Словарь античности

ГОМЕР (греч. Ho­me­ros, лат. Ho­me­rus), поэт, сто­я­щий у исто­ков гре­че­ской и, сле­до­ва­тель­но, евро­пей­ской лите­ра­ту­ры, имя кото­ро­го свя­за­но с древ­ней­шим лите­ра­тур­ным жан­ром гре­ков, геро­и­че­ским эпо­сом, осо­бен­но с «Или­а­дой» и «Одис­се­ей». Уже в древ­но­сти о лич­но­сти и вре­ме­ни жиз­ни Гоме­ра не было извест­но ниче­го досто­вер­но­го. Он изо­бра­жал­ся в виде сле­по­го стар­ца. Из горо­дов, пре­тен­до­вав­ших на пра­во счи­тать­ся его роди­ной, наи­бо­лее оправ­дан­ны­ми кажут­ся при­тя­за­ния Смир­ны в иони­че­ской Малой Азии и ост­ро­ва Хиос. При­ня­то счи­тать, что Гомер жил при­бли­зи­тель­но в 8 в. до н. э. Гомер — поэт клас­си­че­ской древ­но­сти, но одно­вре­мен­но он явля­ет­ся вели­ким учи­те­лем-настав­ни­ком и образ­цом для всей антич­но­сти. «Гоме­ров­ский вопрос» (вопрос об авто­ре и об обсто­я­тель­ствах воз­ник­но­ве­ния гоме­ров­ско­го эпо­са) суще­ст­во­вал уже в древ­но­сти. Еще в 6 в. до н. э. по рас­по­ря­же­нию Писи­стра­та были иссле­до­ва­ны тек­сты Гоме­ра. До 5 в. до н. э. Гоме­ру при­пи­сы­ва­ли, кро­ме «Или­а­ды» и «Одис­сеи», еще мно­го эпи­че­ских поэм (т. н. эпи­че­ский цикл «Киприи», «Мар­гит», гоме­ров­ские гим­ны). Гомер счи­тал­ся авто­ром «Или­а­ды» и «Одис­сеи» до тех пор, пока в эпо­ху элли­низ­ма «cho­ri­zon­ten» (разде­ля­ю­щие) не оспо­ри­ли его автор­ство в отно­ше­нии «Одис­сеи». В новое вре­мя Ф. А. Вольф в сво­их «Pro­le­go­me­na ad Ho­me­rum» (1795) вновь поста­вил этот вопрос. Меж­ду иссле­до­ва­те­ля­ми, кото­рые дели­ли эпос на отдель­ные пес­ни (песен­ная тео­рия Лах­ма­на), и уни­та­ри­я­ми, защи­щав­ши­ми стро­гое един­ство эпо­са, сто­я­ли иссле­до­ва­те­ли, кото­рые при­ни­ма­ли позд­ней­шие интер­по­ля­ции, рас­ши­ре­ния и ком­пи­ля­ции несколь­ких малых эпи­че­ских про­из­веде­ний или счи­та­ли Гоме­ра толь­ко редак­то­ром эпо­са. Состо­я­ние совре­мен­ных иссле­до­ва­ний поз­во­ля­ет счи­тать Гоме­ра авто­ром «Или­а­ды». Он исполь­зо­вал более древ­ние пес­ни, опи­ра­ясь на эпи­че­ские тра­ди­ции и дей­ст­вуя по еди­но­му пла­ну. Эти пес­ни, геро­и­че­ские ска­за­ния и малый эпос явля­ют­ся уст­ной пред­ва­ри­тель­ной сту­пе­нью, кото­рая уво­дит в мир 2-го тыс. к про­ник­шим в Сре­ди­зем­но­мо­рье ран­не­гре­че­ским пле­ме­нам). Вопрос о том, в какой мере в «Илиа­де» отра­же­на кри­то-микен­ская куль­ту­ра, вновь стал спор­ным после пред­при­ня­той попыт­ки рас­шиф­ро­вать линей­ное пись­мо Б. Пес­ни испол­ня­лись стран­ст­ву­ю­щи­ми рап­со­да­ми при тра­пе­зах бла­го­род­но­го обще­ства (зна­ти). Обла­да­ли ли эти рап­со­ды хотя бы отча­сти зафик­си­ро­ван­ны­ми пись­мен­но тек­ста­ми, явля­ет­ся спор­ным, как и вопрос о пись­мен­ном тек­сте эпо­са Гоме­ра. При­ме­не­ние пись­ма Б. счи­та­ет­ся сего­дня весь­ма веро­ят­ным, если учесть худо­же­ст­вен­ную ком­по­зи­цию поэм. В «Илиа­де», назван­ной по име­ни гре­че­ско­го горо­да Или­он (Троя), в 24 кни­гах изо­бра­жен 49-днев­ный отре­зок вре­ме­ни кон­ца 10-лет­ней борь­бы гре­ков за Трою. Ее тема — гнев Ахил­ла, у кото­ро­го Ага­мем­нон увел его рабы­ню Бри­се­иду, из-за чего Ахилл отка­зал­ся участ­во­вать в сра­же­ни­ях. После того как погиб его друг Патрокл, Ахилл вновь всту­па­ет в бит­ву, чтобы мстить за него. От сво­ей мате­ри Фети­ды Ахилл полу­ча­ет выко­ван­ные для него Гефе­стом доспе­хи (опи­са­ние щита в 18-й кни­ге) и уби­ва­ет Гек­то­ра в бою. Эпос окан­чи­ва­ет­ся поми­наль­ны­ми игра­ми в честь Патрок­ла. В Илиа­де отра­же­ны раз­ные эпо­хи. Мно­го­чис­лен­ные эпи­зо­ди­че­ские собы­тия наряду с глав­ны­ми дей­ст­ви­я­ми пока­зы­ва­ют геро­ев, часто про­ис­хо­дя­щих от богов, в тяже­лых боях. Боги при­ни­ма­ют уча­стие в борь­бе с обе­их сто­рон, мно­гие сце­ны с бога­ми при­ни­ма­ют харак­тер бур­лес­ка. Далее сле­ду­ют неболь­шие поэ­ти­че­ские допол­не­ния. «Одис­сея», по-види­мо­му, более позд­нее про­из­веде­ние, и оно не при­над­ле­жит Гоме­ру. Поэ­ма при­над­ле­жит, веро­ят­но, уче­ни­ку Гоме­ра (?) и обра­бота­на позд­нее. В 24-х кни­гах вос­пе­ва­ют­ся для­щи­е­ся 10 лет путе­ше­ст­вия и воз­вра­ще­ние на роди­ну Одис­сея к его жене Пене­ло­пе. Перед воз­вра­ще­ни­ем домой Одис­сей оста­нав­ли­ва­ет­ся у ним­фы Калип­со. После кораб­ле­кру­ше­ния, пред­став перед феа­ка­ми, герой рас­ска­зы­ва­ет о пере­жи­тых собы­ти­ях. Поэ­ма повест­ву­ет о том, как Пене­ло­па, ожи­даю­щая воз­вра­ще­ния домой супру­га, хит­ро­стью оття­ги­ва­ет свой брак с жени­ха­ми, ее сын Теле­мах ока­зы­ва­ет воз­вра­тив­ше­му­ся домой неузнан­ным Одис­сею помощь при изби­е­нии жени­хов. В эпо­се мно­же­ство повест­во­ва­ний о мор­ских путе­ше­ст­ви­ях пере­пле­та­ет­ся со ска­зоч­ны­ми моти­ва­ми. Вазо­вая живо­пись, так же как и настен­ная, в раз­лич­ных вари­а­ци­ях пред­став­ля­ет мно­го­чис­лен­ные сце­ны из «Или­а­ды» и «Одис­сеи», пла­сти­ка созда­ла иде­а­ли­зи­ро­ван­ный порт­рет сле­по­го поэта. «Или­а­да» и «Одис­сея» напи­са­ны гекза­мет­ром, их язык постро­ен на дав­них тра­ди­ци­ях худо­же­ст­вен­ной речи с ионий­ско-эолий­ски­ми эле­мен­та­ми. Отчет­ли­вые, повто­ря­ю­щи­е­ся в виде фор­мул обо­роты, веро­ят­но, отно­сят­ся к уст­ным началь­ным сту­пе­ням, сохра­нив­шим­ся в эпо­се. К чис­лу недо­ся­гае­мых вер­шин гоме­ров­ско­го эпо­са при­над­ле­жат полет фан­та­зии, сила крас­но­ре­чия, замед­ле­ние хода дей­ст­вия для созда­ния дра­ма­ти­че­ско­го напря­же­ния, худо­же­ст­вен­ные част­но­сти, есте­ствен­ность в изо­бра­же­нии жиз­ни, кра­сота срав­не­ний, свиде­тель­ст­ву­ю­щие о пора­зи­тель­ной наблюда­тель­но­сти, чело­ве­че­ском уча­стии и пси­хо­ло­ги­че­ской чут­ко­сти авто­ра. В обла­сти эпо­са «Или­а­да» и «Одис­сея» явля­ют­ся выс­ши­ми образ­ца­ми поэ­ти­че­ских про­из­веде­ний. Наи­бо­лее читае­мый вот уже 3000 лет автор, Гомер очень рано и вплоть до визан­тий­ско­го вре­ме­ни изу­чал­ся в шко­ле. Сде­лав­шись эта­ло­ном при оцен­ке любой поэ­мы антич­но­сти, эпос Гоме­ра дал тол­чок все­му после­дую­ще­му худо­же­ст­вен­но­му твор­че­ству. Ливий Анд­ро­ник пере­вел «Одис­сею» на латынь, Вер­ги­лий сво­ей «Эне­идой» хотел достичь уров­ня гоме­ров­ско­го эпо­са. В обла­стях латин­ско­го язы­ка в эпо­ху сред­не­ве­ко­вья, а в роман­ских стра­нах вплоть до ново­го вре­ме­ни эпос Вер­ги­лия имел боль­шее вли­я­ние, чем эпос Гоме­ра. В 18 в. под вли­я­ни­ем Р. Вуда (Англия) Гомер вновь был при­знан непре­взой­ден­ным гени­ем. Его поэ­зия с это­го вре­ме­ни ста­ла ока­зы­вать силь­ное воздей­ст­вие на клас­си­ков миро­вой лите­ра­ту­ры (Лес­синг, Гер­дер, Гёте).

См. также:
ГОМЕР (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КУРИАЦИЙ МАТЕРН • ДЕМОХАР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Гомера (прежде назывался «Слепой Эпименид»).
Гипсовый слепок.
Мюнхен, Глиптотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Эпименида.
Гипсовый слепок.
Мюнхен, Глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала V в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала V в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала V в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала V в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Гомера. Деталь: увенчанный Гомер на троне.
Мраморный вотивный рельеф.
Ок. 225—205 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Мрамор. С эллинистического оригинала II в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Мрамор. С эллинистического оригинала II в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Мрамор. С эллинистического оригинала II в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон с бортиком (конторниат), медь
380—400 гг.
АВЕРС: ⲰΜΗΡΟC — драпированный бюст бородатого Гомера, греческого эпического поэта, вправо; справа в поле монограмма PLE.
РЕВЕРС: Елена стоит вправо, пожимает руку Парису (Александру), который стоит анфас, голова влево, на нем фригийский колпак; Елена также касается его щеки своей левой рукой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА