Словарь античности

ГЛАДИАТОРЫ (от лат. gladius — меч), в Древ­нем Риме про­фес­сио­наль­ные бор­цы. Впер­вые бои гла­ди­а­то­ров, были орга­ни­зо­ва­ны в Риме в 264 в под­ра­жа­ние обы­ча­ям этрус­ков, кото­рые вве­ли их вза­мен преж­них чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний при цере­мо­ни­ях в честь покой­ных. Раз­вив­шись из погре­баль­ных игр, пуб­лич­ные зре­ли­ща устра­и­ва­лись ино­гда част­ны­ми лица­ми, а ино­гда государ­ст­вом с целью снис­кать популяр­ность у наро­да. Наряду с про­фес­сио­наль­ны­ми гла­ди­а­то­ра­ми в таких боях участ­во­ва­ли воен­но­плен­ные, рабы, осуж­ден­ные пре­ступ­ни­ки; к уча­стию в этих боях поз­же при­нуж­да­лись так­же хри­сти­ане; бой­цы сра­жа­лись не на жизнь, а на смерть, меж­ду собой или с дики­ми зве­ря­ми. Воору­же­ние было раз­лич­ным (щит и меч, сеть и трезу­бец). Гла­ди­а­то­ры содер­жа­лись и обу­ча­лись под стро­гим кон­тро­лем в спе­ци­аль­ных шко­лах (ludi gladiatorii). Жесто­кие и кро­ва­вые бои гла­ди­а­то­ров оста­ва­лись неспор­тив­ны­ми и вызы­ва­ли отвра­ще­ние у гре­ков, но рим­ляне при­ни­ма­ли их с вооду­шев­ле­ни­ем. Для боев гла­ди­а­то­ров стро­и­лись огром­ные аре­ны (напри­мер, Коли­зей). Под вли­я­ни­ем хри­сти­ан в 5 в. эти бои были пре­кра­ще­ны. Отго­лос­ки подоб­ных зре­лищ мож­но наблюдать в совре­мен­ной кор­риде.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭРОТИДИИ, ЕРОТИДИИ • ЭРАНЫ, ПИР • ЭПОХА • ЭФЕМЕРИДА, ДНЕВНИК, ЖУРНАЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 33 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Сражающийся галл (деталь).
Паросский мрамор. Ок. 100 г. до н. э.
Инв. № 247.
Афины, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Сражающийся галл.
Паросский мрамор. Ок. 100 г. до н. э.
Инв. № 247.
Афины, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Сражающийся галл.
Паросский мрамор. Ок. 100 г. до н. э.
Инв. № 247.
Афины, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Воин (известный также как «Смертельно раненый воин» (Vulneratus deficiens) или «Гладиатор Фарнезе»). Деталь.
Белый мрамор. Римская копия 190—199 г. н. э. греческого оригинала ок. 460 г. до н. э.
Инв. № 6416.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Воин (известный также как «Смертельно раненый воин» (Vulneratus deficiens) или «Гладиатор Фарнезе»).
Белый мрамор. Римская копия 190—199 гг. н. э. греческого оригинала ок. 460 г. до н. э.
Инв. № 6416.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись гладиатора-мирмиллона Парата.
1—100 гг. н. э.
EAOR. 1. 76 = AE. 1989. 74.
Рим, Антикварий Целийского холма.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Умирающий галл (известный также как «Капитолийский галат»). Деталь.
Мрамор. Римская копия эллинистического бронзового оригинала III в. до н. э.
Инв. № MC 747.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал Галла.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Умирающий галл (известный также как «Капитолийский галат»). Деталь.
Мрамор. Римская копия эллинистического бронзового оригинала III в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал Галла.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробная стела гладиатора-фракийца.
Серый мрамор. III в. н. э.
Инв. № Ma 4492 (MND 711).
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробная стела гладиатора Трифера.
Мрамор. Патры. II—III вв. н. э.
Инв. № 191.
Патры, Новый археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА