Словарь античности

ЖРЕЦ. В антич­но­сти, как и во мно­гих древ­них обще­ствах, отец семей­ства (pa­ter fa­mi­lias) испол­нял функ­ции свя­щен­ни­ка. Лишь толь­ко в ходе разде­ле­ния функ­ций в раз­ви­ваю­щем­ся обще­стве инсти­тут жре­че­ства стал необ­хо­ди­мым. Жрец знал литур­ги­че­ские нор­мы, обряды, кален­да­ри, руко­во­дил обряда­ми, жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми. Жрец под­чи­нял­ся царям или маги­ст­ра­там поли­сов. Жре­че­ство полу­ча­ли путем насле­до­ва­ния или по выбо­ру (сво­бод­но­му, через ора­ку­ла), при слу­чае — покуп­кой доход­ной жре­че­ской долж­но­сти; при­чем при жен­ских боже­ствах суще­ст­во­ва­ли жен­ские жре­че­ские долж­но­сти. В ран­ний пери­од осо­бой жре­че­ской одеж­ды не было, как это ста­ло в позд­ней антич­но­сти с введе­ни­ем осо­бой при­чес­ки, обряда жре­че­ско­го посвя­ще­ния или пома­за­ния на жре­че­ство и без­бра­чия. Рим­ская рели­ги­оз­ная систе­ма ста­ви­ла жре­ца в поло­же­ние посред­ни­ка меж­ду богом и чело­ве­ком. Такое поло­же­ние при­ня­ла и хри­сти­ан­ская цер­ковь. Во гла­ве рим­ско­го жре­че­ства сто­ял импе­ра­тор, явля­ю­щий­ся Вели­ким пон­ти­фи­ком (pon­ti­fex ma­xi­mus). Затем сле­до­ва­ли жре­цы отдель­ных божеств, каж­дый в сво­их одеж­дах и со сво­ей сим­во­ли­кой, ниже сто­я­ли жре­че­ские кор­по­ра­ции мест­ных куль­тов и обы­ча­ев. Древ­ней­ши­ми жре­че­ски­ми кол­ле­ги­я­ми, о кото­рых ко вре­ме­ни Импе­рии часто уже не зна­ли, каким богам они слу­жат, были арваль­ские бра­тья, авгу­ры, феци­а­лы, гаруспи­ки, лупер­ки, пон­ти­фи­ки, салий­ские бра­тья, вестал­ки. В прин­ци­пе каж­дый здо­ро­вый чело­век мог быть жре­цом, но жре­че­ские долж­но­сти заме­ща­лись в основ­ном пат­ри­ци­я­ми.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭНКОЙМЕСИС • ЭФФАТУМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция Алтаря Мира Августа (Ara Pacis).

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Спор Аполлона и Геракла.
Мрамор. Неоаттическая рельефная панель. Середина II в. н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ио в Канопе.
Фреска из Помпей (Дом герцога Омальского, VI 9, 1).
Третий стиль. Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Сирия.
Надгробный рельеф Меззабены.
Известняк.
Пальмира. Начало III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Сирия.
Надгробный рельеф Меззабены.
Известняк.
Пальмира. Начало III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Канделябр и культовая сцена.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супругов (фронтальная панель).
Мрамор. Эпоха Антонинов, ок. 180 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Западный портик, 18.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова жреца.
Мрамор. 2-я пол. I в. до н. э.
Афины, Археологический музей древней Агоры.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова жреца.
Мрамор. Последняя треть III в.
Элевсин, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова жреца.
Мрамор. Сер. I в. до н. э.
Остия, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Август
13 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — голова Августа в дубовом венке вправо.
РЕВЕРС: C. ANTIST. REGIN. FOEDVS P. R. QVM GABINVS — два жреца с покрытыми головами стоят лицом друг к другу и держат поросенка над огнем, который горит на украшенном гирляндой алтаре.
2. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Медиоланум, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: PIETAS AVG. — Аврелиан и жрец приносят жертву у алтаря.
В обрезе: T
3. Медальон, медь
Коммод
Рим, 189 г.
АВЕРС: IMP. COMMODVS AVG. PIVS FELIX — драпированный бюст Коммода, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VOTIS FELICIBVS — Коммод, с покрытой головой, совершает жертвоприношение на алтаре-треножнике у входа в порт, к которому подходит пять кораблей; у треножника стоит помогающий императору жрец. Справа маяк и ниже, на побережье — убитый бык.
4. Аурей, золото
Август
16 г. до н.э.
АВЕРС: C. ANTISTI. VETVS III VIR — бюст Виктории вправо.
РЕВЕРС: PRO. VALETVDINE CAESARIS — жрец с покрытой покрывалом головой стоит влево, держит патеру над огнем, который горит на украшенном гирляндой алтаре; виктимарий, с ножом в правой руке, подводит к алтарю быка.
В обрезе: S. P. Q. R.
5. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА