Словарь античности

ГЛАДИАТОРЫ (от лат. gla­dius — меч), в Древ­нем Риме про­фес­сио­наль­ные бор­цы. Впер­вые бои гла­ди­а­то­ров, были орга­ни­зо­ва­ны в Риме в 264 в под­ра­жа­ние обы­ча­ям этрус­ков, кото­рые вве­ли их вза­мен преж­них чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний при цере­мо­ни­ях в честь покой­ных. Раз­вив­шись из погре­баль­ных игр, пуб­лич­ные зре­ли­ща устра­и­ва­лись ино­гда част­ны­ми лица­ми, а ино­гда государ­ст­вом с целью снис­кать попу­ляр­ность у наро­да. Наряду с про­фес­сио­наль­ны­ми гла­ди­а­то­ра­ми в таких боях участ­во­ва­ли воен­но­плен­ные, рабы, осуж­ден­ные пре­ступ­ни­ки; к уча­стию в этих боях поз­же при­нуж­да­лись так­же хри­сти­ане; бой­цы сра­жа­лись не на жизнь, а на смерть, меж­ду собой или с дики­ми зве­ря­ми. Воору­же­ние было раз­лич­ным (щит и меч, сеть и трезу­бец). Гла­ди­а­то­ры содер­жа­лись и обу­ча­лись под стро­гим кон­тро­лем в спе­ци­аль­ных шко­лах (lu­di gla­dia­to­rii). Жесто­кие и кро­ва­вые бои гла­ди­а­то­ров оста­ва­лись неспор­тив­ны­ми и вызы­ва­ли отвра­ще­ние у гре­ков, но рим­ляне при­ни­ма­ли их с вооду­шев­ле­ни­ем. Для боев гла­ди­а­то­ров стро­и­лись огром­ные аре­ны (напри­мер, Коли­зей). Под вли­я­ни­ем хри­сти­ан в 5 в. эти бои были пре­кра­ще­ны. Отго­лос­ки подоб­ных зре­лищ мож­но наблюдать в совре­мен­ной корриде.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПОХА • ЭРОТИДИИ, ЕРОТИДИИ • ДАДУХИ • ЭПАКТЫ, ЕПАКТЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Умирающий гладиатор.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал галла.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Умирающий галл (известный также как «Капитолийский галат»).
Мрамор.
Римская копия эллинистического бронзового оригинала III в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал галла.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Умирающий галл (известный также как «Капитолийский галат»).
Мрамор.
Римская копия эллинистического бронзового оригинала III в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал галла.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Умирающий галл (известный также как «Капитолийский галат»).
Мрамор.
Римская копия эллинистического бронзового оригинала III в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал галла.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Умирающий галл (известный также как «Капитолийский галат»).
Мрамор.
Римская копия эллинистического бронзового оригинала III в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал галла.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Умирающий галл (известный также как «Капитолийский галат»).
Мрамор.
Римская копия эллинистического бронзового оригинала III в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал галла.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробие гладиатора Мирона.
Белый мрамор. II—III вв. н. э.
Париж, Лувр.
8. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись гладиатора-мирмиллона Парата.
1—100 гг. н. э.
EAOR. 1. 76 = AE. 1989. 74.
Рим, Муниципальный антикварий Целийского холма.
9. МОЗАИКА. Рим.
Бой гладиаторов.
Напольная мозаика одной из вилл.
Ок. 250 г.
Ненниг-на-Мозеле (Германия), Римская вилла.
10. МОЗАИКА. Рим.
Бой гладиаторов-пегниариев.
Часть напольной мозаики римской виллы.
Ок. 250 г.
Ненниг-на-Мозеле (Германия), Римская вилла.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА