Словарь античности

ДИАДЕМА (греч.), голов­ная повяз­ка, носи­мая жен­щи­на­ми в Гре­ции в каче­стве укра­ше­ния, юно­ша­ми и муж­чи­на­ми — как сим­вол победы (ста­туя Диа­ду­ме­на работы Поли­кле­та), жри­ца­ми — как знак сана. Как на Древ­нем Восто­ке, так и в Элла­де, а так­же в ран­нем и позд­нем Риме (с Кон­стан­ти­на) диа­де­ма счи­та­лась зна­ком цар­ско­го досто­ин­ства.

См. также:
ДИАДЕМА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДИАДЕМА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДИАДЕМА • АРТОЛАГАН • ГРИМ • АРМАРИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Коры.
Паросский мрамор.
520—510 гг. до н. э. Аттическая работа.
Афины, Новый музей Акрополя.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гера Барберини.
Мрамор.
Римская копия по греческому образцу конца V в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 10.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Юный Геракл, душащий змей.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. n).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Наказание Иксиона.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Артемида и Каллисто.
Фреска из Помпей (Дом Корнелия Диадумена, VII, 12, 26).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIV.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Аркадия.
Мрамор. Кон. IV в.
Стамбул, Археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Артемида и Актеон. Метопа восточного фриза Храма E в Селинунте.
Известняк, мрамор.
460—450 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Аркадия (?).
Проконнесский мрамор. Конец IV в.
Стамбул, Археологический музей.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон, убивающий гиганта Тития, напавшего на мать Аполлона Лето.
Краснофигурный килик. Аттика, Афины.
Приписывается Мастеру Пентесилеи (Фуртвенглер).
Глина.
Ранняя классика, ок. 460—450 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Венера Помпейская со статуей эрота, окруженная летящими амурами.
Фреска на фасаде Дома Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
I в. н. э.
Помпеи, Археологический парк, Дом Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Квинарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Восток, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) в диадеме вправо; волосы локонами спадают на шею; впереди LEIBERTAS вверх. Граница из точек.
РЕВЕРС: Перекрещенные нос корабля и якорь. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
3. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein) и звезда, справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
4. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (стригиль). Кайма из точек.
5. AE 2, медь
Аркадий
Кизик, III мастерская, 383 г.
АВЕРС: D. N. ARCADIVS P. F. AVG. — драпированный бюст Аркадия в жемчужной диадеме и в доспехах вправо, держащего копье и щит и увенчиваемого сверху рукой Бога (manus Dei).
РЕВЕРС: GLORIA ROMANORVM — Аркадий стоит влево, держит лабарум и щит, поставленный на землю; слева сидит обращенный влево связанный пленник, с повернутой вправо головой.
В обрезе: SMKΓ.
6. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 128—136 гг.
АВЕРС: SABINA AVGVSTA HADRIANI AVG. P. P. — драпированный бюст Сабины вправо, без косы, волосы уложены кольцами и собраны на макушке над двойной стефаной.
РЕВЕРС: Церера, с покрытой головой, в драпировке, сидит влево на модии, держит два зерновых колоса в правой руке и факел — в левой.
В обрезе: S. C.
7. Тетрадрахма, серебро
Иония, Смирна, 150—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Тихе (BMC: Кибелы) в башенном венце вправо.
РЕВЕРС: ΖΜΥΡΝΑΙΩΝ — внутри лаврового (BMC: дубового) венка вместе с монограммой магистрата.
8. Аурей, золото
Траян
Рим, 112—115 гг.
АВЕРС: PLOTINA AVG. IMP. TRAIANI — бюст Плотины, в драпировке и с ожерельем, вправо; волосы уложены куполообразно, удерживаемые двойной металлической стефаной на макушке, искусно заплетены на затылке в косу, спадающую на шею.
РЕВЕРС: CAES. AVG. GERMA. DAC. COS. VI P. P. — Веста, в драпировке, с покрытой головой, сидит на сиденье без спинки, держа палладий в правой руке и короткий скипетр, направленный вверх, в левой.
9. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (Фортуна?) влево, задрапированный, в круглых серьгах и крылатой диадеме, поверх которой волосы зачесаны назад и собраны в мешочек или сетку. Сзади контрольная метка (крыло). Граница из точек.
РЕВЕРС: Фронтон храма (храм Фортуны в Пренесте?); на фронтоне змееногий гигант, с поднятой правой рукой и рогом изобилия (RRC, RRM) или палицей (BMCRR, CRR, Hollstein) в левой; на антаблементе M·PLAETORIVS, ниже CEST·S·C (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Линейная граница.
10. Аурей, золото
Адриан
Рим, 138 г.
АВЕРС: DIVO TRAIANO AVGVSTI PATRI — драпированный бюст Траяна с обнаженной головой, обращенный вправо; позади него звезда.
РЕВЕРС: DIVAE PLOTINAE AVGVSTI MATRI — драпированный бюст Плотины в двойной металлической стефане, обращенный влево; перед ним звезда.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА