Античные писатели

АРИСТОФАН; Aris­to­pha­nes, ок. 445 — ок. 385 гг. до н. э., гре­че­ский комедио­граф, родив­ший­ся в Афи­нах. Его отец Филипп был не слиш­ком зажи­точ­ным посе­ля­ни­ном, запо­лу­чив­шим неболь­шой земель­ный надел на Эгине как коло­нист, веро­ят­но, в нача­ле Пело­пон­нес­ской вой­ны. Ари­сто­фан полу­чил доста­точ­но хоро­шее обра­зо­ва­ние в Афи­нах. При­бли­зи­тель­но в 17 лет он уже писал сти­хи и сочи­нял музы­ку. Напи­сал более 45 комедий: мы зна­ем все назва­ния и боль­шин­ство дат поста­нов­ки, цели­ком сохра­ни­лось 11 пьес. Неко­то­рые комедии Ари­сто­фа­на пере­де­лы­вал и ста­вил вто­рич­но, поэто­му труд­но точ­но назвать их чис­ло. Ари­сто­фан, тре­тий в созвездии вели­ких пред­ста­ви­те­лей ста­ро­ат­ти­че­ской комедии (после Кра­ти­на и Евпо­лида), сопо­став­ля­е­мый в древ­но­сти с третьим вели­ким тра­ги­ком Еври­пидом, был наи­бо­лее популя­рен, его чаще игра­ли на сце­нах и чита­ли. Кон­сер­ва­тор по сво­им поли­ти­че­ским убеж­де­ни­ям, рез­ко напа­дал на отдель­ных поли­ти­ков, сто­яв­ших во гла­ве афин­ской демо­кра­тии, одна­ко нико­гда не высту­пал про­тив самой демо­кра­тии. Пред­став­лял взгляды зажи­точ­но­го атти­че­ско­го кре­стьян­ства с его почи­та­ни­ем тра­ди­ций, недо­ве­ри­ем ко все­му ново­му, непри­яз­нью к ненуж­ной бол­товне. За кол­ко­стью сати­ры и гру­бо­ва­ты­ми шут­ка­ми про­гляды­ва­ют в его комеди­ях два чув­ства — глу­бо­кий пат­рио­тизм и искрен­нее жела­ние мира. Ода­рен­ный бога­тей­шей фан­та­зи­ей и огром­ным поэ­ти­че­ским талан­том, из мно­гих пар­тий хора Ари­сто­фан создал пре­крас­ные лири­че­ские пес­ни. Мож­но было бы поста­вить в упрек Ари­сто­фа­ну небреж­ность постро­е­ния пьес и непо­сле­до­ва­тель­ность в раз­ви­тии дей­ст­вия, неис­кус­ную обри­сов­ку харак­те­ров. Его обра­зы — это толь­ко типа­жи. Но это явля­ет­ся чер­той всей ста­ро­ат­ти­че­ской комедии, созда­вав­шей свои про­из­веде­ния по иным, чем у вас, пра­ви­лам и с ины­ми целя­ми. Имен­но на при­ме­ре сочи­не­ний Ари­сто­фа­на мы можем наблюдать, как посте­пен­но раз­ви­ва­ет­ся фабу­ла дра­ма­ти­че­ско­го про­из­веде­ния за счет пар­тий хора. Одно­вре­мен­но исче­за­ют пря­мые поли­ти­че­ские выпа­ды. Комедии Ари­сто­фа­на, напи­сан­ные после 400 г., мы отно­сим уже к сред­не­ат­ти­че­ской комедии (акту­аль­ную обще­ст­вен­но-поли­ти­че­скую сати­ру в ней заме­ща­ет обще­че­ло­ве­че­ская тема­ти­ка, у неко­то­рых авто­ров при­сут­ст­ву­ет паро­ди­ро­ва­ние мифа). Зна­чи­тель­ная часть писа­тель­ской дея­тель­но­сти Ари­сто­фа­на пада­ет на пери­од Пело­пон­нес­ской вой­ны (431—404 гт. до н. э.), его инте­ре­су­ют преж­де все­го про­бле­мы вой­ны и мира, а мише­нью выпа­дов в его комеди­ях были руко­во­ди­те­ли афин­ско­го государ­ства. Две самые ран­ние комедии Ари­сто­фа­на, от кото­рых сохра­ни­лись толь­ко отрыв­ки, — это Пиру­ю­щие (Dai­ta­les; пост. 427 г.) и Вави­ло­няне (Ba­by­lo­nioi; пост. 426 г. по Кал­ли­ст­ра­ту). В Пиру­ю­щих 17-лет­ний автор обра­ща­ет­ся к педа­го­ги­че­ской тема­ти­ке, высту­пая защит­ни­ком доб­рой ста­рой роди­тель­ской шко­лы, про­ти­во­по­став­ляя ее ново­мод­ным раз­ла­гаю­щим иде­ям софи­стов. Вави­ло­няне — поли­ти­че­ская комедия, начи­наю­ща­я­ся длин­ным выступ­ле­ни­ем Ари­сто­фа­на про­тив дубиль­щи­ка Клео­на, пред­во­ди­те­ля афин­ской демо­кра­тии. Ари­сто­фан напа­да­ет на афин­ский импе­ри­а­лизм, пре­вра­щаю­щий союз­ни­ков в под­дан­ных-рабов. Ахар­няне (Achar­nes; пост. 425 г.), комедия, постав­лен­ная уже под име­нем Ари­сто­фа­на, пер­вая, кото­рая сохра­ни­лась цели­ком, явля­ет­ся нача­лом борь­бы за мир. Герой, бед­ный селя­нин из Атти­ки Дикео­поль (Борец за спра­вед­ли­вость) поку­па­ет мир для само­го себя. Хор, состав­лен­ный из уголь­щи­ков из Ахар­ны, раз­ру­шен­ной в резуль­та­те набе­га вра­гов, настро­ен­ный вна­ча­ле весь­ма воин­ст­вен­но, под­да­ет­ся мир­ным уго­во­рам. Ари­сто­фан кри­ти­ку­ет здесь так­же Еври­пида (этот тра­гик часто явля­ет­ся объ­ек­том выпа­дов Ари­сто­фа­на, кото­рый не раз паро­ди­ру­ет сюже­ты тра­гедий Еври­пида или паро­дий­но цити­ру­ет его сти­хи). Всад­ни­ки (Hip­peis; 424 г.) пред­став­ля­ют окон­ча­тель­ную рас­пра­ву с Клео­ном, явля­ют­ся ост­рей­шей поли­ти­че­ской комеди­ей Ари­сто­фа­на. Неволь­ни­ки гос­по­ди­на Демо­са (Наро­да) пыта­ют­ся заво­е­вать его бла­го­склон­ность при помо­щи бес­стыд­ней­шей лести и лжи. Луч­ше всех это дела­ет Пафла­го­нец (Кле­он), одна­ко нахо­дит­ся еще более спо­соб­ный дема­гог Кол­бас­ник, кото­рый полу­ча­ет бла­го­склон­ность Демо­са и низ­вер­га­ет Клео­на. Неожидан­но в кон­це пье­сы Кол­бас­ник пре­вра­ща­ет­ся в бла­го­де­те­ля Афин. Дей­ст­вие сопро­вож­да­ет хор всад­ни­ков, вто­ро­го по зна­че­нию сосло­вия афин­ских граж­дан, убеж­ден­ных вра­гов демо­кра­тии. Ари­сто­фан борет­ся здесь не за изме­не­ние обще­ст­вен­но­го строя, но за сме­ну людей, кото­рые управ­ля­ют государ­ст­вом, за их чест­ность. За столь бле­стя­щую ата­ку на сво­его пред­во­ди­те­ля народ при­судил Ари­сто­фа­ну первую награ­ду, не выка­зы­вая одно­вре­мен­но недо­ве­рия и Клео­ну. Обла­ка (Nephe­lai, 423 г.) — Ари­сто­фан высме­и­ва­ет здесь ново­мод­ные науч­ные и педа­го­ги­че­ские систе­мы софи­стов, пред­став­лен­ных в комедии Сокра­том, в дей­ст­ви­тель­но­сти не имев­шим с софи­ста­ми ниче­го обще­го. При­ме­ча­тель­но, что мно­го лет спу­стя, в 399 г., сход­ные обви­не­ния (демо­ра­ли­за­ция моло­де­жи, без­бо­жие), выдви­ну­тые про­тив Сокра­та, обрек­ли его на смерть. Пье­са полу­чи­ла послед­нюю, третью награ­ду. Позд­нее Ари­сто­фан пере­ра­ботал Обла­ка; сохра­нив­ший­ся вари­ант, веро­ят­но, пред­став­ля­ет собой вто­рую вер­сию, нико­гда не ста­вив­шу­ю­ся на сцене. Осы (Sphe­kes, 422 г.), постав­лен­ные Фило­нидом, будучи сати­рой на пра­во­судие, а в осо­бен­но­сти на сутяж­ни­че­ство афи­нян, полу­чи­ли вто­рую награ­ду. В Мире (Eire­ne, 421 г.) кре­стья­нин Три­гей на огром­ном жуке-навоз­ни­ке взле­та­ет на Олимп в поис­ках Боги­ни Мира, кото­рую затем осво­бож­да­ет при под­держ­ке всех гре­че­ских горо­дов и с три­ум­фом при­во­дит на зем­лю. Поста­нов­ка этой комедии лишь немно­го опе­ре­ди­ла дей­ст­ви­тель­ное заклю­че­ние Никей­ско­го мира, кото­рый, впро­чем, ока­зал­ся весь­ма недол­гим. Пти­цы (Or­ni­thes, 414 г.), самая поэ­тич­ная комедия Ари­сто­фа­на, поз­во­ля­ла афин­ским зри­те­лям убе­жать от неве­се­лой воен­ной дей­ст­ви­тель­но­сти в стра­ну чистой фан­та­зии, воз­но­ся их в под­не­бес­ный град Туче­ку­куйск (Nephe­lo­kok­ky­gia), кото­рый пти­цы по нау­ще­нию двух афи­нян постро­и­ли себе меж­ду мира­ми людей и богов. Лиси­стра­та (411 г.) — пер­вая комедия на жен­скую тему. Муд­рая афи­нян­ка Лиси­стра­та доби­ва­ет­ся заклю­че­ния мира бла­го­да­ря необыч­ной выдум­ке — «заба­стов­ке» жен­щин обе­их сра­жаю­щих­ся сто­рон. Эта пье­са соче­та­ла харак­тер­ный для ста­ро­ат­ти­че­ской комедии черес­чур воль­ный юмор и серь­ез­ную обще­ст­вен­ную и поли­ти­че­скую кри­ти­ку. Фесмофо­рии (Thes­mo­pho­ria­zu­sai, 411 г.) так­же явля­ет­ся комеди­ей на жен­скую тему, кото­рая под­ни­ма­ет вопро­сы уже не поли­ти­ки, а лите­ра­ту­ры, бес­по­щад­но высме­и­вая все сла­бо­сти Еври­пида. Тесть тра­ги­ка Мне­си­лох по его прось­бе про­ни­ка­ет в жен­ском оде­я­нии на празд­ник Фесмофо­рии, где собра­ние афин­ских жен­щин поста­нов­ля­ет ото­мстить Еври­пиду. Раз­об­ла­чен­ный, Мне­си­лох с трудом уно­сит ноги. Лягуш­ки (Bat­ro­choi, 405 г.) — вновь лите­ра­тур­ная комедия, одно из луч­ших про­из­веде­ний Ари­сто­фа­на, послед­ний из сохра­нив­ших­ся образ­цов ста­ро­ат­ти­че­ской комедии. Дей­ст­вие про­ис­хо­дит в под­зем­ном мире, куда спу­стил­ся бог Дио­нис, пере­оде­тый Герак­лом, чтобы выве­сти на зем­лю сво­его любим­ца, умер­ше­го Еври­пида. В под­зем­ном цар­стве слу­ча­ет­ся спор-агон меж­ду Еври­пидом и Эсхи­лом, и, в кон­це кон­цов, Дио­нис при­зна­ет пер­вен­ство Эсхи­ла, при­ни­мая во вни­ма­ние преж­де все­го вос­пи­та­тель­ную цен­ность его тра­гедий. Лягуш­ки пред­став­ля­ют собой первую пье­су с зачат­ка­ми лите­ра­тур­ной кри­ти­ки. Совет жен­щин (Ekkle­sia­zu­sai, 392 г.) — жен­щи­ны при­ни­ма­ют уча­стие в управ­ле­нии государ­ст­вом и вво­дят «ком­му­низм». Общим долж­но быть не толь­ко все иму­ще­ство, но так­же жен­щи­ны и муж­чи­ны. Муж­чи­ны дове­ли государ­ство до упад­ка, жен­щи­ны хотят вве­сти в нем совер­шен­но новый порядок. Пье­са при­бли­жа­ет­ся к сред­ней комедии, отли­ча­ясь от более ран­них комедий Ари­сто­фа­на отсут­ст­ви­ем пря­мых поли­ти­че­ских выпа­дов, а фор­маль­но — огра­ни­че­ни­ем роли хора. Плу­тос (388 г.) явля­ет­ся вто­рой пье­сой под этим назва­ни­ем (пер­вая, погиб­шая, была постав­ле­на в 408 г.), при­над­ле­жит уже несо­мнен­но сред­ней комедии. В ней гово­рит­ся о спра­вед­ли­вом разде­ле мате­ри­аль­ных благ. Чтобы достичь это­го, бог богат­ства Плу­тос дол­жен быть изле­чен от сле­поты. Эта комедия не име­ет ярко выра­жен­но­го поли­ти­че­ско­го харак­те­ра, хора в ней почти нет (его заме­ща­ют музы­каль­ные встав­ки, заме­щае­мые в соот­вет­ст­ву­ю­щих местах тек­ста одним сло­вом «хор»). Бла­го­да­ря сво­е­му мора­ли­сти­че­ско­му харак­те­ру и веч­но акту­аль­ной тема­ти­ке спра­вед­ли­во­го разде­ла иму­ще­ства эта комедия пер­вой «вос­крес­ла» в новое вре­мя. Две послед­ние несо­хра­нив­ши­е­ся комедии Ари­сто­фа­на Aio­lo­si­kon и Ko­ka­los (обе в 387 г.), были постав­ле­ны сыном Ари­сто­фа­на Ара­ром. В элли­ни­сти­че­скую эпо­ху и в Риме луч­шим, чем Ари­сто­фан, комедио­гра­фом счи­та­ли Менанд­ра (выра­зи­те­лем это­го мне­ния был Плу­тарх, в сво­ем Срав­не­нии Ари­сто­фа­на с Менан­дром ста­вя­щий выше послед­не­го), так же как ста­рой комедии пред­по­чи­та­ли новую, одна­ко твор­че­ство Ари­сто­фа­на не было забы­то. Как образ­цы чисто­го атти­че­ско­го наре­чия про­из­веде­ния Ари­сто­фа­на пере­пи­сы­ва­лись и чита­лись в визан­тий­скую эпо­ху, имен­но в то вре­мя были созда­ны сохра­нив­ши­е­ся руко­пи­си 11 комедий. Ари­сто­фан полу­ча­ет новую жизнь в эпо­ху Ренес­сан­са, пер­вое изда­ние 3 комедий вышло в 1498 г., в 1532 г. изда­ны все один­на­дцать. К XVI в. отно­сят­ся пер­вые пере­во­ды Ари­сто­фа­на. Наи­боль­шей популяр­но­стью поль­зо­ва­лись Плу­тос и Обла­ка. Ари­сто­фан ока­зал боль­шое вли­я­ние на таких писа­те­лей, как Фил­динг, Раб­ле, Расин, Шел­ли, Гете, Гейне, Мая­ков­ский. Ари­сто­фан и сего­дня не утра­тил акту­аль­но­сти, его комедии ста­вят­ся во всех евро­пей­ских стра­нах.

См. также:
АРИСТОФАН (Словарь античности)
АРИСТОФАН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
АРИСТОФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ (Античные писатели)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДЕМАД • ДОСИФЕЙ МАГИСТР •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА