зу­ет­ся в искус­стве барок­ко.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • ИНКРУСТАЦИЯ • АМФИПРОСТИЛЬ • АМФИТЕАТР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Саркофаг с эротами (длинная сторона В).
Мрамор.
II - III в. н.э.
Аланья, археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Карниз арки Августа на юго-восточной стороне.
27 г. до н. э.
Римини.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Коринфская капитель храма Зевса в Афинах.
II в. до н. э. — II в. н. э.
Афины, Храм Зевса Олимпийского (Олимпейон).
4. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Настенная роспись экседры или триклиния y, нижняя часть южной стены.
Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59).
50—79 гг.
Художник Винченцо Лория (1850—1939).
1886 г.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Т. н. «Ваза Патрокла», сторона B.
Краснофигурный волютный кратер. Апулия.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Заклание Ифигении.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Ок. 370—350 гг. до н. э.
Приписывается художнику, близкому к мастеру Илиуперса (Разрушения Трои).
Лондон, Британский музей.
9. ТОРЕВТИКА. Греция.
Дервенийский кратер (деталь).
Бронза. 330—320 гг. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
10. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гелиос и Селена на колесницах.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА