Словарь античности

ГЛИПТИКА (греч. glyp­ti­ke), искус­ство худо­же­ст­вен­ной или ремес­лен­ной обра­бот­ки дра­го­цен­ных кам­ней и стек­ла. Важ­ней­шие виды глип­ти­ки — гем­мы и камеи. Кро­ме того, к глип­ти­ке отно­сит­ся изготов­ле­ние худо­же­ст­вен­но укра­шен­ных метал­ли­че­ских колец и печа­тей из кости, сло­но­вой кости и кам­ня. Глип­ти­ка воз­ник­ла в Месо­пота­мии, где с 5-го тыс. до н. э. употреб­ля­лись штем­пель­ные, а позд­нее цилин­дри­че­ские печа­ти. Еги­пет­ские ска­ра­беи из кам­ня и фаян­са доволь­но рано попа­ли в север­но-восточ­ные стра­ны Сре­ди­зем­но­мо­рья. Жите­ли Кри­та и микен­ской Гре­ции вос­при­ня­ли печа­ти-штам­пы от хет­тов. Лин­зо­об­раз­ные лен­то­иды и мин­дале­вид­ные ами­гда­ло­иды, кото­рые нани­зы­ва­лись, как бусы, на шну­ры, изготов­ля­лись, как пра­ви­ло, из сер­пен­ти­на. При гос­под­стве в Гре­ции гео­мет­ри­че­ско­го сти­ля были введе­ны нов­ше­ства в обра­бот­ку кости и кам­ня, что выра­зи­лось преж­де все­го в высо­ком каче­стве печа­тей того вре­ме­ни. Т. н. «ост­ров­ные кам­ни» (7 в. до н. э.) носят следы вли­я­ния восточ­ных образ­цов. В нача­ле 6 в. до н. э. в Гре­цию попа­ли ска­ра­беи (с изо­бра­же­ни­ем жука). Мате­ри­а­лом для них вплоть до вре­мен Рима слу­жил камень сер­до­лик. В то вре­мя как изо­бра­же­ние само­го жука было силь­но упро­ще­но, рису­нок на его оваль­ной ниж­ней поверх­но­сти посто­ян­но услож­нял­ся. Моти­ва­ми этих арха­и­че­ских гемм явля­ют­ся фигу­ры или пары фигур, взя­тые из мифо­ло­гии или повсе­днев­ной жиз­ни. Неред­ко ска­ра­беи про­свер­ли­ва­ли и носи­ли как куло­ны; встав­лен­ные в опра­ву, они мог­ли быть коль­ца­ми или аму­ле­та­ми. В кон­це 6 в. до н. э. ска­ра­беи появ­ля­ют­ся у этрус­ков, кото­рые усо­вер­шен­ст­во­ва­ли их фор­му. Гре­че­ская глип­ти­ка 5 и 4 вв. до н. э. (клас­си­че­ский пери­од) пред­по­чи­та­ла глад­кие выпук­лые кам­ни, ска­ра­бео­иды из хал­цедо­на и яшмы. Выс­шим дости­же­ни­ем это­го пери­о­да явля­ет­ся твор­че­ство Декса­ме­на Хиос­ско­го (2-я пол. 5 в.), от кото­ро­го сохра­ни­лись четы­ре гем­мы с под­пи­сью масте­ра; сре­ди них один из пер­вых реа­ли­сти­че­ских порт­ре­тов. В кон. 4 в. до н. э. нача­ли обра­ба­ты­вать кам­ни боль­шей ярко­сти и твер­до­сти (аме­тист, гра­нат, изу­мруд). Сна­ча­ла пре­об­ла­да­ли перст­ни с выпук­лы­ми кам­ня­ми, поз­же они были заме­не­ны плос­ки­ми. Обыч­но масте­ра под­пи­сы­ва­ли свои про­из­веде­ния. Име­на неко­то­рых из них дошли до нас бла­го­да­ря пись­мен­ным источ­ни­кам. Не сохра­ни­лись тво­ре­ния Пир­го­те­ла, кото­рый выре­зал на изу­мруде порт­рет Алек­сандра Македон­ско­го. В 3 в. до н. э. появ­ля­ют­ся мно­го­чис­лен­ные камеи, кото­рые высо­ко цени­лись при дво­ре Пто­ле­ме­ев, а поз­же рим­ских импе­ра­то­ров. В пери­од позд­ней Рес­пуб­ли­ки созда­ет­ся мно­же­ство изде­лий из кам­ня и стек­ла, под­ра­жаю­щих элли­ни­сти­че­ским или этрус­ским образ­цам. В эпо­ху ран­ней Рим­ской импе­рии про­изо­шел новый рас­цвет глип­ти­ки. Наряду с каме­я­ми (Авгу­сто­ва гем­ма) при­двор­ных масте­ров и под­пи­сан­ны­ми шедев­ра­ми появ­ля­ет­ся боль­шое коли­че­ство ано­ним­ных кам­ней и изде­лий из стек­ла, под­час весь­ма высо­ко­го каче­ства. Сюже­ты этих гемм отра­жа­ют раз­лич­ные сто­ро­ны рим­ской жиз­ни. Наряду с выше­на­зван­ны­ми кам­ня­ми появ­ля­ют­ся тем­но-зеле­ные изу­мруды (пра­зе­ры), а так­же яшма раз­лич­ных оттен­ков. Во вре­мя позд­ней Импе­рии пре­об­ла­да­ли гру­бо обра­ботан­ные кам­ни, носи­мые часто как аму­ле­ты (напри­мер, «гно­сти­че­ские» гем­мы). Мяг­кие кам­ни обра­ба­ты­ва­лись про­сты­ми инстру­мен­та­ми, а твер­дые под­вер­га­лись обя­за­тель­ной шли­фов­ке заост­рен­ны­ми вра­щаю­щи­ми­ся круг­лы­ми или плос­ки­ми фре­за­ми, корун­до­вой и алмаз­ной пылью. Для нане­се­ния тон­чай­ших штри­хов поль­зо­ва­лись алмаз­ным ост­ри­ем. Име­лись ли лупы — неиз­вест­но. Т. к. гем­мы чаще все­го исполь­зо­ва­лись для оттис­ка печа­ти на мяг­ком мате­ри­а­ле, изо­бра­же­ния на них, как пра­ви­ло, дела­лись про­филь­ны­ми. Оттиск точ­но пере­да­вал ори­ги­нал, не отра­жая, одна­ко, его кра­сок и ярко­сти. Дра­го­цен­ные гем­мы кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­лись уже в древ­но­сти (дак­ти­лио­те­ки). В сред­ние века древним гем­мам под­ра­жа­ли, в эпо­ху Ренес­сан­са и барок­ко изу­че­ние гемм вызва­ло новый рас­цвет глип­ти­ки. С середи­ны 18 в. в свя­зи с раз­ви­ти­ем бур­жу­аз­но-гума­ни­сти­че­ских стрем­ле­ний к обра­зо­ва­нию слеп­ки с антич­ных гемм ста­ли систе­ма­ти­че­ски соби­рать­ся и опи­сы­вать­ся.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» («Большая камея Франции»).
Сардоникс. 37 г.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа».
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Августа».
Агат.
Начало I в. н. э.
Париж, Лувр.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
Германик.
Сардоникс. Рим. I в. н. э.
2,4 × 1,7 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Германик.
Сардоникс. Начало I в.
2,4 × 1,7 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ГЛИПТИКА. Египет.
Аполлон и Артемида.
Сардоникс. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ГЛИПТИКА. Египет.
Береника II (?) в образе Изиды.
Сардоникс. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»).
Пятислойный сардоникс. Ок. 23 г. н. э.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
9. ГЛИПТИКА.
Эрот с бабочкой.
Сардоникс. II в. до н. э.
2,7 × 2,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ГЛИПТИКА. Египет.
Антиох I (?).
Сардоникс.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА