Античные писатели

АРИСТОФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ; Aris­to­pha­nes, ок. 257—180 гг. до н. э., гре­че­ский фило­лог. С ран­ней юно­сти жил в Алек­сан­дрии. Счи­тал­ся уче­ни­ком Зено­до­та, Кал­ли­ма­ха и Эра­то­сфе­на. Ок. 195 г. стал после Эра­то­сфе­на заве­до­вать Алек­сан­дрий­ской биб­лио­те­кой. Самым выдаю­щим­ся его уче­ни­ком был Ари­старх Само­фра­кий­ский. Ари­сто­фан под­гото­вил ком­мен­ти­ро­ван­ное изда­ние Гоме­ра на осно­ве работ сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков, глав­ным обра­зом Зено­до­та, он пер­вым при­знал позд­ней­шую при­став­ку в финаль­ной части кн. XXIII (с 298 сти­ха) и XXIV кн. Одис­сеи. Он раз­ра­ботал так­же систе­му кри­те­ри­ев (см. Зено­дот). Изда­вал Геси­о­да, лири­ков VI и V вв. до н. э. (Алк­ма­на, Алкея, Ана­кре­он­та, Пин­да­ра), ста­ро­ат­ти­че­скую комедию (Ари­сто­фа­на, а воз­мож­но, и дру­гих ее пред­ста­ви­те­лей), а так­же впер­вые издал тра­гедии (Еври­пида, Софок­ла, веро­ят­но Эсхи­ла). Ари­сто­фан был так­же, по име­ю­щим­ся сведе­ни­ям, пер­вым уче­ным, кото­рый разде­лил пес­ни хора в тра­геди­ях на мет­ри­че­ские еди­ни­цы, зафик­си­ро­вав это деле­ние гра­фи­че­ским спо­со­бом. Мало­ве­ро­ят­но, что Ари­сто­фан изда­вал комедии Менанд­ра, хотя глу­бо­ко вос­хи­щал­ся этим поэтом. С изда­тель­ской дея­тель­но­стью Ари­сто­фа­на были свя­за­ны и его Изло­же­ния (Hy­po­the­seis), пред­став­ля­ю­щие род крат­ко­го изло­же­ния сведе­ний об отдель­ных дра­мах; дава­лись с опо­рой на работы пери­па­те­ти­ков (см. Ари­сто­тель) и Кал­ли­ма­ха так­же даты и коли­че­ство поста­но­вок пье­сы. Под­лин­ных Изло­же­ний Ари­сто­фа­на сохра­ни­лось все­го несколь­ко, гораздо боль­ше у нас позд­ней­ших пере­ра­боток и под­ра­жа­ний, неза­слу­жен­но при­пи­сы­ва­е­мых Ари­сто­фа­ну. Из боль­шо­го лек­си­ко­гра­фи­че­ско­го иссле­до­ва­ния Ари­сто­фа­на Lek­seis сохра­ни­лись толь­ко выдерж­ки из неко­то­рых частей. Это было пер­вое про­из­веде­ние дан­но­го типа, охва­ты­вав­шее всю гре­че­скую лите­ра­ту­ру, поэ­зию и про­зу, с обзо­ром так­же раз­го­вор­ных обо­ротов элли­ни­сти­че­ской эпо­хи. Ари­сто­фан сфор­му­ли­ро­вал и общие пра­ви­ла гре­че­ско­го скло­не­ния, при­зна­вая ана­ло­гию основ­ным прин­ци­пом, кото­рый управ­ля­ет язы­ком. Сомни­те­лен, одна­ко, факт его выступ­ле­ния с поле­ми­че­ским сочи­не­ни­ем про­тив Хри­сип­па. Спор меж­ду сто­рон­ни­ка­ми ана­ло­гии и ано­ма­лии в язы­ке завла­дел вни­ма­ни­ем уже после­дую­щих поко­ле­ний фило­ло­гов (Ари­старх Само­фра­кий­ский, Кра­тет). Быть может, Ари­сто­фан был при­ча­стен к созда­нию «кано­на» клас­си­че­ских гре­че­ских поэтов.

См. также:
АРИСТОФАН (Словарь античности)
АРИСТОФАН (Античные писатели)
АРИСТОФАН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА