Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АГРИ́ППА

Ag­rip­pa,

1) M. Vip­sa­nius (Vipsta­nus) (о зна­че­нии сло­ва см. Plin. 7, 6, 45), родил­ся в про­стой, незнат­ной семье в 63 г. до Р. Х. Tac. ann. 1, 3. Vell. 2, 96. Сде­лал­ся близ­ким дру­гом Окта­ви­а­на, буду­ще­го импе­ра­то­ра Авгу­ста, сво­его ровес­ни­ка, с кото­рым они вме­сте учи­лись в Апол­ло­нии. Nep. Att. 12, 1. Здесь они полу­чи­ли изве­стие об уби­е­нии Цеза­ря, и Агрип­па с тех пор стал дове­рен­ным лицом у Окта­ви­а­на, слу­жа ему искус­но и успеш­но и в воен­ных и в мир­ных делах. По вну­ше­нию Агрип­пы, Окта­виан отпра­вил­ся в Рим. Здесь Агрип­па обви­нял Кас­сия, как убий­цу Цеза­ря, в 43 г. до Р. Х. (Plut. Brut. 27); с отли­чи­ем участ­во­вал в перу­зин­ской войне (41 г. до Р. Х.) и затем сде­лал­ся пре­то­ром. App. b. c. 5, 31 слл. Dio Cass. 48, 20. Hor. od. 1, 6. Потом пода­вил вос­ста­ние акви­та­нов в Гал­лии (App. b. c. 5, 92. Eutr. 7, 5) и пер­вый, после пере­хо­да Цеза­ря через Рейн, про­ник в Гер­ма­нию (Dio Cass. 48, 49. Tac. ann. 12, 27). По воз­вра­ще­нии из похо­да в 37 г. сде­лал­ся кон­су­лом. Во вре­мя вой­ны про­тив Секс­та Пом­пея выстро­ил флот и осно­вал воен­ную гавань в Бай­ях. Diod. Sic. 4, 22. Suet. Oct. 16. Dio Cass. 48, 49 сл. В 36 г. до Р. Х. одер­жал победу при Нав­ло­хе (Dio Cass. 49, 2. Vell. 2, 79), где употре­бил в дело введен­ные им высо­кие кора­бель­ные баш­ни и улуч­шен­ный гар­паг (ἅρπαξ) (App. b. c. 5, 118); награ­дой ему за победу была co­ro­na rostra­ta; успеш­но сра­жал­ся Агрип­па вме­сте с Окта­виа­ном про­тив дал­ма­тов и илли­рий­цев (35 и 34 гг. до Р. Х.) и затем сде­лал­ся эди­лом; в этой долж­но­сти ему уда­лось най­ти пре­крас­ней­шее при­ло­же­ние сво­ей стра­сти к построй­кам; он, меж­ду про­чим, очи­стил ста­рые водо­про­во­ды Рима и про­вел новые. Dio Cass. 49, 42. 57, 11. Becker, röm. Al­terth. I, стр. 703. Воен­но­му талан­ту Агрип­пы Август обя­зан был победой при Акци­у­ме, кото­рая сде­ла­ла его вла­ды­кой Рим­ской импе­рии. Plut. Ant. 66. Vell. 2, 85. Dio Cass. 51, 2 слл. После это­го Агрип­па, вполне соглас­но с жела­ни­я­ми Авгу­ста, устро­ил управ­ле­ние Ита­ли­ей, 30 г. до Р. Х. Август отдал ему руку сво­ей пле­мян­ни­цы Мар­цел­лы и пре­до­ста­вил выс­шие государ­ст­вен­ные долж­но­сти — кон­суль­ство и цен­зу­ру. Tac. ann. 1, 3. Plut. Ant. 87. Suet. Oct. 27. Dio Cass. 53, 1. В 23 г. он пору­чил Агрип­пе, не ладив­ше­му со сво­им шури­ном Мар­цел­лом, управ­ле­ние Сири­ей, куда Агрип­па, впро­чем, послал толь­ко сво­его лега­та, оста­ва­ясь сам в Мити­лене на Лес­бо­се. Suet. Oct. 66. Dio Cass. 53, 32. По смер­ти Мар­цел­ла, вско­ре затем после­до­вав­шей, вер­нул­ся в Рим, сде­лал­ся в 20 г. пре­фек­том, усми­рил вос­ста­ние в Гал­лии и победил или, вер­нее, совер­шен­но уни­что­жил кан­та­бров в Север­ной Испа­нии, но поче­стей три­ум­фа не при­нял. Hor. ep. 1, 12, 26. Dio Cass. 54, 14. Вооб­ще, он был бли­жай­шим помощ­ни­ком Авгу­ста в деле управ­ле­ния; Август поэто­му и усы­но­вил детей Агрип­пы Гая и Луция и назна­чил их сво­и­ми пре­ем­ни­ка­ми. Suet. Oct. 64. Tac. ann. 1, 3. Агрип­па, после раз­во­да сво­его с Мар­цел­лой, в 23 г. до Р. Х. женил­ся на доче­ри Авгу­ста Юлии, вдо­ве Мар­цел­ла (Suet. Oct. 63). О вто­рич­ном пре­бы­ва­нии Агрип­пы на восто­ке, осо­бен­но о его похо­де на ким­ме­рий­ский Бос­фор, нам очень мало извест­но (Dio Cass. 54, 24). В 13 г. ему была про­дол­же­на еще на пять лет полу­чен­ная им преж­де три­бун­ская власть. Но уже в сле­дую­щем году он умер 51 года от роду в Кам­па­нии, на обрат­ном пути из Пан­но­нии, куда Август посы­лал его для усми­ре­ния вос­ста­ния. Dio Cass. 54, 28. Август почтил его память вели­ко­леп­ны­ми похо­ро­на­ми. Агрип­па был не толь­ко вели­ким пол­ко­вод­цем и государ­ст­вен­ным чело­ве­ком, но и зна­чи­тель­ным писа­те­лем, осо­бен­но по земле­веде­нию. Он, кажет­ся, при­ни­мал зна­чи­тель­ное уча­стие в меже­ва­нии импе­рии, пред­при­ня­том по при­ка­за­нию Авгу­ста. Ср. Ritschl Rhein. Mus. I, стр. 481—532. Pe­ter­sen т. ж. VIII, стр. 161—210, 277—403. IX. 85—106. Gutschmid т. ж. XII, стр. 619. Может быть, он велел поме­стить первую ланд­кар­ту в одном пор­ти­ке. Из его сочи­не­ний, меж­ду кото­ры­ми упо­ми­на­ет­ся и авто­био­гра­фия, до нас дошли незна­чи­тель­ные отрыв­ки. Боль­шие услу­ги ока­зал он горо­ду Риму устрой­ст­вом водо­про­во­дов и очи­ще­ни­ем кло­ак (Plin. n. h. 36, 24, 3); укра­сил город (26 г. до Р. Х.) пор­ти­ка­ми, тер­ма­ми и сада­ми, осо­бен­но же постро­е­ни­ем Пан­тео­на (см. Ro­ma (Рим), 18); и в Гал­лии во вре­мя сво­их похо­дов он из Лугду­на (Лио­на), как цен­тра, про­ло­жил несколь­ко боль­ших дорог, а в Нема­все (Nis­me) устро­ил вели­ко­леп­ный водо­про­вод и бани, кото­рые отча­сти сохра­ни­лись до сих пор. Он же пер­вый воз­будил вопрос о том, чтобы част­ные собра­ния худо­же­ст­вен­ных про­из­веде­ний сде­лать доступ­ны­ми для пуб­ли­ки. Моно­гра­фии: P. S. Frandsen (1836), Mül­len­hoff, über die Weltkar­te und Geo­gra­phie des Augus­tus (1856).

2) Ag­rip­pa Pos­tu­mus, сын М. Вип­са­ния Агрип­пы и Юлии, доче­ри Авгу­ста, родил­ся по смер­ти отца. Был сослан Авгу­стом на ост­ров Пла­на­сию 760 u. c. (7 г. от Р. Х.). Vell. 2, 112. Tac. ann. 1, 3, а после смер­ти Авгу­ста умерщ­влен, может быть по нау­ще­нию Ливии, кото­рая для инте­ре­сов сына сво­его Тибе­рия счи­та­ла опас­ным Агрип­пу, как един­ст­вен­но­го вну­ка Авгу­сто­ва. Tac. ann. 1, 6.

См. также:
АГРИППА (Словарь античности)
АГРИППА, Марк Випсаний (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 53—54.
См. по теме: ЭР, ЕР • ЭПОРЕДОРИГ, ЕПОРЕДОРИГ • ЭТЕОБУТАДЫ, ЕТЕОБУТАДЫ • ДУКЕТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Агриппы. Тип «Габии».
Белый мелкозернистый мрамор. 18—12 гг. до н. э.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Агриппа.
Мрамор.
Ок. 25—24 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия. Деталь: Марк Випсаний Агриппа.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия, фламины, за которыми следуют Агриппа, маленький Гай Цезарь и женская фигура, идентифицируемая как Ливия, или, что более вероятно, Юлия.
Мрамор. 13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия. Фрагмент.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия, часть от Агриппы до Друза.
Мрамор. 13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия.
Перечисление персонажей, изображенных на рельефе и их гипотетическая идентификация (рисунок С. Боргини и Р. Картани).
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Випсаний Агриппа и Гай Юлий Цезарь Випсаниан.
Южная процессия (деталь).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Випсаний Агриппа.
Южная процессия (деталь).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Випсаний Агриппа.
Белый мрамор. Начало эпохи Августа.
Вибо-Валентия, Государственный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Август
Походный монетный двор при Октавиане*, 38 г. до н.э.
АВЕРС: IMP. CAESAR. DIVI. IVLI. F. — голова Октавиана не покрытая и с бородой, вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: M. AGRIPPA. COS. DESIG. — в центре, в две строки. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Август
Походный монетный двор при Октавиане*, 38 г. до н.э.
АВЕРС: DIVOS IVLIUS DIVI F. — голова Цезаря в лавровом венке и голова Октавиана без бороды лицом друг к другу. Кайма из точек.
РЕВЕРС: M. AGRIPPA. COS. DESIG. — в центре, в две строки. Кайма из точек.
3. Аурей, Золото
Август
Походный монетный двор при Октавиане*, 38 г. до н.э.
АВЕРС: IMP. DIVI. IVLI. F. TER. III. VIR. R.P.C. — голова обожествленного Цезаря в лавровом венке с небольшой бородой вправо, надо лбом звезда. Кайма из точек.
РЕВЕРС: M. AGRIPPA. COS. DESIG. — Кайма из точек.
4. Медальон, бронза
Калигула
39 г.
АВЕРС: M. AGRIPPA L. F. COS. III — голова Агриппы, в ростральном венке, влево, внутри жемчужного круга.
РЕВЕРС: Нептун стоит влево, обнаженный, если не считать плаща, накинутого сзади через левое плечо и на правую руку, держит маленького дельфина в правой руке и трезубец — в левой, внутри жемчужного круга.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
5. Денарий, серебро
Август
Рим, 13 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: M. AGRIPPA PLATORINVS. III VIR — обнаженная голова Агриппы вправо.
6. AE 18, медь
Август
Никополь, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.
АВЕРС: ΚΤΙΣΜΑ ΣΕΒΑΣΤΟΥ — обнаженная голова Агриппы, обращенная влево.
РЕВЕРС: ΝΙΚΟΠΟΛΙΣ ΙΕΡΑ — дельфин, обвивающий трезубец (в RPC ошибочно: треножник).
7. Денарий, серебро
Август
Рим, 12 г. до н.э.
АВЕРС: AVGVSTVS COS. XI (Augustus, consul undecimo) — голова Августа в дубовом венке вправо.
РЕВЕРС: M. AGRIPPA COS. TER. COSSVS LENTVLVS (Marcus Agrippa, consul tertio. Cossus Lentulus) — голова Агриппы в стенном и ростральном венках вправо.
8. Денарий, серебро
Август
Рим, 13 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: C. SVLPICIVS PLATORIN. (Caius Sulpicius Platorinus) — Август и Агриппа, с обнаженными головами, в тогах, сидят бок о бок, немного наклонившись влево, на биселлиуме (bisellium), сиденье на платформе, украшенной тремя рострами; слева — судейский жезл.
9. Асс, медь
Калигула
Рим, 37—41 гг.
АВЕРС: M. AGRIPPA L. F. COS. III — голова Агриппы, в ростральном венке, влево.
РЕВЕРС: Нептун стоит влево, обнаженный, если не считать плаща, накинутого сзади через левое плечо и на правую руку, держит маленького дельфина в правой руке и трезубец — в левой.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
10. Дупондий, бронза
Август
Немаус, 20 г. до н.э. — 14 г. н.э.
АВЕРС: IMP. DIVI F. — голова Августа, в лавровом венке, вправо; голова Агриппы, в ростральном венке, влево.
РЕВЕРС: COL. NEM. — крокодил вправо, прикованный цепью к пальме, наверху пальмы — венок с длинными завязками, внизу — пальмовые побеги влево и вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА