Словарь античности

ГЛИПТИКА (греч. glyp­ti­ke), искус­ство худо­же­ст­вен­ной или ремес­лен­ной обра­бот­ки дра­го­цен­ных кам­ней и стек­ла. Важ­ней­шие виды глип­ти­ки — гем­мы и камеи. Кро­ме того, к глип­ти­ке отно­сит­ся изготов­ле­ние худо­же­ст­вен­но укра­шен­ных метал­ли­че­ских колец и печа­тей из кости, сло­но­вой кости и кам­ня. Глип­ти­ка воз­ник­ла в Месо­пота­мии, где с 5-го тыс. до н. э. употреб­ля­лись штем­пель­ные, а позд­нее цилин­дри­че­ские печа­ти. Еги­пет­ские ска­ра­беи из кам­ня и фаян­са доволь­но рано попа­ли в север­но-восточ­ные стра­ны Сре­ди­зем­но­мо­рья. Жите­ли Кри­та и микен­ской Гре­ции вос­при­ня­ли печа­ти-штам­пы от хет­тов. Лин­зо­об­раз­ные лен­то­иды и мин­дале­вид­ные ами­гда­ло­иды, кото­рые нани­зы­ва­лись, как бусы, на шну­ры, изготов­ля­лись, как пра­ви­ло, из сер­пен­ти­на. При гос­под­стве в Гре­ции гео­мет­ри­че­ско­го сти­ля были введе­ны нов­ше­ства в обра­бот­ку кости и кам­ня, что выра­зи­лось преж­де все­го в высо­ком каче­стве печа­тей того вре­ме­ни. Т. н. «ост­ров­ные кам­ни» (7 в. до н. э.) носят следы вли­я­ния восточ­ных образ­цов. В нача­ле 6 в. до н. э. в Гре­цию попа­ли ска­ра­беи (с изо­бра­же­ни­ем жука). Мате­ри­а­лом для них вплоть до вре­мен Рима слу­жил камень сер­до­лик. В то вре­мя как изо­бра­же­ние само­го жука было силь­но упро­ще­но, рису­нок на его оваль­ной ниж­ней поверх­но­сти посто­ян­но услож­нял­ся. Моти­ва­ми этих арха­и­че­ских гемм явля­ют­ся фигу­ры или пары фигур, взя­тые из мифо­ло­гии или повсе­днев­ной жиз­ни. Неред­ко ска­ра­беи про­свер­ли­ва­ли и носи­ли как куло­ны; встав­лен­ные в опра­ву, они мог­ли быть коль­ца­ми или аму­ле­та­ми. В кон­це 6 в. до н. э. ска­ра­беи появ­ля­ют­ся у этрус­ков, кото­рые усо­вер­шен­ст­во­ва­ли их фор­му. Гре­че­ская глип­ти­ка 5 и 4 вв. до н. э. (клас­си­че­ский пери­од) пред­по­чи­та­ла глад­кие выпук­лые кам­ни, ска­ра­бео­иды из хал­цедо­на и яшмы. Выс­шим дости­же­ни­ем это­го пери­о­да явля­ет­ся твор­че­ство Декса­ме­на Хиос­ско­го (2-я пол. 5 в.), от кото­ро­го сохра­ни­лись четы­ре гем­мы с под­пи­сью масте­ра; сре­ди них один из пер­вых реа­ли­сти­че­ских порт­ре­тов. В кон. 4 в. до н. э. нача­ли обра­ба­ты­вать кам­ни боль­шей ярко­сти и твер­до­сти (аме­тист, гра­нат, изу­мруд). Сна­ча­ла пре­об­ла­да­ли перст­ни с выпук­лы­ми кам­ня­ми, поз­же они были заме­не­ны плос­ки­ми. Обыч­но масте­ра под­пи­сы­ва­ли свои про­из­веде­ния. Име­на неко­то­рых из них дошли до нас бла­го­да­ря пись­мен­ным источ­ни­кам. Не сохра­ни­лись тво­ре­ния Пир­го­те­ла, кото­рый выре­зал на изу­мруде порт­рет Алек­сандра Македон­ско­го. В 3 в. до н. э. появ­ля­ют­ся мно­го­чис­лен­ные камеи, кото­рые высо­ко цени­лись при дво­ре Пто­ле­ме­ев, а поз­же рим­ских импе­ра­то­ров. В пери­од позд­ней Рес­пуб­ли­ки созда­ет­ся мно­же­ство изде­лий из кам­ня и стек­ла, под­ра­жаю­щих элли­ни­сти­че­ским или этрус­ским образ­цам. В эпо­ху ран­ней Рим­ской импе­рии про­изо­шел новый рас­цвет глип­ти­ки. Наряду с каме­я­ми (Авгу­сто­ва гем­ма) при­двор­ных масте­ров и под­пи­сан­ны­ми шедев­ра­ми появ­ля­ет­ся боль­шое коли­че­ство ано­ним­ных кам­ней и изде­лий из стек­ла, под­час весь­ма высо­ко­го каче­ства. Сюже­ты этих гемм отра­жа­ют раз­лич­ные сто­ро­ны рим­ской жиз­ни. Наряду с выше­на­зван­ны­ми кам­ня­ми появ­ля­ют­ся тем­но-зеле­ные изу­мруды (пра­зе­ры), а так­же яшма раз­лич­ных оттен­ков. Во вре­мя позд­ней Импе­рии пре­об­ла­да­ли гру­бо обра­ботан­ные кам­ни, носи­мые часто как аму­ле­ты (напри­мер, «гно­сти­че­ские» гем­мы). Мяг­кие кам­ни обра­ба­ты­ва­лись про­сты­ми инстру­мен­та­ми, а твер­дые под­вер­га­лись обя­за­тель­ной шли­фов­ке заост­рен­ны­ми вра­щаю­щи­ми­ся круг­лы­ми или плос­ки­ми фре­за­ми, корун­до­вой и алмаз­ной пылью. Для нане­се­ния тон­чай­ших штри­хов поль­зо­ва­лись алмаз­ным ост­ри­ем. Име­лись ли лупы — неиз­вест­но. Т. к. гем­мы чаще все­го исполь­зо­ва­лись для оттис­ка печа­ти на мяг­ком мате­ри­а­ле, изо­бра­же­ния на них, как пра­ви­ло, дела­лись про­филь­ны­ми. Оттиск точ­но пере­да­вал ори­ги­нал, не отра­жая, одна­ко, его кра­сок и ярко­сти. Дра­го­цен­ные гем­мы кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­лись уже в древ­но­сти (дак­ти­лио­те­ки). В сред­ние века древним гем­мам под­ра­жа­ли, в эпо­ху Ренес­сан­са и барок­ко изу­че­ние гемм вызва­ло новый рас­цвет глип­ти­ки. С середи­ны 18 в. в свя­зи с раз­ви­ти­ем бур­жу­аз­но-гума­ни­сти­че­ских стрем­ле­ний к обра­зо­ва­нию слеп­ки с антич­ных гемм ста­ли систе­ма­ти­че­ски соби­рать­ся и опи­сы­вать­ся.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Дельфин и якорь.
Двухслойный оникс.
Римская работа. I в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей III (?).
Сардоникс. III в. до н. э.
2,6 × 1,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ГЛИПТИКА. Египет.
Клеопатра I.
Сардоникс. Александрия. II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
Сфинкс.
Двухслойный оникс. Римская работа. I в.
1,6 × 2,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II.
Сардоникс. Александрия. III в. до н. э.
2,6 × 1,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ГЛИПТИКА. Египет.
Сатир и эроты.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
1,8 × 2,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ГЛИПТИКА. Египет.
Антиох I (?).
Сардоникс.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ГЛИПТИКА. Египет.
Медуза.
Сардоникс. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
Константин Великий и Тихе Константинополя.
Сардоникс.
Рим. IV в.
Переработана в XIX в. мастером Бенедетто Пиструччи (1784—1855).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага).
Сардоникс.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА