Словарь античности

ДИАДЕМА (греч.), голов­ная повяз­ка, носи­мая жен­щи­на­ми в Гре­ции в каче­стве укра­ше­ния, юно­ша­ми и муж­чи­на­ми — как сим­вол победы (ста­туя Диа­ду­ме­на работы Поли­кле­та), жри­ца­ми — как знак сана. Как на Древ­нем Восто­ке, так и в Элла­де, а так­же в ран­нем и позд­нем Риме (с Кон­стан­ти­на) диа­де­ма счи­та­лась зна­ком цар­ско­го досто­ин­ства.

См. также:
ДИАДЕМА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДИАДЕМА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДИАДЕМА • АРМАРИЙ • АРТОЛАГАН • ГРИМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 165 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Возлежащий юноша. Крышка погребальной урны.
Бронза.
Середина IV в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Виктория и победоносный полководец с трофеем.
Фреска IV стиля из Помпей.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сатир, обнимающий менаду.
Фреска III стиля из Помпей (V, 1, 26).
1—50 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей и Андромеда.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Возлежащий юноша. Крышка погребальной урны.
Бронза. Середина IV в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Возлежащий юноша. Крышка погребальной урны.
Бронза. Середина IV в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища.
Фреска IV стиля из Помпей (VI 10, 2, 12) или Геркуланума.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVI.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Валентиниан I.
Мрамор. 364—378 гг. н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища.
Фреска III стиля из Помпей (VII, 16, 13, 10).
20—45 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVI.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Валентиниан I.
Мрамор. 364—378 гг. н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 181 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Испания*, 46—45 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст Венеры с покрытой головой, в диадеме, с серьгами с одной подвеской влево, ее волосы собраны на затылке в пучок, украшенный звездой, на ее плече Купидон, позади — скипетр, слева авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — Трофей из галльского и испанского оружия, состоящий из шлема и доспеха, с овальным щитом и карниксом (carnyx) в правой руке и продолговатым щитом и карниксом (carnyx) в левой руке и двумя копьями, слева на одном колене стоит обнаженный пленник с длинной бородой и руками, связанными за спиной, смотрит вверх, справа — сидит одетая плачущая пленница, опираясь головой на правую (левую: BMCRR) руку; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек.
2. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Испания*, 46—45 гг. до н.э.
АВЕРС: Венера с непокрытой головой в диадеме, украшенной драгоценными камнями, серьгах с тремя подвесками и ожерельем с подвесками вправо, ее волосы собраны в пучок на затылке, позади нее — Купидон. Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — трофей из галльского и испанского оружия одетый в шлем и панцирь, с копьем, овальным щитом и карниксом (carnyx) в каждой руке, слева сидит пленница, опираясь головой на правую руку, справа — бородатый пленник со связанными за спиной руками; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек.
3. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Сизик, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REIPVBLICAE — Флакцилла стоит, голова вправо, руки сложены.
В обрезе: SMKГ
4. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Константинополь, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REIPVBLICAE — Флакцилла стоит, голова вправо, руки сложены.
В правом поле — монограмма XP.
В обрезе: CONSE
5. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Антиохия, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG.. — драпированный бюст Элии Флакциллы в диадеме вправо.
РЕВЕРС: SALVS REIPVBLICAE — Флацилла стоит, голова вправо, руки сложены.
В обрезе: ANTE
6. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Антиохия, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: ANE
7. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Константинополь, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REIPVBLICAE — Флакцилла стоит, голова вправо, руки сложены.
В правом поле — монограмма XP
В обрезе: CONSE
8. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Константинополь, 378—383 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: CONE
9. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Антиохия, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: ANE
10. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Константинополь, 378—383 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: CONE
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА