Словарь античности

ЖИВОПИСЬ (рос­пись гли­ня­ных досок, стен­ная рос­пись, вазо­пись и дру­гие разде­лы при­клад­ной живо­пи­си). Для антич­ной мону­мен­таль­ной живо­пи­си было харак­тер­но исполь­зо­ва­ние кра­ся­щих веществ, изготов­лен­ных с при­ме­не­ни­ем эмуль­сии. Рос­пи­си выпол­ня­лись в основ­ном сред­ства­ми энка­у­сти­ки и тем­пе­ры (рос­пись в тех­ни­ке фрес­ки — буон фрес­ка и сек­ко не полу­чи­ла, види­мо, широ­ко­го рас­про­стра­не­ния) на шту­ка­тур­ке, дере­ве, мра­мо­ре, хол­сте, обо­жжен­ной глине и какой-либо дру­гой поверх­но­сти. Сохра­ни­лось лишь незна­чи­тель­ное коли­че­ство про­из­веде­ний древ­не­гре­че­ской живо­пи­си, сре­ди них: рос­пись на гли­ня­ных таб­лич­ках (Тиринф), сте­нах (храм Апол­ло­на в Фер­ме), ста­ту­ях («Боги­ня с зай­цем»; Бер­лин, Пер­га­мон-музей), скле­пе (Каза­н­лык). Гораздо боль­ше сохра­ни­лось образ­цов древ­не­рим­ской живо­пи­си. Сре­ди них — най­ден­ные в Кам­па­нии — в Пом­пе­ях и дру­гих горо­дах — высо­ко­худо­же­ст­вен­ные деко­ра­тив­ные стен­ные рос­пи­си (вил­ла Итем, дом Вет­ти­ев), а так­же отлич­но сохра­нив­ши­е­ся заупо­кой­ные порт­ре­ты (в основ­ном обна­ру­же­ны в Егип­те, в Файю­ме). О про­цес­се раз­ви­тия гре­че­ской мону­мен­таль­ной живо­пи­си дают пред­став­ле­ние пись­мен­ные источ­ни­ки (Пли­ний Стар­ший, Пав­са­ний), а так­же отдель­ные образ­цы рос­пи­си ваз, этрус­ской стен­ной живо­пи­си и порт­ре­тов, копии кар­тин и моза­ич­ные ком­по­зи­ции («Бит­ва Алек­сандра с Дари­ем»), настен­ные кар­ти­ны («Пол из Пре­не­сты») и не в послед­нюю оче­редь образ­цы рим­ско-кам­пан­ской стен­ной рос­пи­си. Мону­мен­таль­ная живо­пись воз­ник­ла в пери­од фор­ми­ро­ва­ния полис­ной систе­мы, т. е. на ран­ней ста­дии раз­ви­тия клас­со­вой борь­бы, когда начал­ся общий про­цесс мону­мен­та­ли­за­ции искус­ства. Во 2-й пол. 6 в. неко­то­рые живо­пис­цы, в част­но­сти Кимон Кле­он­ский, отка­за­лись от плос­кост­но­го изо­бра­же­ния при созда­нии деко­ра­тив­ных рос­пи­сей. Наи­бо­лее выдаю­щи­ми­ся масте­ра­ми древ­не­гре­че­ской живо­пи­си клас­си­че­ско­го пери­о­да счи­та­ют­ся Полиг­нот, Микон, Парра­сий. Апол­ло­до­ру Афин­ско­му при­пи­сы­ва­ет­ся изо­бре­те­ние при­е­ма, на кото­ром осно­вы­ва­ет­ся живо­пись в под­лин­ном пони­ма­нии это­го сло­ва, — игры све­то­те­ни. Апел­лес, Зевк­сид, Эвфра­нор и Никий в сво­их про­из­веде­ни­ях достиг­ли мак­си­маль­но воз­мож­но­го для антич­ной живо­пи­си совер­шен­ства это­го при­е­ма. К дости­же­ни­ям рим­ской живо­пи­си сле­ду­ет отне­сти как при­ме­не­ние худо­же­ст­вен­ных средств гре­че­ско­го искус­ства (напри­мер, рос­пись Вил­лы мисте­рий), так и даль­ней­шее усо­вер­шен­ст­во­ва­ние при­е­мов настен­ной и пей­заж­ной живо­пи­си (изо­бра­же­ние пей­за­жей на сюжет мифа об Одис­сее). Нача­ло посте­пен­но­го пере­хо­да к ран­не­хри­сти­ан­ско­му искус­ству, наи­бо­лее харак­тер­ны­ми образ­ца­ми кото­ро­го вско­ре ста­ли настен­ная моза­и­ка и моза­ич­ное изо­бра­же­ние на потол­ке, было отме­че­но появ­ле­ни­ем рос­пи­сей ката­комб. Их мож­но отне­сти к послед­ним зна­чи­тель­ным про­из­веде­ни­ям живо­пи­си эпо­хи позд­не­го Рима. Сре­ди про­из­веде­ний при­клад­ной живо­пи­си рос­пись на гли­ня­ных и дере­вян­ных таб­лич­ках, фигур­ки из сло­но­вой кости, изо­бра­же­ния, выпол­нен­ные из стек­лян­ных узо­ров, мини­а­тю­ры на пер­га­мен­те и папи­ру­се, но глав­ным обра­зом рас­пис­ные вазы.

См. также:
КАРТИНЫ (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
«Сафо».
Фреска IV стиля из Помпей (VI Insula Occidentalis).
55—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Змееногий гигант.
I в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Тифона.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Роспись гробницы Тифона в Тарквинии.
II в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Тифона.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Лицо демона Харона.
Последние десятилетия IV в. до н. э.
Сартеано, Некрополь Пьяначче, Гробница Дьявольской Квадриги.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Охота и ловля.
VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Охоты и Рыбной ловли.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Полет птиц.
VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Охоты и Рыбной ловли.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Сцена трапезы.
III—II вв. до н. э.
Тарквиния, Гробница Щитов.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Феникс.
Фреска из Помпей (Харчевня Эвксина, I 11, 10—11).
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Палестра.
I в. н. э.
Помпеи, VIII. 2. 23.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Лошади Нептуна.
Вальтер Крэйн (1845—1915).
1892 г.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА