Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

Я́КОРЬ

Ancŏra, ἄγκυ­ρα, изо­бре­те­ние его при­пи­сы­ва­ют то тиррен­цам (Евпа­ла­му), то царю Мида­су, якорь кото­ро­го еще во вре­ме­на Пав­са­ния (1, 4, 5) хра­нил­ся в хра­ме Зев­са в Анки­рах. Пер­во­на­чаль­но вме­сто яко­рей слу­жи­ли кам­ни (λογ­γῶ­νες), кус­ки дере­ва, нали­тые внут­ри свин­цом, ино­гда кор­зи­ны, напол­нен­ные кам­ня­ми, или меш­ки, наби­тые пес­ком. У Гоме­ра моря­ки, повер­нув корабль кор­мою к суше, с носа бро­са­ют (ἐκβάλ­λειν) в воду при­креп­лен­ные к кана­там якор­ные кам­ни (εὐναί), а с кор­мы на сушу — при­ча­лы, кото­рые при­вя­зы­ва­ют затем (πρυμ­νή­σι’ ἀνά­ψαι) к дере­ву, высту­пу ска­лы или к кам­ню, при­год­но­му для этой цели. Позд­нее при­ду­ма­ли желез­ные яко­ря с зубья­ми (ὀδόν­τες den­tes) или крю­чья­ми (загну­тые, un­ci), сна­ча­ла толь­ко с одним зубом, ἑτε­ρόσ­το­μοι, затем с дву­мя, ἀμφίσ­το­μοι или ἀμφί­βολοι. Под­ни­мать яко­ря (αἴρειν τὰς ἀγκύ­ρας, sol­ve­re) — зна­чит отправ­лять­ся в пла­ва­ние. Каж­дый корабль имел несколь­ко яко­рей, но самый важ­ный, употреб­ляв­ший­ся толь­ко в край­но­сти, назы­вал­ся ἱερά, sac­ra, отсюда sac­ram an­co­ram sol­ve­re = при­бег­нуть к послед­не­му сред­ству спа­се­ния.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 87.
См. по теме: БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ЭФИППИЙ • ЭНДРОМИДА, ЭНДРОМ • ЭПАРИТЫ, ЕПАРИТЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет умершего в щите в окружении гениев смерти, Океана, Теллус, Ахилла и Хирона. Рельеф с imago clipeata на саркофаге.
Белый мрамор. 2-я пол. III в.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с портретом покойного в круглой рамке (imago clipeata).
Белый мрамор. 2-я половина III в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Дельфин и якорь.
Двухслойный оникс.
Римская работа. I в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением морского тиаза.
Мрамор.
III в. н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением морского тиаза (фронтальный рельеф).
Мрамор.
III в. н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сельский пейзаж.
Фреска из Помпей (VII, 16, 22).
50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIV.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент диска с рельефом «Улисс и сирены».
Мрамор Россо антико.
I в. н. э.
Урбино, Национальная галерея Марке, Лапидарий.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Август
Рим, 29 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
2. AE 13, бронза
Антиох I Сотер
Антиохия, 281—261 гг. до н.э.
АВЕРС: Македонский щит с якорем на выпуклости в центре.
РЕВЕРС: Рогатый слон вправо; сверху — ΒΑ, снизу — ΑΝ.
3. AE 15, бронза
Антиох II Теос
Сарды, 261—246 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — треножник; внизу — якорь; слева — буквы Ε и Σ, справа — монограмма.
4. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Экбатана, 295—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо; на его щеке — пометка в виде креста.
РЕВЕРС: ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева — якорь и монограмма, у ног Зевса — изображение пасущейся лошади влево, под троном — еще одна монограмма.
В обрезе: ΒΑΣΙΛΕΩΣ
5. Статер, серебро
Селевк I Никатор
Вавилон, 311—305 гг. до н.э.
АВЕРС: Баал на троне влево, держащий в правой руке скипетр.
РЕВЕРС: Лев влево, сверху — изображение якоря и буква Γ.
В обрезе: монограмма и звезда.
6. Драхма, серебро
Селевк I Никатор
Неизвестный монетный двор (Ария, Маргиана или Бактрия), 289—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова лошади вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Якорь.
7. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Экбатана, 295—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо.
РЕВЕРС: ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева — якорь и монограмма, у ног Зевса — изображение пасущейся лошади влево, под троном — еще одна монограмма.
В обрезе: ΒΑΣΙΛΕΩΣ
8. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Селевкия на Тигре, II мастерская, 296—295 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Зевса в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Афина на запряженной рогатыми слонами квадриге вправо; в правой руке у нее копье, в левой — щит; сверху — изображение якоря вправо, над якорем — буква Π, справа от якоря — буква Σ.
9. Тетрадрахма, серебро
Ахей
Сарды, 220—214 гг. до н.э.
АВЕРС: Драпированный бюст Ахея в диадеме вправо.
РЕВЕРС: Афина Промахос стоит влево; она потрясает копьем, которое держит в поднятой правой руке, в левой руке у нее щит с изображением якоря; слева — изображение лошадиной головы.
10. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 148—149 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Аннона (Урожай), в драпировке, стоит влево, держит два зерновых колоса в опущенной правой руке над модием с зерновыми колосьями слева и якорь на земле — в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА