Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИАДЕМА

Diadēma, διάδη­μα (от διαδέω), узкая, к середине рас­ши­ряв­ша­я­ся, шел­ко­вая, шер­стя­ная или льня­ная голов­ная повяз­ка, слу­жив­шая укра­ше­ни­ем госуда­рей. На диа­де­мах еги­пет­ских богов и царей нахо­ди­лось изо­бра­же­ние свя­щен­ной змеи. Вак­хи­че­ская повяз­ка (κρή­δεμ­νον), встре­чаю­ща­я­ся, в осо­бен­но­сти, на изо­бра­же­ни­ях индий­ско­го Вак­ха, окру­жа­ет лоб и вис­ки и име­ет вися­чие кон­цы; пер­сид­ская диа­де­ма обви­ва­лась вокруг тиа­ры и была голу­бо­го цве­та с белы­ми полос­ка­ми. Послед­не­го рода повяз­ку Анто­ний на празд­ни­ке Лупер­ка­лий воз­ло­жил на Цеза­ря и тем уско­рил его смерть. Cic. Phil. 2, 34, 85 слл. Импе­ра­то­ры вна­ча­ле чуж­да­лись это­го нена­вист­но­го рим­ля­нам укра­ше­ния; в употреб­ле­ние ввел диа­де­му Дио­кле­ци­ан, а Кон­стан­тин Вели­кий укра­сил ее одним рядом или дву­мя ряда­ми жем­чу­гов и дра­го­цен­ных кам­ней.

См. также:
ДИАДЕМА (Словарь античности)
ДИАДЕМА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 392.
См. по теме: АРМАРИЙ • АРТОЛАГАН • ГРИМ • АТРИУМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 165 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Возлежащий юноша. Крышка погребальной урны.
Бронза.
Середина IV в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Виктория и победоносный полководец с трофеем.
Фреска IV стиля из Помпей.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сатир, обнимающий менаду.
Фреска III стиля из Помпей (V, 1, 26).
1—50 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Возлежащий юноша. Крышка погребальной урны.
Бронза. Середина IV в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей и Андромеда.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища.
Фреска IV стиля из Помпей (VI 10, 2, 12) или Геркуланума.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVI.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища.
Фреска III стиля из Помпей (VII, 16, 13, 10).
20—45 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVI.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Возлежащий юноша. Крышка погребальной урны.
Бронза. Середина IV в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Валентиниан I.
Мрамор. 364—378 гг. н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гера Барберини.
Мрамор.
Римская копия по греческому образцу конца V в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 10.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 181 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Испания*, 46—45 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст Венеры с покрытой головой, в диадеме, с серьгами с одной подвеской влево, ее волосы собраны на затылке в пучок, украшенный звездой, на ее плече Купидон, позади — скипетр, слева авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — Трофей из галльского и испанского оружия, состоящий из шлема и доспеха, с овальным щитом и карниксом (carnyx) в правой руке и продолговатым щитом и карниксом (carnyx) в левой руке и двумя копьями, слева на одном колене стоит обнаженный пленник с длинной бородой и руками, связанными за спиной, смотрит вверх, справа — сидит одетая плачущая пленница, опираясь головой на правую (левую: BMCRR) руку; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек.
2. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Испания*, 46—45 гг. до н.э.
АВЕРС: Венера с непокрытой головой в диадеме, украшенной драгоценными камнями, серьгах с тремя подвесками и ожерельем с подвесками вправо, ее волосы собраны в пучок на затылке, позади нее — Купидон. Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — трофей из галльского и испанского оружия одетый в шлем и панцирь, с копьем, овальным щитом и карниксом (carnyx) в каждой руке, слева сидит пленница, опираясь головой на правую руку, справа — бородатый пленник со связанными за спиной руками; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек.
3. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Сизик, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REIPVBLICAE — Флакцилла стоит, голова вправо, руки сложены.
В обрезе: SMKГ
4. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Константинополь, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REIPVBLICAE — Флакцилла стоит, голова вправо, руки сложены.
В правом поле — монограмма XP.
В обрезе: CONSE
5. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Антиохия, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG.. — драпированный бюст Элии Флакциллы в диадеме вправо.
РЕВЕРС: SALVS REIPVBLICAE — Флацилла стоит, голова вправо, руки сложены.
В обрезе: ANTE
6. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Антиохия, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: ANE
7. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Константинополь, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REIPVBLICAE — Флакцилла стоит, голова вправо, руки сложены.
В правом поле — монограмма XP
В обрезе: CONSE
8. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Константинополь, 378—383 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: CONE
9. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Антиохия, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: ANE
10. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Константинополь, 378—383 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: CONE
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА