Джонс. Словарь античных римских монет

PAX (МИР). Впер­вые боги­ня мира Пакс (гре­че­ская Эйре­на) появ­ля­ет­ся на рим­ской моне­те в 44 г. до н. э., веро­ят­но, до смер­ти Цеза­ря, на кви­на­рии Л. Эми­лия Буки. На нем голо­ва с под­пи­сью PAX на авер­се соеди­не­на с изо­бра­же­ни­ем руко­по­жа­тия (сим­вол Согла­сия) на ревер­се, выра­жая таким обра­зом идею мира и гар­мо­нии, при­не­сен­ных Цеза­рем. Далее, в пери­од Рим­ской импе­рии Мир часто встре­ча­ет­ся на рим­ских моне­тах от Авгу­ста до Кон­стан­ти­на I. Так­же эта боги­ня явля­ет­ся посто­ян­ным типом ревер­са кисто­фор­ных тет­ра­д­рахм Авгу­ста, и, посколь­ку дан­ная серия была нача­та в 28 г. до н. э., ясно, что в этом слу­чае она слу­жит напо­ми­на­ни­ем о мире, при­не­сен­ном бит­вой при Акции. Последу­ю­щие изо­бра­же­ния Мира ино­гда могут быть свя­за­ны с опре­де­лен­ны­ми собы­ти­я­ми, но ино­гда име­ют более общее зна­че­ние. Культ Мира и Рима был укреп­лен посвя­ще­ни­ем Алта­ря Мира Авгу­ста, Ara Pacis Augustae, в 9 г. до н. э.

В искус­ст­ве Мир изо­бра­жа­ет­ся в обра­зе дра­пи­ро­ван­ной жен­ской фигу­ры. Некото­рые ее атри­бу­ты явля­ют­ся общи­ми с Победой или Неме­сидой, так как у рим­лян обыч­ным было пред­став­ле­ние о мире бла­го­да­ря победе; поэто­му у нее может быть венок, паль­мо­вая ветвь или воен­ный зна­чок. В дру­гих слу­ча­ях она может так­же дер­жать ски­петр или ветвь оли­вы, рог изоби­лия, каду­цей, фигу­ру Победы на зем­ном шаре, коло­сья или маки. Она может изо­бра­жать­ся при­но­ся­щей жерт­ву, с пате­рой, или под­жи­гаю­щей ору­жие, с факе­лом. На моне­тах Доми­ци­а­на на ее руке сидит малень­кая птич­ка.

На монет­ных леген­дах имя Pax (или Paci — в датель­ном паде­же, выра­жаю­щем посвя­ще­ние) име­ет мно­же­ст­во опи­са­тель­ных допол­не­ний. Она может быть Pax Augusta, «Импер­ский мир» или Pax Augusti или Augustorum, «Мир импе­ра­то­ра (или импе­ра­то­ров)», что явля­ет­ся чуть более кон­крет­ным выра­же­ни­ем. В боль­шом мас­шта­бе она может быть Aeterna (Веч­ной) или Perpetua (Посто­ян­ной), или Миром, рас­про­стра­ня­ю­щим­ся на весь «круг земель», Pax Orbis Terrarum. Так­же она может быть опи­са­на как Pax Publica (Обще­ст­вен­ный Мир) или Pax Populi Romani (Мир рим­ско­го наро­да). В ред­ких слу­ча­ях упо­ми­на­ют­ся наро­ды, с кото­ры­ми был заклю­чен мир; так, извест­ны Pax Germanica (Гер­ман­ский Мир) Вител­лия или Pax Fundata cum Persis (Проч­ный мир с Пер­си­ей) Филип­па I, кото­рый мог вдох­но­вить более общий Pax Fundata (Проч­ный Мир) Гал­ли­е­на. Позд­нее Кон­стан­тин Вели­кий опи­сан как «осно­ва­тель» мира на моне­тах с. 239 с леген­дой PACIS FVND(atori) — фра­за, кото­рую мож­но увидеть так­же на арке Кон­стан­ти­на в Риме.

Ино­гда Мир может быть аль­тер­на­ти­вой Согла­сию, как на моне­тах Посту­ма с леген­дой PAX EQVITVM («всад­ни­че­ский») или на выпус­ке Кара, объ­яв­ля­ю­щем об «Армей­ском Мире» (PAX EXERCITI, с исполь­зо­ва­ни­ем ред­кой фор­мы роди­тель­но­го паде­жа). Суще­ст­ву­ет так­же необыч­ный выпуск Вес­па­си­а­на с леген­дой PACIS EVENTVM (Мир­но­му Исхо­ду), сопро­вож­даю­щей тип, кото­рый, как пред­став­ля­ет­ся, изо­бра­жа­ет Счаст­ли­вый Исход (Bonus Eventus); леген­да, по-види­мо­му, озна­ча­ет, что импе­ра­тор обес­пе­чил счаст­ли­вый исход, кото­рый заклю­ча­ет­ся в мире. Это лишь один из мно­гих экзем­пля­ров монет с леген­дой Pax, но дан­ный тип пред­став­ля­ет не саму боги­ню, а одно­го из длин­но­го ряда божеств или сюже­тов, свя­зан­ных с иде­ей мира.


Сестер­ций Мак­си­ми­на, 236—238 гг.
Реверс изо­бра­жа­ет Пакс с олив­ко­вой вет­вью, ски­пет­ром и леген­дой PAX AVGVSTI.

© 1990 г. Текст, фото: John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 238—239.
© 2007 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.
См. также:
PAX (Стивенсон. Словарь римских монет)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 8)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с Теллус. Деталь с головой Теллус.
Мрамор. 13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Теллус (деталь).
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Мрамор.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с Теллус. Деталь.
Мрамор. 13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Теллус (деталь).
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Мрамор.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Теллус (деталь).
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Мрамор.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Теллус (деталь).
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Мрамор.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Теллус.
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Мрамор.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с Теллус.
Мрамор. 13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
МОНЕТЫ (Всего найдено: 47 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Антониниан, медь
Караузий
Лондон, 292—293 гг.
АВЕРС: IMP. C. CARAVSIVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: PAX AVG. — Пакс стоит влево, в правой руке оливковая ветвь, в левой — скипетр.
В поле, слева и справа: S. P.
В обрезе: ML
2. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Медиоланум, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. CLAVDIVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: PAX AVG. — Пакс идет влево, держит в правой руке оливковую ветвь и длинный скипетр — в левой руке.
В обрезе: T
3. Антониниан, медь
Караузий
Лондон, 289—290 гг.
АВЕРС: IMP. CARASIVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: PAX AVG. — Пакс стоит влево, в правой руке оливковая ветвь, в левой — скипетр.
В поле, слева и справа: F. O.
В обрезе: ML
4. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
5. Сестерций, медь
Вителлий
Рим, 69 г.
АВЕРС: A. VITELLIVS GERMAN. IMP. AVG. P. M. TR. P. — драпированный бюст Вителлия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PAX AVGVSTI — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
6. Антониниан, медь
Караузий
286—293 гг.
АВЕРС: IMP. CARAVSIVS P. AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: PAX AVG. — Пакс стоит влево, в правой руке оливковая ветвь, в левой — скипетр.
7. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
8. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 44—45 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. IIII — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
9. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X P. P. IMP. XVIII — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
10. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА