Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КУ́РЦИИ

Cur­tii,

1) Met­tus Cur­tius, из одно­го корен­но­го пат­ри­ци­ан­ско­го рода, упо­ми­на­ет­ся пер­вым из этой фами­лии. Он был саби­ня­нин и после похи­ще­ния саби­ня­нок сра­жал­ся со сво­и­ми вои­на­ми про­тив рим­лян, при­чем попал в боло­то, из кото­ро­го наси­лу спас­ся; после при­ми­ре­ния с рим­ля­на­ми он пере­се­лил­ся в Рим. Liv. 1, 12 сл. Plut. Rom. 18;

2) M. Cur­tius, храб­рый юно­ша, в 362 г. до Р. Х. на кра­си­во убран­ном коне, со мно­же­ст­вом дра­го­цен­но­стей бро­сил­ся в обра­зо­вав­шу­ю­ся на фору­ме, веро­ят­но от зем­ле­тря­се­ния без­дну, кото­рую при всем уси­лии никак не мог­ли зарыть зем­лею, чтобы, соглас­но пред­ска­за­нию ора­ку­ла, уми­ло­сти­вить гнев богов, после чего без­дна опять закры­лась. Liv. 7, 6. Dio Cass. fr. 68. Может быть, это ска­за­ние нахо­дит­ся в свя­зи с толь­ко что упо­мя­ну­тым Mett. Cur­tius;

3) Q. Cur­tius Ru­fus, автор про­из­веде­ния de re­bus ges­tis Ale­xandri Mag­ni в 10 кни­гах (из кото­рых пер­вые две зате­ря­ны). О вре­ме­ни жиз­ни это­го исто­ри­ка нет почти ника­ких бли­жай­ших ука­за­ний, поче­му и опре­де­ля­ют это вре­мя пери­о­дом от Авгу­ста до Фео­до­сия. (Об этом пред­ме­те писа­ли Hirt, Buttmann, Zumpt, Ber­ger, Wie­der­mann, Eussner, Teuf­fel Stu­dien, стр. 387 и пр.). Его отцом был, веро­ят­но, кве­стор Cur­tius Ru­fus (впо­след­ст­вии про­кон­сул в Афри­ке, Tac. ann. 11, 20 сл.); поэто­му мож­но пола­гать, что наш исто­рик жил при импе­ра­то­ре Клав­дии. С этим согла­су­ют­ся и соб­ст­вен­ные сло­ва Кур­ция (10, 9, 3 слл.), где он срав­ни­ва­ет состо­я­ние македон­ско-пер­сид­ско­го государ­ства после смер­ти Алек­сандра Вели­ко­го с состо­я­ни­ем рим­ско­го государ­ства до нача­ла пери­о­да импе­ра­то­ров и изла­га­ет, как после внут­рен­не­го рас­строй­ства вслед­ст­вие меж­до­усоб­ных войн сно­ва был вос­ста­нов­лен бла­го­дат­ный образ прав­ле­ния, при­чем выска­зы­ва­ет жела­ние, чтобы это прав­ле­ние дол­го оста­лось в руках того же рода (eius­dem do­mus). Упо­мя­ну­тый здесь prin­ceps, кото­ро­го or­tus lu­cem ca­li­gan­ti mun­do red­di­dit[1], в таком слу­чае Клав­дий, а nox — ночь 24 или 25 янва­ря 54 г. по Р. Х., когда был убит Кали­гу­ла и на пре­стол всту­пил Клав­дий. Дру­гие отно­сят эти сло­ва к меж­до­усоб­ным вой­нам после смер­ти Неро­на, а Кур­ция счи­та­ют совре­мен­ным цар­ст­во­ва­нию Вес­па­си­а­на. Он, по всей веро­ят­но­сти, был еще в пол­ной силе зре­ло­го воз­рас­та, когда напи­сал свое исто­ри­че­ское сочи­не­ние. Встре­ча­ют­ся у него ошиб­ки, имен­но в хро­но­ло­гии и гео­гра­фии, а опи­са­ния сра­же­ний выка­зы­ва­ют недо­ста­точ­ность тех­ни­че­ских сведе­ний. Он так­же слиш­ком увле­ка­ет­ся Алек­сан­дром, что отча­сти мож­но объ­яс­нить вли­я­ни­ем тех гре­че­ских источ­ни­ков, кото­ры­ми он поль­зо­вал­ся, а имен­но сочи­не­ни­я­ми Кли­тар­ха и Мега­сфе­на (кото­рым сле­до­вал так­же Дио­дор). Встав­лен­ные речи, как и неко­то­рые опи­са­ния, весь­ма ожив­лен­ны и при­вле­ка­тель­ны. Его язык, ино­гда бле­стя­щий и поэ­тич­ный, носит отпе­ча­ток сереб­ря­но­го века. Сочи­не­ние его сле­ду­ет рас­смат­ри­вать более с рито­ри­че­ской, неже­ли с исто­ри­че­ской точ­ки зре­ния.

Боль­шие изд.: I. Müt­zell (2 тома, 1841), Zumpt (1849). Учеб­ные изд.: Müt­zell (1843), Zumpt (2-е изд., 1864) и Vo­gel (2 тома, 1875—1880). Текст: von Baumstark (1829), Foss (1851), He­di­cke (1867) и Vo­gel (1880).

См. также:
КУРЦИЙ РУФ, Квинт (Античные писатели)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • [1]Рас­свет при­нёс покры­то­му мра­ком миру (пер. О. В. Люби­мо­вой).

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 361—362.
    См. по теме: ЭПАФРОДИТ, ЕПАФРОДИТ • ЭННИЙ, ЕННИЙ • ДОНАТ • ДОМИЦИИ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Вотивный памятник (т. н. «алтарь из Анджеры»).
    Мрамор из Орнавассо-Кандолья. Эпоха Клавдия (41—54 гг. н. э.).
    Милан, Городской археологический музей.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф с изображением легенды о «Курциевом озере».
    Мрамор.
    Республиканское время.
    Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Табулярий.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф со сценой из римской легенды: Марк Курций на коне устремляется в бездну Курциева озера.
    Мрамор.
    Эпоха Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
    Рим, Капитолийские музеи, Дворец сенаторов, Табулярий.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф со сценой из римской легенды: Марк Курций на коне устремляется в бездну Курциева озера.
    Мрамор.
    Эпоха Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
    Рим, Капитолийские музеи, Дворец сенаторов, Табулярий.
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Денарий, серебро
    Рим, 116—115 гг. до н.э.
    АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме с тройным козырьком, ровным по краям и заостренным; серьга из простой одинарной капли, над ней локон, волосы падают на шею тремя тонкими прядями, еще одна прядь на левом плече; впереди Q. CVRT вверх; сзади X. Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Юпитер, обнаженный до пояса, в квадриге вправо, держит скипетр в левой руке и мечет молнию правой; задние ноги коней прямые, как у стоящих; передние подняты, как в галопе; над ними авгурский жезл (lituus), под ними M. SILA, в обрезе ROMA. Линейная кайма.
    2. Унция, медь
    Рим, 116—115 гг. до н.э.
    АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: Венеры) в диадеме вправо; впереди CN DOMI вверх, позади шарик.
    РЕВЕРС: Лира между M SILA слева и Q CVRTI справа.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА