Словарь античности

КАРТИНЫ.


1. Кар­ти­ны (греч. pi­na­kes) пред­став­ля­ли собой дере­вян­ные дос­ки, пли­ты и плит­ки из обо­жжен­ной гли­ны или кам­ня, метал­ли­че­ские и дру­гие пла­сти­ны с нане­сен­ны­ми на них фигур­ны­ми или орна­мен­таль­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми. Древ­ней­ши­ми свиде­тель­ства­ми явля­ют­ся гли­ня­ные мето­пы из Тер­ма (7 в. до н. э.); из этрус­ской сфе­ры — бок­ка­нер­ские и кам­пан­ские пли­ты. Мень­ший фор­мат име­ют коринф­ские кар­ти­ны на глине из Пен­деску­фии и кар­ти­ны на дере­ве из Пит­сы (6 в. до н. э.). Элли­ни­сти­че­ские кар­ти­ны на мра­мо­ре, напри­мер в Гер­ку­ла­ну­ме, копи­ру­ют клас­си­че­ские образ­цы. В боль­шом коли­че­стве сохра­ни­лись рим­ско-кам­пан­ские настен­ные кар­ти­ны, кото­рые, как пра­ви­ло, состав­ля­ли одну из деко­ра­тив­ных состав­ных частей настен­ной живо­пи­си. Осо­бое зна­че­ние име­ют пре­вос­ход­но сохра­нив­ши­е­ся в боль­шин­стве слу­ча­ев пояс­ные порт­ре­ты умер­ших. Фамиль­ные рим­ские порт­ре­ты (лат. ima­gi­nes maio­rum) пред­став­ля­ли собой пла­стич­ные слеп­ки из вос­ка или како­го-либо дру­го­го мате­ри­а­ла с лица умер­ше­го чле­на семьи.


2. Кар­ти­ны как изо­бра­же­ния исполь­зо­ва­лись для деко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния дру­гих пред­ме­тов. Фигур­ные ком­по­зи­ции появи­лись на сосудах, пряж­ках и т. д. во вре­ме­на гос­под­ства гео­мет­рии, сти­ля (8 в. до н. э.). В даль­ней­шем с точ­ки зре­ния исто­рии искус­ства (ико­но­гра­фи­че­ски и сти­ли­сти­че­ски) боль­шую роль игра­ли метоп­ные, фри­зо­вые и фрон­тон­ные релье­фы, релье­фы на гроб­ни­цах и сар­ко­фа­гах, т. н. рельеф­ные кар­ти­ны (напри­мер, ика­рий­ский рельеф, Ika­rios­re­lief), а так­же мно­го­чис­лен­ная вазо­пись. Соот­но­ше­ние меж­ду содер­жа­ни­ем кар­ти­ны и ее мно­го­чис­лен­ным обрам­ле­ни­ем варьи­ро­ва­лось от их функ­цио­наль­но­го един­ства до чисто деко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния.

См. также:
ЖИВОПИСЬ (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЗАУПОКОЙНЫЙ ПОРТРЕТ • ЗЕВКСИД • КАРТИННЫЕ РАМЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Вакх и Ариадна.
Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727).
Холст, масло. 103,5 × 151 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Западная стена диэты (f).
Фреска II стиля.
Оплонтис, Вилла Поппеи, oecus 23.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Вергилий читает «Энеиду» Октавии и Августу.
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло. 123 × 159 см.
Слева внизу подпись и дата: Angelica Kauffmann pinx. Rome 1788
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Туалет Венеры.
Круг Франсуа Буше (1703—1770).
Холст, масло. 101 × 86,5 см (овал).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Лошади Нептуна.
Вальтер Крэйн (1845—1915).
1892 г.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Пейзаж с развалинами.
Клод Жозеф Верне (1714—1789).
Холст, масло. 50 × 65 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Северная стена диэты (f) с воображаемой архитектурой.
Фреска II стиля.
Оплонтис, Вилла Поппеи, oecus 23.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Стеклянная чаша с фруктами.
Фреска II стиля.
Оплонтис, Вилла Поппеи, oecus 23.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Роспись гробницы Авгуров в Тарквинии. Деталь.
VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Авгуров.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА