Античные писатели

«ИСТОРИИ РИМСКИХ ИМПЕРАТОРОВ» («Scrip­to­res his­to­riae Augus­tae»), собра­ние 30 био­гра­фий рим­ских импе­ра­то­ров, латин­ское про­из­веде­ние, дати­ру­е­мое раз­лич­ным обра­зом: от кон­ца III до VI в. н. э. В руко­пи­сях назва­ны име­на 6 авто­ров: Элий Спар­ти­ан, Юлий Капи­то­лин, Вул­ка­ций Гали­кан, Элий Лам­при­дий, Тре­бел­лий Пол­ли­он, Фла­вий Вописк. До недав­не­го вре­ме­ни счи­та­лось, что био­гра­фии 1—21 явля­ют­ся про­из­веде­ни­я­ми пер­вых четы­рех авто­ров, а био­гра­фии 22—30 при­над­ле­жат двум остав­шим­ся. Сего­дня, одна­ко, пре­ва­ли­ру­ет мне­ние, что весь сбор­ник напи­сан одним, неиз­вест­ным нам авто­ром, не ранее V в. н. э. Сбор­ник вклю­чал био­гра­фии импе­ра­то­ров, узур­па­то­ров и пре­тен­ден­тов на пре­стол 117—284 гг. н. э., от Адри­а­на до Нуме­ри­а­на, но его сред­няя часть, отно­сив­ша­я­ся к 244—253 гг. н. э., погиб­ла. Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что, долж­но быть, утра­че­но и нача­ло (жиз­не­опи­са­ния Нер­вы и Тра­я­на), в том слу­чае, если авто­ры про­дол­жа­ли про­из­веде­ние Све­то­ния. Факт этот не дока­зан, хотя вли­я­ние Све­то­ния здесь оче­вид­но. Одна­ко Све­то­ний не был един­ст­вен­ным образ­цом, поэто­му био­гра­фии сбор­ни­ка зна­чи­тель­но отли­ча­ют­ся по постро­е­нию от Жиз­ни две­на­дца­ти цеза­рей. Их ком­по­зи­ция не так про­зрач­на. Снаб­жен­ные вступ­ле­ни­ем, а часто и эпи­ло­гом, они содер­жат длин­ные опи­са­ния, отчет­ли­во выра­же­на мора­ли­за­тор­ская тен­ден­ция. В кон­це жиз­не­опи­са­ний поме­ще­ны доку­мен­ты: пись­ма, поста­нов­ле­ния сена­та и др. (этих эле­мен­тов нет у Све­то­ния). Доку­мен­ты эти в боль­шин­стве сво­ем под­дель­ные. Боль­шие сомне­ния вызы­ва­ют так­же мно­го­чис­лен­ные лите­ра­тур­ные источ­ни­ки, на кото­рые ссы­ла­ют­ся в сбор­ни­ке. Из них сохра­ни­лись очень немно­гие (как, напри­мер, про­из­веде­ние Геро­ди­а­на Сирий­ско­го), и мы часто можем подо­зре­вать, что име­ем дело с под­дел­кой. Неиз­вест­но, с какой имен­но целью было напи­са­но про­из­веде­ние. Автор (или авто­ры) выра­жа­ют свою сим­па­тию Сена­ту, не одоб­ряя ни наслед­ст­вен­ной монар­хии, ни вме­ша­тель­ство армии в поли­ти­че­скую жизнь. В послед­нее вре­мя выска­зы­ва­ет­ся пред­по­ло­же­ние, что автор скрыл цели напи­са­ния про­из­веде­ния, свое имя и даты жиз­ни, чтобы эффек­тив­нее напа­дать на хри­сти­ан­ство, про­ти­во­по­став­ляя ему иде­а­ли­зи­ро­ван­ную толе­рант­ность языч­ни­ков. Несмот­ря на тен­ден­ци­оз­ность и несо­мнен­ные, хотя и труд­но­до­ка­зу­е­мые фаль­си­фи­ка­ции, это про­из­веде­ние име­ет для нас боль­шую цен­ность, ибо явля­ет­ся един­ст­вен­ным сохра­нив­шим­ся источ­ни­ком сведе­ний о прав­ле­нии импе­ра­то­ров II и III вв. н. э. Оно содер­жит мно­го важ­ной инфор­ма­ции о жиз­ни дво­ра и повсе­днев­ной жиз­ни, в нем при­сут­ст­ву­ют мно­го­чис­лен­ные анек­доты. Напи­сан­ное в духе сена­тор­ской идео­ло­гии, оно иллю­ст­ри­ру­ет поли­ти­че­скую мысль и рели­ги­оз­ные вол­не­ния эпо­хи.

См. также:
ИСТОРИЯ АВГУСТОВ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ЭПАФРОДИТ, ЕПАФРОДИТ • ЭННИЙ, ЕННИЙ • ДОНАТ • ДОМИЦИИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА