Словарь античности

ДОРОГИ (лат. stra­tum — мосто­вая). Уже в государ­ствах Древ­не­го Восто­ка и на Кри­те име­лись моще­ные про­ез­жие доро­ги с камен­ны­ми стол­ба­ми для ука­за­ния дистан­ции, стан­ци­я­ми для сме­ны лоша­дей, водо­сточ­ны­ми жело­ба­ми, а в неко­то­рых слу­ча­ях (при неров­ном релье­фе) — виа­ду­ка­ми, слу­жив­ши­ми так­же моста­ми. В Гре­ции доро­ги извест­ны с микен­ских вре­мен. В Егип­те доро­ги были в первую оче­редь подъ­езд­ны­ми путя­ми к круп­ным свя­ти­ли­щам. Ули­цы гре­че­ских горо­дов пред­став­ля­ли собой узкие, изви­ли­стые доро­ги, кру­то под­ни­маю­щи­е­ся к акро­по­лям. Лишь после Гип­по­да­ма из Миле­та, пер­во­го тео­ре­ти­ка гра­до­стро­и­тель­ства, раз­ра­ботав­ше­го план застрой­ки Пирея, нача­ли забо­тить­ся о созда­нии пра­виль­ной систе­мы дорог — улиц, пере­се­каю­щих­ся под пря­мым углом. В стро­и­тель­стве горо­да Фурии Гип­по­дам вопло­тил свой прин­цип в иде­аль­ном вари­ан­те, разде­лив город на 16 частей. В гре­че­ских горо­дах доро­ги, осо­бен­но на кру­тых подъ­емах, были замо­ще­ны (за счет вла­дель­цев при­ле­гаю­щих участ­ков), снаб­же­ны водо­сточ­ны­ми жело­ба­ми и пеше­ход­ны­ми тро­туа­ра­ми, а ино­гда и коле­я­ми для дви­же­ния пово­зок (как пра­ви­ло, днем оно было запре­ще­но). Важ­ные ули­цы, как и круп­ные доро­ги, име­ли назва­ние либо по про­фес­сии ремес­лен­ни­ков, жив­ших вдоль них, либо по име­ни близ­ле­жа­ще­го хра­ма. Одна­ко лишь рим­ляне ста­ли поис­ти­не вели­ки­ми масте­ра­ми дорож­но­го дела. Уже Зако­ны 12 таб­лиц опре­де­ля­ют нор­мы шири­ны доро­ги. В 312 до н. э. Аппи­е­ва доро­га, соеди­няв­шая пер­во­на­чаль­но Рим с Капу­ей, была покры­та камен­ной мосто­вой. Затем эта 220-кило­мет­ро­вая доро­га была про­дол­же­на до Брун­ди­зия. Все рим­ские доро­ги посто­ян­но рас­ши­ря­лись и бла­го­устра­и­ва­лись, вдоль них созда­ва­лись поч­то­вые стан­ции, посто­я­лые дво­ры, сто­ро­же­вые заста­вы, миль­ные стол­бы, мосты, виа­ду­ки, в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти даже про­би­ва­лись тун­не­ли. Дорож­ная адми­ни­ст­ра­ция была под­чи­не­на спе­ци­аль­ной кол­ле­гии (лат. Quat­tuor­vi­ri via­rum cu­ran­da­rum — кол­ле­гия четы­рех мужей для над­зо­ра за доро­га­ми). Во вре­ме­на Импе­рии доро­га­ми государ­ст­вен­но­го назна­че­ния ведал спе­ци­аль­ный про­ку­ра­тор. Стро­и­тель­ство дорог в поко­рен­ных обла­стях слу­жи­ло воен­но-поли­ти­че­ским целям — вдоль таких дорог рома­ни­за­ция шла интен­сив­нее, чем в отда­ле­нии от них. Сеть рим­ских дорог (с побоч­ны­ми ответв­ле­ни­я­ми 2-го и 3-го поряд­ка) име­ла дли­ну око­ло 80 тысяч кило­мет­ров. Для путе­ше­ст­вен­ни­ков име­лись дорож­ные путе­во­ди­те­ли и пере­ч­ни дорог. Дости­же­ния рим­лян в стро­и­тель­стве дорог не были пре­взой­де­ны в тече­ние полу­то­ра тысяч лет. Это каса­ет­ся как искус­ства выбо­ра трас­сы буду­щих дорог, так и их соот­вет­ст­вия; усло­ви­ям поч­вы и стро­и­тель­но­го мате­ри­а­ла (шос­се: лат. via cal­cea­ta — доро­ги с покры­ти­ем; тракт: лат. via stra­ta — грун­то­вая доро­га). В тех­ни­че­ском отно­ше­нии рим­ляне стре­ми­лись стро­ить доро­ги с пяти­слой­ной струк­ту­рой. Пред­став­ля­ют инте­рес аль­пий­ские доро­ги рим­лян. С 15 до н. э. было про­ло­же­но по мень­шей мере 9 таких дорог. Пере­вал Боль­шой Сен-Бер­нар был про­хо­дим толь­ко для вер­хо­вых, одна­ко Малый Сен-Бер­нар, а так­же Юли­ер (2287 м), Брен­нер (1363 м) и три пере­ва­ла Тау­ер пере­се­ка­лись ожив­лен­ны­ми про­ез­жи­ми доро­га­ми. Осо­бым дости­же­ни­ем ста­ло пре­вра­ще­ние древ­не­го еги­пет­ско­го кара­ван­но­го пути в рим­скую доро­гу, пере­сек­шую пусты­ню от Анти­но­по­ля до Крас­но­го моря. Доро­га, веду­щая от Годе­с­бер­га вверх по лево­му бере­гу Рей­на, про­ло­же­на по рим­ской трас­се. Рим­ско-гер­ман­ские доро­ги сохра­ни­лись в Аугс­бур­ге, Три­ре, Майн­це и Кёльне. На неко­то­рых доро­гах взи­ма­лась дорож­ная пошли­на, но были и такие вре­ме­на, когда доро­га­ми поль­зо­ва­лись бес­плат­но.


Доро­ги. Попе­ре­ч­ный раз­рез рим­ской доро­ги

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КОЛБАСА • КАЛИЕНДРУМ • АЛЕК • ЭМИЛИЕВА ДОРОГА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII.
Мрамор.
Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера с раскопками вокруг Черного камня.
Последние раскопки 1900 г., проведенные Джакомо Бони.
Рим, Римский Форум.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный рельеф Ульпии Эпигоны.
Лунский мрамор.
Кон. I — нач. II в. н. э.
CIL VI 7394.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Фасады с входами домов 4, 5, 6 инсулы 13 на улице Изобилия в Помпеях вскоре после раскопок.
I в. н. э.
Помпеи, Археологический парк, IX. 13. 4—6.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробие Вибиев.
Известняк.
2-я пол. I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, LIV. 21.
6. НАДПИСИ. Рим.
Саркофаг Корнелия Сципиона Азиагена Комата (сохранившаяся часть).
Туф.
Рим, Гробница Сципионов.
7. АРХИТЕКТУРА. Этрурия.
Улица в некрополе Кручифиссо ди Туфо со входами в гробницы, близ Орвието.
V в. до н. э.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Вилла Максенция.
Внутренний двор мавзолея.
Рим, Аппиева дорога.
9. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Цецилии Метеллы.
3-я четверть I в. до н. э.
CIL. VI. 1274 = CIL. VI. 31584 = ILS. 881.
Рим, Гробница Цецилии Метеллы.
10. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Цецилии Метеллы.
3-я четверть I в. до н. э.
CIL. VI. 1274 = CIL. VI. 31584 = ILS. 881
Рим, Гробница Цецилии Метеллы.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Траян
Рим, 114—115 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS — женщина лежит, облокотившись, влево, держит колесо и ветвь, смотрит назад.
В обрезе: VIA TRAIANA / S. C. — в две линии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА