Словарь античности

КАРТИНЫ.


1. Кар­ти­ны (греч. pi­na­kes) пред­став­ля­ли собой дере­вян­ные дос­ки, пли­ты и плит­ки из обо­жжен­ной гли­ны или кам­ня, метал­ли­че­ские и дру­гие пла­сти­ны с нане­сен­ны­ми на них фигур­ны­ми или орна­мен­таль­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми. Древ­ней­ши­ми свиде­тель­ства­ми явля­ют­ся гли­ня­ные мето­пы из Тер­ма (7 в. до н. э.); из этрус­ской сфе­ры — бок­ка­нер­ские и кам­пан­ские пли­ты. Мень­ший фор­мат име­ют коринф­ские кар­ти­ны на глине из Пен­деску­фии и кар­ти­ны на дере­ве из Пит­сы (6 в. до н. э.). Элли­ни­сти­че­ские кар­ти­ны на мра­мо­ре, напри­мер в Гер­ку­ла­ну­ме, копи­ру­ют клас­си­че­ские образ­цы. В боль­шом коли­че­стве сохра­ни­лись рим­ско-кам­пан­ские настен­ные кар­ти­ны, кото­рые, как пра­ви­ло, состав­ля­ли одну из деко­ра­тив­ных состав­ных частей настен­ной живо­пи­си. Осо­бое зна­че­ние име­ют пре­вос­ход­но сохра­нив­ши­е­ся в боль­шин­стве слу­ча­ев пояс­ные порт­ре­ты умер­ших. Фамиль­ные рим­ские порт­ре­ты (лат. ima­gi­nes maio­rum) пред­став­ля­ли собой пла­стич­ные слеп­ки из вос­ка или како­го-либо дру­го­го мате­ри­а­ла с лица умер­ше­го чле­на семьи.


2. Кар­ти­ны как изо­бра­же­ния исполь­зо­ва­лись для деко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния дру­гих пред­ме­тов. Фигур­ные ком­по­зи­ции появи­лись на сосудах, пряж­ках и т. д. во вре­ме­на гос­под­ства гео­мет­рии, сти­ля (8 в. до н. э.). В даль­ней­шем с точ­ки зре­ния исто­рии искус­ства (ико­но­гра­фи­че­ски и сти­ли­сти­че­ски) боль­шую роль игра­ли метоп­ные, фри­зо­вые и фрон­тон­ные релье­фы, релье­фы на гроб­ни­цах и сар­ко­фа­гах, т. н. рельеф­ные кар­ти­ны (напри­мер, ика­рий­ский рельеф, Ika­rios­re­lief), а так­же мно­го­чис­лен­ная вазо­пись. Соот­но­ше­ние меж­ду содер­жа­ни­ем кар­ти­ны и ее мно­го­чис­лен­ным обрам­ле­ни­ем варьи­ро­ва­лось от их функ­цио­наль­но­го един­ства до чисто деко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния.

См. также:
ЖИВОПИСЬ (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЗАУПОКОЙНЫЙ ПОРТРЕТ • ЗЕВКСИД • КАРТИННЫЕ РАМЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Портрет мужчины и женщины.
Ок. 20 г. до н. э. — 20 г. н. э.
Лондон, Британский музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Смерть Юлия Цезаря.
Винченцо Камуччини (1771—1844).
Холст, масло. 1798 г.
Неаполь, Национальный музей Каподимонте.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Фрагмент росписи из гробницы Патрона.
Ок. 20-х гг. до н. э.
Рисунок 1843 г.
Рим.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Супружеская сцена.
Фреска из кубикула D виллы Фарнезина.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Геркулес и Минерва, изгоняющие Марса.
По рисунку П. П. Рубенса.
Виктор Вольфут Младший (1612—1652).
Холст, масло. 67 × 89 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аполлон Кифаред.
Расписная штукатурка. Эпоха Августа.
Рим, Палатинский музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Оракул.
Камилло Миола (1840—1919).
Холст, масло.
1880 г.
Внизу слева подпись: C. MIOLA.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Туалет Венеры.
Круг Франсуа Буше (1703—1770).
Холст, масло. 101 × 86,5 см (овал).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Принятие Геракла в сонм олимпийских богов в присутствии Геры, Афины и Зевса в образе радуги.
Фреска IV стиля. 50—79 гг.
Геркуланум, Здание августалов (VI, 24).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА