Словарь античности

ДИАДЕМА (греч.), голов­ная повяз­ка, носи­мая жен­щи­на­ми в Гре­ции в каче­стве укра­ше­ния, юно­ша­ми и муж­чи­на­ми — как сим­вол победы (ста­туя Диа­ду­ме­на работы Поли­кле­та), жри­ца­ми — как знак сана. Как на Древ­нем Восто­ке, так и в Элла­де, а так­же в ран­нем и позд­нем Риме (с Кон­стан­ти­на) диа­де­ма счи­та­лась зна­ком цар­ско­го досто­ин­ства.

См. также:
ДИАДЕМА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДИАДЕМА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДИАДЕМА • АРМАРИЙ • АРТОЛАГАН • ГРИМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 144 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Возлежащий юноша. Крышка погребальной урны.
Бронза. Середина IV в. до н. э.
Инв. № B 485.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Валентиниан I.
Мрамор. 364—378 гг. н. э.
Инв. № 1475.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Возлежащий юноша. Крышка погребальной урны.
Бронза. Середина IV в. до н. э.
Инв. № B 485.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Валентиниан I.
Мрамор. 364—378 гг. н. э.
Инв. № 1475.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия или Антония Младшая. Деталь алтарного рельефа с изображением членов семейства Юлиев-Клавдиев.
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Инв. № 6.
Равенна, Национальный музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага, деталь: дети с дарами.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага, правая часть.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага, центральная часть.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага, левая часть.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага (панорама).
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
МОНЕТЫ (Всего найдено: 181 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Испания*, 46—45 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст Венеры с покрытой головой, в диадеме, с серьгами с одной подвеской влево, ее волосы собраны на затылке в пучок, украшенный звездой, на ее плече Купидон, позади — скипетр, слева авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — Трофей из галльского и испанского оружия, состоящий из шлема и доспеха, с овальным щитом и карниксом (carnyx) в правой руке и продолговатым щитом и карниксом (carnyx) в левой руке и двумя копьями, слева на одном колене стоит обнаженный пленник с длинной бородой и руками, связанными за спиной, смотрит вверх, справа — сидит одетая плачущая пленница, опираясь головой на правую (левую: BMCRR) руку; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек.
2. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Испания*, 46—45 гг. до н.э.
АВЕРС: Венера с непокрытой головой в диадеме, украшенной драгоценными камнями, серьгах с тремя подвесками и ожерельем с подвесками вправо, ее волосы собраны в пучок на затылке, позади нее — Купидон. Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — трофей из галльского и испанского оружия одетый в шлем и панцирь, с копьем, овальным щитом и карниксом (carnyx) в каждой руке, слева сидит пленница, опираясь головой на правую руку, справа — бородатый пленник со связанными за спиной руками; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек.
3. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Сизик, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REIPVBLICAE — Флакцилла стоит, голова вправо, руки сложены.
В обрезе: SMKГ
4. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Константинополь, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REIPVBLICAE — Флакцилла стоит, голова вправо, руки сложены.
В правом поле — монограмма XP.
В обрезе: CONSE
5. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Антиохия, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG.. — драпированный бюст Элии Флакциллы в диадеме вправо.
РЕВЕРС: SALVS REIPVBLICAE — Флацилла стоит, голова вправо, руки сложены.
В обрезе: ANTE
6. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Антиохия, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: ANE
7. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Константинополь, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REIPVBLICAE — Флакцилла стоит, голова вправо, руки сложены.
В правом поле — монограмма XP
В обрезе: CONSE
8. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Константинополь, 378—383 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: CONE
9. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Антиохия, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: ANE
10. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Антиохия, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: ANE
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА