Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

Э́ННИЙ, ЕННИЙ

En­nius, Quin­tus, родил­ся в 239 г. до Р. Х. в Руди­ях, осском горо­де в Калаб­рии (отсюда Ca­lab­rae Pie­ri­des, Hor. od. 4, 8, 20). Cic. Brut. 18. Gell. 17, 21. Вос­пи­та­ние в елли­ни­зо­ван­ной Ниж­ней Ита­лии, веро­ят­но, в самом Тарен­те, рано позна­ко­ми­ло его с гре­че­ской лите­ра­ту­рой. Во вто­рую пуни­че­скую вой­ну он был, по-види­мо­му, взят рим­ля­на­ми в воен­ную служ­бу и отпра­вил­ся сол­да­том в Сар­ди­нию, где обра­тил на себя вни­ма­ние Като­на, когда он, будучи кве­сто­ром, на обрат­ном пути из Афри­ки посе­тил в 204 г. ост­ров. Nep. Cat. 1. Катон взял его с собою в Рим, где он остал­ся навсе­гда. Его зна­ние гре­че­ско­го язы­ка и его про­из­веде­ния, встре­чен­ные очень сочув­ст­вен­но, при­об­ре­ли ему друж­бу могу­ще­ст­вен­ных людей того вре­ме­ни, из коих осо­бен­ной его почи­тал тон­ко обра­зо­ван­ный род Сци­пи­о­нов. Cic. Arch. 9. de or. 2, 68. В 189 г. он сопро­вож­дал кон­су­ла М. Фуль­вия Ноби­ли­о­ра как свиде­тель и про­воз­вест­ник его дея­ний в его это­лий­ском похо­де. Cic. tusc. 1, 2. Aur. Vict. vir. ill. 52, 3. Лишь поз­же, око­ло 184 г. полу­чил он через сына толь­ко что назван­но­го М. Фуль­вия пра­во рим­ско­го граж­дан­ства (Cic. Brut. 20), но и тогда еще жил в стес­нен­ном поло­же­нии. Он умер от ломоты в костях на 70 году отро­ду, в 169 г. Cic. Brut. 20. Cat. mai. 5.

Его поэ­ти­че­ская дея­тель­ность охва­ты­ва­ла все обла­сти поэ­зии, но сла­ва его была осно­ва­на глав­ней­ше на боль­шом исто­ри­че­ском сти­хотво­ре­нии An­na­les, в 18 кни­гах, в кото­ром была рас­ска­за­на в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке вся рим­ская исто­рия от Энея до вре­мен само­го поэта и кото­рое как по содер­жа­нию, так и по поэ­ти­че­ско­му изло­же­нию мог­ло заме­нить рим­ля­нам недо­ста­вав­ший им нацио­наль­ный эпос. Содер­жа­ни­ем пер­вых книг были рим­ские ска­за­ния, в сле­дую­щих были опи­са­ны с осо­бен­ной любо­вью вели­кие воен­ные подви­ги позд­ней­ше­го вре­ме­ни, свиде­те­лем коих поэт был отча­сти сам. Енний в этом про­из­веде­нии впер­вые заме­нил употреб­ляв­ший­ся дото­ле ver­sus Sa­tur­nius гек­са­мет­ром и сде­лал, таким обра­зом, реши­тель­ный шаг к при­но­рав­ли­ва­нию гре­че­ской мет­ри­ки к латин­ско­му язы­ку. Кро­ме того, он напи­сал мно­го тра­гедий, в коих дер­жал­ся гре­че­ских обра­зов, пре­иму­ще­ст­вен­но Еври­пида (Медея, Геку­ба, Анд­ро­ма­ха и др.), может быть, так­же prae­tex­tae (Ambra­cia и Sa­bi­nae). Менее зна­че­ния име­ют его комедии. Далее ему при­пи­сы­ва­ют Sa­tu­rae (по край­ней мере 6 книг), не сати­ры в позд­ней­шем зна­че­нии сло­ва, но, соот­вет­ст­вен­но, в пер­во­на­чаль­ным смыс­лом сло­ва (см. Sa­ti­ra), сме­шан­ные сти­хотво­ре­ния само­го раз­но­об­раз­но­го содер­жа­ния в сво­бод­ном и несвяз­ном тоне. К сати­рам же при­над­ле­жа­ли, веро­ят­но, мно­гие при­пи­сы­вае­мые Еннию сти­хотво­ре­ния, боль­шею частью пере­во­ды или обра­бот­ки гре­че­ских ори­ги­на­лов: So­ta, назван­ное так по ver­sus so­ta­deus, кото­рым оно напи­са­но; Prae­cep­ta или Prot­rep­ti­cus; He­du­pha­ge­ti­ca (невер­но He­dy­pathia), опи­са­ние лакомств по гре­че­ско­му сти­хотво­ре­нию Архе­стра­та; Euhe­me­rus, опи­са­ние ска­за­ний о гре­че­ских богах по Еве­ме­ру (см. Euhe­me­rus); Epi­char­mus, фило­соф­ско­го содер­жа­ния, напи­сан­ное тро­ха­и­че­ским тет­ра­мет­ром, и, нако­нец, эпи­грам­мы. При­над­ле­жит ли сти­хотво­ре­ние Sci­pio к Sa­tu­rae, или это эпос в тро­ха­и­че­ском тет­ра­мет­ре, или, нако­нец, тра­гедия (prae­tex­ta), оста­ет­ся нераз­ре­шен­ным вопро­сом; послед­нее мне­ние защи­ща­ет Roe­per (Dan­zig, 1868).

В про­ти­во­по­лож­ность к позд­ней­шей поэ­зии, раз­вив­шей­ся по тон­чай­шим пра­ви­лам гре­че­ско­го искус­ства, Энний счи­тал­ся пред­ста­ви­те­лем нацио­наль­ной рим­ской поэ­зии. Чего ему недо­ста­ва­ло с фор­маль­ной сто­ро­ны, то он заме­нял искус­ст­вом сво­ей фан­та­зии, обна­ру­жив­шей­ся как в твор­че­ском обра­зо­ва­нии язы­ка, так и в чисто поэ­ти­че­ских опи­са­ни­ях. Ov. trist. 2. 422. Lucr. 1, 118 сл. Поэто­му в позд­ней­шие вре­ме­на, несмот­ря на уста­ре­лую фор­му, его мно­го чита­ли, объ­яс­ня­ли и кри­ти­ко­ва­ли в шко­ле. Заме­ча­тель­ны в этом отно­ше­нии сло­ва Квин­ти­ли­а­на (10, 1, 88): En­nium si­cut sac­ros ve­tus­ta­te lu­cos ado­re­mus, in qui­bus gran­dia et an­ti­qua ro­bo­ra non tan­tam ha­bent spe­ciem quan­tam re­li­gio­nem[1]. Луч­шее собра­ние фраг­мен­тов J. Vah­len (1854); фраг­мен­ты его драм: Rib­beck в Scae­ni­cae Ro­man. poes. fragm.; см. так­же кри­ти­че­ские ста­тьи, осо­бен­но Bergk’а.

См. также:
ЭННИЙ, Квинт (Античные писатели)

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Энния нам сле­ду­ет чтить слов­но рощи, свя­щен­ные сво­ей древ­но­стью, в кото­рых огром­ные и ста­рые дубы обла­да­ют не столь­ко кра­сотой, сколь­ко свя­то­стью. (Пере­вод О. В. Люби­мо­вой).

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 472.
    См. по теме: ЭПАФРОДИТ, ЕПАФРОДИТ • ДОНАТ • ДОМИЦИИ • КУРЦИИ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Бюст с головой поэта.
    Греческий мрамор.
    Римская работа.
    I в. н. э.
    Флоренция, Галерея Уффици.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Бюст с головой поэта.
    Греческий мрамор.
    Римская работа.
    I в. н. э.
    Флоренция, Галерея Уффици.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Вергилий?
    Мрамор.
    Конец I в. до н. э. — нач. II в. н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Вергилий?
    Мрамор.
    Конец I в. до н. э. — нач. II в. н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Вергилий?
    Мрамор.
    Конец I в. до н. э. — нач. II в. н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Вергилий?
    Мрамор.
    Конец I в. до н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Т. н. голова Энния.
    Туф.
    3-я четв. II в. до н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 39.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Т. н. голова Энния.
    Туф.
    3-я четв. II в. до н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 39.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА