Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АРИСТОФА́Н

Aris­tophănes, Ἀρισ­το­φάνης,

1) афи­ня­нин, коми­че­ский поэт; родил­ся ок. 450 г. до Р. Х., умер после 388 г. Имел сыно­вей Ара­рота, Филип­па и Нико­ст­ра­та (или Филе­те­ра), кото­рые по смер­ти отца так­же ста­ви­ли комедии на афин­ском теат­ре. Осо­бен­но бли­зок, кажет­ся, был Ари­сто­фан с коми­ка­ми Фило­нидом и Кал­ли­ст­ра­том; по его пору­че­нию они под сво­и­ми соб­ст­вен­ны­ми име­на­ми поста­ви­ли на сцене пер­вые его комедии: Δαι­ταλῆς (в 427 г.), Βα­βυλώ­νιοι (в 426 г.) и Ἀχαρ­νῆς; помо­га­ли ему и при поста­нов­ке неко­то­рых дру­гих комедий. Неко­то­рое вре­мя дру­жен был с Ари­сто­фа­ном и Евпо­лид. В сво­их комеди­ях, боль­шин­ство кото­рых отно­сит­ся ко вре­ме­ни Пело­пон­нес­ской вой­ны, Ари­сто­фан являл­ся про­тив­ни­ком воин­ст­вен­ной демо­кра­ти­че­ской пар­тии и употреб­лял все сред­ства сво­его искус­ства, чтобы скло­нить сограж­дан на сто­ро­ну мира. Он един­ст­вен­ный поэт древ­ней атти­че­ской комедии, от кото­ро­го дошли до нас цель­ные про­из­веде­ния (а имен­но 11). Пер­вое место меж­ду ними по вре­ме­ни пред­став­ле­ния зани­ма­ет комедия «Ахар­няне», Ἀχαρ­νῆς, назван­ная так от хора, состо­я­ще­го из ахар­нян. Посред­ст­вом этой пье­сы Ари­сто­фан, поста­вив­ший ее, впро­чем, под чужим име­нем, одер­жал (в 425 г.) победу над Кра­ти­ном и Евпо­лидом. Цель ее состо­ит в том, чтобы рас­по­ло­жить афи­нян в поль­зу мира изо­бра­же­ни­ем его благ. «Всад­ни­ки», Ἱπ­πῆς, пер­вая пье­са, кото­рую Ари­сто­фан поста­вил (в 424 г.) лич­но сам под сво­им соб­ст­вен­ным име­нем, пред­став­ля­ет самую без­жа­лост­ную кри­ти­ку бес­ха­рак­тер­но­сти наро­да и недоб­ро­со­вест­но­сти его пред­во­ди­те­ля, все­мо­гу­ще­го тогда дема­го­га Клео­на (см. Cleon). Комедия «Обла­ка», Νε­φέλαι (постав­ле­на в 423 г.), име­ет целью осме­ять пре­врат­ное фило­соф­ское направ­ле­ние того вре­ме­ни, мета­фи­зи­че­ские мудр­ст­во­ва­ния и столь вред­ную для народ­ной нрав­ст­вен­но­сти софи­сти­ку (ср. Les­sing, Dra­ma­tur­gie II, 91); пред­ста­ви­те­лем это­го направ­ле­ния явля­ет­ся в комедии Сократ, с истин­ным харак­те­ром дея­тель­но­сти кото­ро­го Ари­сто­фан, веро­ят­но, не был хоро­шо зна­ком; эта комедия сохра­ни­лась в пере­дел­ке, пред­при­ня­той самим авто­ром, но, кажет­ся, не доведен­ной до кон­ца. Комедия «Осы», Σφῆ­κες (постав­ле­на в 422 г.), осме­и­ва­ет страсть афи­нян к уча­стию в судах в каче­стве при­сяж­ных. Комедия «Мир», Εἰρή­νη (постав­ле­на в 421 г.), есть про­слав­ле­ние мира. Комедия «Пти­цы», Ὄρνι­θες (414 г.), самая обшир­ная из пьес Ари­сто­фа­на и, может быть, самая совер­шен­ная из коми­че­ских драм, создан­ных древ­ней поэ­зи­ей под видом исто­рии осно­ва­ния заоб­лач­но­го пти­чье­го цар­ства и посоль­ства богов к пти­цам, самым забав­ным обра­зом паро­ди­ру­ет сума­сброд­ней­шие меч­та­ния и надеж­ды, кото­ры­ми пита­лось свое­ко­ры­стие и вла­сто­лю­бие афи­нян в эпо­ху сици­лий­ской экс­пе­ди­ции. В «Лиси­стра­те», Λυ­σιστρά­τη (411 г.), жены застав­ля­ют гре­ков пре­кра­тить Пело­пон­нес­скую вой­ну. Комедия «Фесмофо­рии» (соб­ст­вен­но «Жен­щи­ны, совер­шаю­щие празд­ник Фесмофо­рий»), Θεσ­μο­φοριάζου­σαι (410 г.), осме­и­ва­ет Еври­пида. Комедия «Лягуш­ки», Βάτ­ρα­χοι (405 г.), изо­бра­жа­ет упа­док тра­ги­че­ской поэ­зии, при­чем винов­ни­ком его пред­став­ля­ет­ся Еври­пид. Комедия «Жен­ское вече», Ἐκκλη­σιάζου­σαι (ок. 392 г.), направ­ле­на про­тив про­жек­тер­ства афин­ских поли­ти­ков, а может быть, и про­тив фило­соф­ских тео­рий государ­ст­вен­но­го устрой­ства. Послед­няя пье­са Ари­сто­фа­на, «Бог богат­ства», Πλοῦ­τος, в кото­рой это­го бога изле­чи­ва­ет от сле­поты один чест­ный граж­да­нин, пред­став­ля­ет уже в неко­то­рых отно­ше­ни­ях пере­ход к так назы­вае­мой сред­ней атти­че­ской комедии; эта пье­са дошла до нас в пере­дел­ке, постав­лен­ной в 388 г. Все­го Ари­сто­фа­ну при­пи­сы­ва­лось 44 комедии, но 4 из них уже древни­ми кри­ти­ка­ми были при­зна­ны за под­лож­ные. От утра­чен­ных пьес кро­ме загла­вий сохра­ни­лось и доволь­но зна­чи­тель­ное коли­че­ство отрыв­ков. Целью поэ­ти­че­ско­го твор­че­ства Ари­сто­фа­на были не про­стая заба­ва и раз­вле­че­ние, но нечто более воз­вы­шен­ное и бла­го­род­ное. Он раз­об­ла­ча­ет нена­сыт­ную страсть афин­ской раз­нуздан­ной охло­кра­тии ко вся­ко­го рода ново­введе­ни­ям и силь­но дей­ст­во­вав­ший в его уже вре­мя про­цесс само­уни­что­же­ния гре­че­ской рели­гии. Нель­зя не удив­лять­ся силе ари­сто­фа­нов­ско­го комиз­ма, кото­рая не име­ет себе ниче­го подоб­но­го ни в какой дру­гой лите­ра­ту­ре; в его комеди­ях мно­же­ство самых ярких коми­че­ских кон­тра­стов; неис­чер­пае­мое ост­ро­умие ска­зы­ва­ет­ся в построй­ке, плане и дей­ст­вии пьес, в поста­нов­ке и обри­сов­ке харак­те­ров, а рав­но и в отдель­ных поло­же­ни­ях и мыс­лях; в целом, как и вооб­ще в древ­ней комедии, гос­под­ст­ву­ют непра­виль­ность, как бы изде­ваю­ща­я­ся над вся­ки­ми зако­на­ми при­ро­ды и логи­ки (ср. Co­moe­dia), но ино­гда пере­хо­дя­щая и в гру­бость, кото­рая может оскор­бить наши поня­тия о нрав­ст­вен­но­сти и при­ли­чии. Язык Ари­сто­фа­на — совер­шен­ней­ший обра­зец чистей­ше­го атти­циз­ма. Общую харак­те­ри­сти­ку ари­сто­фа­нов­ской поэ­зии дают: Nä­gelsbach, nach­ho­mer. Theol, стр. 467 слл.; Rötscher, Ar. und sein Zei­tal­ter (1827); [Ордын­ский, «Ари­сто­фан», Оте­честв. зап., тт. 62, 70, 73]; о зна­че­нии комедий Ари­сто­фа­на как исто­ри­че­ско­го источ­ни­ка, ср.: Mül­ler-Strü­bing, Ar. und die his­to­ri­sche Kri­tik (1873). Все сохра­нив­ши­е­ся комедии вме­сте изд.: In­ver­niz­zi, Beck и W. Din­dorf (1795—1834), I. Bek­ker (1829), Din­dorf (1835—1838 со схо­ли­я­ми и в Poe­tae scaen. gr. 1869), Bergk (2-е изд. 1857), Mei­ne­ke (1860); «Ахар­нян», изд. A. Mül­ler (1863), W. Rib­beck (1864); «Всад­ни­ков» — W. Rib­beck (1867), von Vel­sen (1869), Kock (2-е изд. 1867); «Обла­ка» — G. Her­mann (2-е изд. 1830), Kock (3-е изд. 1876), Teuf­fel (2-е изд. 1863, с немец­ки­ми при­ме­ча­ни­я­ми 1867); «Ос» — Rich­ter (1858); «Мир» — Rich­ter (1868); «Птиц» — Kock (2-е изд. 1876), Blay­des (1882); «Фесмофо­рии» — Fritzsche (1838), En­ger (1844), von Vel­sen (1878), Blay­des (1880); Лиси­стра­ту — En­ger (1844), Blay­des (1880); «Лягу­шек» — Fritzsche (1845), Per­ni­ce (1856), Kock (3-е изд. 1881), von Vel­sen (1881); «Бога богат­ства» — Hemster­huis (1744), von Vel­sen (1881). Луч­ший немец­кий пере­вод­чик — Droy­sen (2-е изд. его пере­во­да вышло в 1868—1871 гг.). [Рус­ские пере­вод­чи­ки: «Обла­ков» — Мура­вьев-Апо­стол, «Всад­ни­ков» — Ордын­ский (Отеч. зап., 1849, 1), «Ахар­нян» — он же (т. ж. 1850, 6), «Птиц» — Сквор­цов (Изве­стия Вар­шав­ско­го уни­вер­си­те­та, 1874)];

2) Визан­тий­ский, зна­ме­ни­тый грам­ма­тик, родил­ся ок. 260 г. до Р. Х., еще в ран­ней моло­до­сти пере­се­лил­ся в Алек­сан­дрию и был здесь уче­ни­ком Зено­до­та и Кал­ли­ма­ха; в пре­клон­ных уже летах сде­лал­ся началь­ни­ком алек­сан­дрий­ской биб­лио­те­ки и умер 77 лет. Цен­тром его грам­ма­ти­че­ских работ был Гомер: он сде­лал изда­ние гоме­ров­ских поэм, в кото­ром уже поль­зо­вал­ся кри­ти­че­ски­ми зна­ка­ми. Зани­мал­ся тол­ко­ва­ни­ем и кри­ти­кой и дру­гих поэтов. Резуль­та­ты сво­их лек­си­че­ских изыс­ка­ний он изло­жил в обшир­ном труде Λέ­ξεις. Отрыв­ки из это­го и дру­гих сочи­не­ний изд. A. Nauck (1848).

См. также:
АРИСТОФАН (Словарь античности)
АРИСТОФАН (Античные писатели)
АРИСТОФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 150—152.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА