Любкер. Реальный словарь классических древностей

АДЕ́Я

Ἄδεια, руча­тель­ст­во, дава­е­мое государ­ст­вом како­му-нибудь лицу в том, что послед­нее без­опас­но и без­на­ка­зан­но может совер­шить извест­ные дей­ст­вия (venia, fides publica). Демо­сфен сопо­став­ля­ет ἄδειαν с осо­бы­ми почет­ны­ми отли­чи­я­ми, напр. с пра­вом носить венок (Mid. 525, 2). В ἄδεια нуж­да­лись, напр., рабы и чуже­стран­цы, когда хоте­ли сде­лать донос (μήνυσις) о каком-либо пре­ступ­ле­нии, угро­жаю­щем государ­ст­вен­ной без­опас­но­сти (Lys. Agor. 55. Andoe. myst. 12. 15. Plut. Pericl. 31). Так­же и для вне­се­ния пред­ло­же­ния о сня­тии с государ­ст­вен­но­го долж­ни­ка его дол­га и ати­мии необ­хо­ди­мо было пред­ва­ри­тель­но полу­чить ἄδειαν. Кро­ме того, сам государ­ст­вен­ный долж­ник, не полу­чив такой ἄδεια, не мог участ­во­вать в государ­ст­вен­ных делах. Обык­но­вен­но ἄδειαν дава­ло вече, в некото­рых осо­бых слу­ча­ях — совет.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 17.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: КОВАРСТВО, ОБМАН • ПРИЗЫВ НА СУД • КАТАКЛЕСИИ • КАРНИФЕКС •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА