Словарь античности

ДИАДЕМА (греч.), голов­ная повяз­ка, носи­мая жен­щи­на­ми в Гре­ции в каче­стве укра­ше­ния, юно­ша­ми и муж­чи­на­ми — как сим­вол победы (ста­туя Диа­ду­ме­на работы Поли­кле­та), жри­ца­ми — как знак сана. Как на Древ­нем Восто­ке, так и в Элла­де, а так­же в ран­нем и позд­нем Риме (с Кон­стан­ти­на) диа­де­ма счи­та­лась зна­ком цар­ско­го досто­ин­ства.

См. также:
ДИАДЕМА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДИАДЕМА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДИАДЕМА • АРМАРИЙ • АРТОЛАГАН • ГРИМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Греция.
Первое купание Ахилла.
Кипр. Вилла Тесея.
V в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Богиня, сидящая на троне (Персефона?).
Паросский мрамор.
Ок. 480 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Капуанская.
Белый мелкозернистый мрамор.
1-я половина II в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Марс и Венера.
Фреска из Помпей (Дом Наказанной Любви, VII, 2, 23).
Третий стиль. Ок. 20 г. до н. э. — 50-е гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Египет.
Птолемей I Сотер, царь Египта.
Мрамор.
III в. до н. э. Греция или Малая Азия.
Париж, Лувр.
6. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей III (?).
Сардоникс. III в. до н. э.
2,6 × 1,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Наказание Иксиона.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Сабины (?).
Мрамор.
Рим.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Константин I.
Мрамор.
Флоренция, Галерея Уффици.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионис.
Бронза. 117—138 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гражданская война 68—69 гг.
Южная Галлия (Немаус?), 68—69 гг.
АВЕРС: I. O. M. CAPITOLINVS — бюст Юпитера Капитолийского с голой грудью и плащом на левом плече, в диадеме и с бородой, обращенный влево; перед ним пальмовая ветвь.
РЕВЕРС: VESTA P. R. QVIRITIVM — Веста сидит на троне влево, в драпировке, с покрытой головой, держит патеру в правой руке и факел в левой.
2. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (Фортуна?) влево, задрапированный, в круглых серьгах и крылатой диадеме, поверх которой волосы зачесаны назад и собраны в мешочек или сетку. Граница из точек.
РЕВЕРС: Фронтон храма (храм Фортуны в Пренесте?); на фронтоне змееногий гигант, с поднятой правой рукой и рогом изобилия (RRC, RRM) или палицей (BMCRR, CRR, Hollstein) в левой; на антаблементе M·PLAETORIV, ниже CEST·S·C (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Линейная граница.
3. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (стригиль). Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (Фортуна?) влево, задрапированный, в круглых серьгах и крылатой диадеме, поверх которой волосы зачесаны назад и собраны в мешочек или сетку. Сзади контрольная метка (крыло). Граница из точек.
РЕВЕРС: Фронтон храма (храм Фортуны в Пренесте?); на фронтоне змееногий гигант, с поднятой правой рукой и рогом изобилия (RRC, RRM) или палицей (BMCRR, CRR, Hollstein) в левой; на антаблементе M·PLAETORIVS, ниже CEST·S·C (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Линейная граница.
5. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 153—154 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: INDVLGENTIA AVG. COS. IIII — Индульгенция, в драпировке, сидит влево на высоком сиденье, протягивает правую руку и держит скипетр.
В обрезе: S. C.
6. Тетрадрахма, серебро
Иония, Смирна, 150—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Тихе (BMC: Кибелы) в башенном венце вправо.
РЕВЕРС: ΖΜΥΡΝΑΙΩΝ — внутри лаврового (BMC: дубового) венка вместе с монограммой магистрата.
7. Аурей, золото
Адриан
Рим, 138 г.
АВЕРС: DIVO TRAIANO AVGVSTI PATRI — драпированный бюст Траяна с обнаженной головой, обращенный вправо; позади него звезда.
РЕВЕРС: DIVAE PLOTINAE AVGVSTI MATRI — драпированный бюст Плотины в двойной металлической стефане, обращенный влево; перед ним звезда.
8. Денарий, серебро
Траян
Рим, 112 г.
АВЕРС: PLOTINA AVG. IMP. TRAIANI — бюст Плотины, в драпировке и с ожерельем, вправо; волосы уложены куполообразно, удерживаемые двойной металлической стефаной на макушке, искусно заплетены на затылке в косу, спадающую на шею.
РЕВЕРС: CAES. AVG. GERMA. DAC. COS. VI P. P. — стоящий на пяти ступенях прямоугольный алтарь, на котором возвышается поверхность с рогами слева и справа; на фронтальной стороне алтаря Пудицития, с покрытой головой, в драпировке, стоящая фронтально на курульном кресле.
В обрезе: ARA PVDIC.
9. Аурей, золото
Траян
Рим, 112—115 гг.
АВЕРС: PLOTINA AVG. IMP. TRAIANI — бюст Плотины, в драпировке и с ожерельем, вправо; волосы уложены куполообразно, удерживаемые двойной металлической стефаной на макушке, искусно заплетены на затылке в косу, спадающую на шею.
РЕВЕРС: CAES. AVG. GERMA. DAC. COS. VI P. P. — Веста, в драпировке, с покрытой головой, сидит на сиденье без спинки, держа палладий в правой руке и короткий скипетр, направленный вверх, в левой.
10. Аурей, золото
Каракалла
Рим, 202 г.
АВЕРС: ANTON. P. AVG. PON. TR. P. V COS. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIAE AETERNAE — парный профильный портрет Септимия Севера и Юлии Домны вправо на полумесяце; бюст Септимия Севера в лучистом венце, доспехах, драпировке; бюст Юлии Домны в стефане и драпировке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА