Словарь античности

ЖЕРТВЕННОЕ ВОЗЛИЯНИЕ (греч. spon­de, лат. li­ba­tio). Обряд при­но­ше­ния в дар богам напит­ков (вина, воды, моло­ка), мас­ла, совер­шал­ся обыч­но вме­сте с дру­ги­ми обряда­ми, пре­иму­ще­ст­вен­но во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ния, а так­же цере­мо­нии захо­ро­не­ния. При жерт­во­при­но­ше­нии жерт­вен­ное воз­ли­я­ние совер­ша­лось в нача­ле и в кон­це обряда, при этом напит­ки выли­ва­лись на при­не­сен­ное в жерт­ву живот­ное. В свет­ской жиз­ни в дар при­но­сил­ся каж­дый из напит­ков в нача­ле и в кон­це тра­пезы.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭНКОЙМЕСИС • ЭФФАТУМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Египет.
Жертва Дионису.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
3,0 × 2,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ГЛИПТИКА. Египет.
Жертвоприношение.
Сардоникс. I в. до н. э.
3 × 2,4 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Ларарий Дома Веттиев.
Луиджи Баццани (1836—1927).
Акварель.
1895.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. v).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Гений места (genius loci) и лары.
Фреска в ларарии дома Веттиев в Помпеях.
60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. v).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супругов (фронтальная панель).
Мрамор. Эпоха Антонинов, ок. 180 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Западный портик, 18.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Жертвоприношение жрицы у статуэтки Аполлона.
Инталия.
2-я пол. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец Каффарелли—Климента, Кабинет медалей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Победное жертвоприношение.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой жертвоприношения.
Мрамор.
Вторая половина III в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Септимий Север, Юлия Домна (и Гета).
Рельеф внутренней стороны восточного пилона арки аргентариев на Бычьем форуме.
Мрамор. 204 г.
Рим, Арка аргентариев.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Септимий Север, Юлия Домна (и Гета).
Рельеф внутренней стороны восточного пилона арки аргентариев на Бычьем форуме.
Мрамор. 204 г.
Рим, Арка аргентариев.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гальба
Рим, 68—69 гг.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: SALVS GEN. HVMANI — женская фигура (Фортуна?), в драпировке, стоит влево, поставив правую ногу на шар, совершает над горящим алтарем жертвоприношение из патеры в правой руке, держа поднятый корабельный руль в левой руке.
2. Аурей, золото
Требониан Галл
Рим, 253 г.
АВЕРС: IMP. CAE. C. VIB. TREB. GALLVS AVG. — драпированный бюст Требониана Галла в доспехах и в лучистом венце, обращенный вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. IIII COS. II — Требониан Галл, с покрытой головой, стоит фронтально, повернув голову влево, совершает над алтарем жертвориношение из патеры в правой руке и держит скипетр в левой руке.
3. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
4. Асс, медь
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне.
В обрезе: S. C.
5. Аурей, золото
Север Александр
Рим, 226 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. V COS. II P. P. — император влево в лавровом венке и в тоге совершает священнодействия у треножного алтаря с патерой в правой руке и свитком в левой.
6. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: GENIO P. R. — Гений римского народа, повернув голову влево, стоит во фронт, в левой руке держит рог изобилия, в правой — патеру, из которой совершает жертвенное возлияние над горящим алтарем.
7. Сестерций, медь
Домициан
Рим, 85 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMITIAN. AVG. GERM. COS. XI — голова Домициана, в лавровом венке, с эгидой, вправо.
РЕВЕРС: Домициан, в тоге, под покрывалом, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над горящим алтарем; слева в поле небольшой храм Минервы, изображенный с двумя колоннами слева и одной справа, с круглым щитом на фронтоне; в храме Минерва, в шлеме, в драпировке, стоит вправо, держит чашу и копье.
В поле, слева и с права: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА