Словарь античности

ГЕТЕРЫ (греч. спут­ни­цы), жен­щи­ны раз­лич­ных соци­аль­ных ран­гов, веду­щие сво­бод­ный, неза­ви­си­мый образ жиз­ни. Извест­ные гете­ры были, как пра­ви­ло, хоро­шо обра­зо­ва­ны, зна­ли музы­ку, фило­со­фию, лите­ра­ту­ру и т. д., игра­ли замет­ную роль в обще­стве. К зна­ме­ни­тей­шим гете­рам при­чис­ля­ют Аспа­зию, подру­гу, а позд­нее жену Перик­ла, Фри­ну, подру­гу Пра­к­си­те­ля, Гли­ке­рию, воз­люб­лен­ную Менанд­ра. Обра­зы гетер вопло­ща­лись в скульп­ту­ре (напри­мер, «Аспа­зия») и релье­фе (напри­мер, «Алки­ви­ад у гетер»), в настен­ной живо­пи­си и кера­ми­ке (напри­мер, на вазах кон. 6 и 5 в. до н. э. — сце­ны лег­ко­мыс­лен­но­го содер­жа­ния). Гете­ры ново­ат­ти­че­ской и рим­ской комедии (напри­мер, «Сплет­ни гетер» Луки­а­на, «Пись­ма гетер» Алкифро­на) раз­ли­ча­ют­ся по уров­ню обра­зо­ва­ния и соци­аль­но­му ста­ту­су.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕДР, ЕФЕДР • КАТАГОГИЯ • КАРПТОР, КРАВЧИЙ • ПРОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕТВИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алкивиад и гетеры (Аполлон и три нимфы).
Мрамор.
Первая половина I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцена пиршества.
Фреска IV стиля из Геркуланума.
50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Женская маска «зрелая гетера».
Двухслойный оникс.
Римская работа. I в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА