Стивенсон. Словарь римских монет

PAX. Мир. Это сло­во очень часто встре­ча­ет­ся на рим­ских моне­тах, и не все­гда воз­мож­но опре­де­лить к како­му кон­крет­но уми­ротво­ре­нию оно отно­сит­ся.

Древ­ние счи­та­ли Мир боги­ней и покло­ня­лись ей не толь­ко в Риме, но и в Афи­нах. Ее алтарь не мог быть запят­нан кро­вью. В ее честь импе­ра­тор Клав­дий начал на Свя­щен­ной Доро­ге (Via Sac­ra) стро­и­тель­ство вели­ко­леп­но­го хра­ма, закон­чен­но­го Вес­па­си­а­ном. На меда­льо­нах пред­став­ле­ны такие атри­бу­ты мира, как has­ta pu­ra, ветвь оли­вы, рог изоби­лия, часто каду­цей. Ино­гда (как на моне­тах Вес­па­си­а­на, Доми­ци­а­на и Мар­ка Авре­лия) она изо­бра­же­на под­жи­гаю­щей гру­ду ору­жия.

Счи­та­лось, что мир нахо­дит­ся во вла­сти того, кому при­над­ле­жат ауспи­ции (aus­pi­cia); поэто­му, соглас­но Дио­ну, цеза­рей назы­ва­ли пове­ли­те­ля­ми мира и вой­ны (Pa­cis et Bel­li Do­mi­ni). Соот­вет­ст­вен­но, встре­ча­ют­ся импе­ра­тор­ские моне­ты, про­воз­гла­шаю­щие Pax AVGus­ta или AVGus­ti (Мир Авгу­ста или Авгу­стов Мир); Pax Aeter­na (Веч­ный Мир); Pax Per­pe­tua (Посто­ян­ный Мир); Pax Fun­da­ta (Проч­ный Мир); Pax Pub­li­ca (Обще­ст­вен­ный Мир); Pax Ubi­que Par­ta (Мир, При­не­сен­ный Повсюду); и эти над­пи­си сопро­вож­да­ют­ся раз­лич­ны­ми сим­во­ла­ми, таки­ми как храм Мира на меда­льо­нах Авгу­ста, или закры­тый храм Яну­са на меда­льо­нах Неро­на, или жен­щи­на с рогом изоби­лия в левой руке на моне­тах Авгу­ста, Адри­а­на и др. На моне­тах Галь­бы, Вител­лия, Вес­па­си­а­на, Анто­ни­на Пия и Авре­лия мож­но увидеть сим­вол Веч­но­го Мира, пред­став­лен­ный в виде фигу­ры боги­ни, под­жи­гаю­щей гру­ду обо­ро­ни­тель­но­го и насту­па­тель­но­го ору­жия. См. Pax Augus­ti.

Следу­ет отдель­но заме­тить, что изо­бра­же­ние вели­ко­леп­но­го хра­ма Мира, постро­ен­но­го Вес­па­си­а­ном, не встре­ча­ет­ся ни на моне­тах это­го импе­ра­то­ра, ни на моне­тах его сына Тита. См. Templum Pa­cis.

Голо­ву Мира мож­но увидеть на дена­ри­ях Юлия Цеза­ря и Авгу­ста.

Pax (Мир). — Изо­бра­же­ние этой боги­ни (чьим бла­го­сло­ве­ни­ем рим­ляне более все­го склон­ны были похва­лять­ся в то вре­мя, когда их гор­дая импе­рия, при­бли­жаю­ща­я­ся к упад­ку, менее все­го была в состо­я­нии насла­дить­ся им) с каду­це­ем и вет­вью оли­вы мож­но увидеть на моне­тах Тита, Галь­бы и Ото­на; с рогом изоби­лия и факе­лом — у Галь­бы, Вител­лия и Вес­па­си­а­на; с рогом изоби­лия и вет­вью оли­вы — у Вес­па­си­а­на, М. Авре­лия, Л. Вера; с вет­вью оли­вы и копьем — у Алек­сандра Севе­ра; сто­я­щей у алта­ря с пате­рой в пра­вой руке — у Вес­па­си­а­на и Тита; иду­щей в лав­ро­вом вен­ке — у Клав­дия Гот­ско­го; укра­шен­ной ски­пет­ром — у Гор­ди­а­на Пия, Мак­си­ми­на, Филип­па Стар­ше­го, Эми­ли­а­на, Нуме­ри­а­на, Тра­я­на Деция, Волу­зи­а­на, Гал­ли­е­на, Посту­ма, Вик­то­ри­на Стар­ше­го, Гале­рия Мак­си­ми­а­на и дру­гих; несу­щей тро­фей — у Клав­дия Гот­ско­го; так­же с вет­вью оли­вы и воен­ным знач­ком — у Кон­стан­ти­на Вели­ко­го и Кара. На моне­тах Авгу­ста, пишет Воль­те­рек (Wol­te­reck), мы видим боги­ню Мира не толь­ко с каду­це­ем, вен­ком из оли­вы и дру­ги­ми свой­ст­вен­ны­ми ей укра­ше­ни­я­ми, но и с атри­бу­та­ми боги­ни Здо­ро­вья, как бы для того, чтобы пред­ста­вить на одном типе все сим­во­лы бла­жен­ства, кото­рым Рим дол­жен был наслаж­дать­ся под оте­че­ской вла­стью это­го импе­ра­то­ра.

На моне­тах М. Анто­ния, Авгу­ста, Анто­ни­на Пия Мир обо­зна­ча­ет­ся дву­мя соеди­нен­ны­ми рука­ми. На моне­те Вес­па­си­а­на он изо­бра­жен в виде быка.

Изо­бра­же­ния Мира встре­ча­ют­ся на непре­рыв­ной серии монет рим­ских импе­ра­то­ров, некото­рых из авгу­стов[1] и боль­шин­ства узур­па­то­ров, от Юлия Цеза­ря до Юсти­ни­а­на. См. PA­CE и PA­CI; PA­CA­TOR, &c.; так­же ARA PA­CIS.

© 1964 г. Текст: Seth William Stevenson. A DICTIONARY OF ROMAN COINS, REPUBLICAN AND IMPERIAL, London, B. A. Seaby LTD, 1964, с. 613.
© 2007 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.
См. также:
PAX (Джонс. Словарь античных римских монет)

  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ

  • [1]Види­мо, под авгу­ста­ми здесь под­ра­зу­ме­ва­ют­ся пер­со­на­жи SHA.

  • Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

    См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 8)
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Панель с Теллус. Деталь с головой Теллус.
    Мрамор. 13—9 гг. до н. э.
    Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Панель Теллус (деталь).
    Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
    Мрамор.
    Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Панель с Теллус. Деталь.
    Мрамор. 13—9 гг. до н. э.
    Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Панель Теллус (деталь).
    Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
    Мрамор.
    Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Панель Теллус (деталь).
    Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
    Мрамор.
    Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Панель Теллус (деталь).
    Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
    Мрамор.
    Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Панель Теллус.
    Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
    Мрамор.
    Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Панель с Теллус.
    Мрамор. 13—9 гг. до н. э.
    Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
    МОНЕТЫ (Всего найдено: 47 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Антониниан, медь
    Караузий
    Лондон, 292—293 гг.
    АВЕРС: IMP. C. CARAVSIVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
    РЕВЕРС: PAX AVG. — Пакс стоит влево, в правой руке оливковая ветвь, в левой — скипетр.
    В поле, слева и справа: S. P.
    В обрезе: ML
    2. Антониниан, медь
    Клавдий II Готский
    Медиоланум, 268—270 гг.
    АВЕРС: IMP. CLAVDIVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне вправо.
    РЕВЕРС: PAX AVG. — Пакс идет влево, держит в правой руке оливковую ветвь и длинный скипетр — в левой руке.
    В обрезе: T
    3. Антониниан, медь
    Караузий
    Лондон, 289—290 гг.
    АВЕРС: IMP. CARASIVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
    РЕВЕРС: PAX AVG. — Пакс стоит влево, в правой руке оливковая ветвь, в левой — скипетр.
    В поле, слева и справа: F. O.
    В обрезе: ML
    4. Аурей, золото
    Клавдий
    Рим, 46—47 гг.
    АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
    5. Сестерций, медь
    Вителлий
    Рим, 69 г.
    АВЕРС: A. VITELLIVS GERMAN. IMP. AVG. P. M. TR. P. — драпированный бюст Вителлия, в лавровом венке, вправо.
    РЕВЕРС: PAX AVGVSTI — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
    В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
    6. Антониниан, медь
    Караузий
    286—293 гг.
    АВЕРС: IMP. CARAVSIVS P. AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
    РЕВЕРС: PAX AVG. — Пакс стоит влево, в правой руке оливковая ветвь, в левой — скипетр.
    7. Денарий, серебро
    Клавдий
    Рим, 46—47 гг.
    АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
    8. Денарий, серебро
    Клавдий
    Рим, 44—45 гг.
    АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. IIII — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
    9. Аурей, золото
    Клавдий
    Рим, 50—51 гг.
    АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X P. P. IMP. XVIII — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
    10. Аурей, золото
    Клавдий
    Рим, 50—51 гг.
    АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА