Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ВЕПРЬ

Aper, кабан, дикая сви­нья; мясо это­го живот­но­го счи­та­лось одним из самых лако­мых и глав­ных блюд (ca­put ce­nae) на рим­ских пирах (ani­mal prop­ter con­vi­via na­tum, Juv. 1, 141 или suil­lum pe­cus do­na­tum ab na­tu­ra di­cunt ad epu­lan­dum, Var­ro r. r. 2, 4). Пер­вый научил при­готов­лять каба­нов цели­ком П. Сер­ви­лий Рулл, отец того Рул­ла, про­тив аграр­ных зако­нов кото­ро­го гово­рил две речи Цице­рон. Plin. 8, 51, 78. Varr. r. r. 2, 4, 10. На пиру у Анто­ния было одна­жды пода­но зараз 8 каба­нов. Древ­ние гаст­ро­но­мы спо­ри­ли о срав­ни­тель­ном досто­ин­стве каба­нов умбрий­ских, туск­ских, лукан­ских и лав­рент­ских.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 109.
См. по теме: ЛЕБЕДЬ • КРОЛИК • БАКЛАН • ЖУРАВЕЛЬ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 51 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Фрагменты аттического саркофага со сценой охоты на Калидонского вепря (фронтальный рельеф).
Мрамор. 225-250 гг. н. э.
Салоники, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Тыльная панель.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Инв. № А 432.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальный рельеф саркофага с колоннами с изображением подвигов Геракла в межколонных пространствах.
Мрамор. 180-190 г. н. э.
2,173 х 0,569 м.
Инв. № 154592.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана, Круглый зал X.
4. СКУЛЬПТУРА.
Фронтальная панель саркофага со сценами подвигов Геракла и сценами охоты на диких зверей.
Малоазийский мрамор. 160 г. н. э.
Инв. № LXXIX / 79.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на вепря (деталь).
Мрамор. Нач. IV в. н. э.
Инв. № SBAO 36231.
Остия, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания — правая боковая панель со сценой охоты на кабана и оленя.
Мрамор. III в. н. э.
Инв. № А 433.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на вепря.
Мрамор. Нач. IV в. н. э.
Инв. № SBAO 36231.
Остия, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря (левая торцовая панель).
Мрамор. 290-295 гг. н. э.
Инв. № A 6 est.
Пиза, Кампосанто.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря (правая торцовая панель).
Мрамор. 290-295 гг. н. э.
Инв. № A 6 est.
Пиза, Кампосанто.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф «Подвиги Геракла» (прорисовка).
Мрамор. 240—250 гг.
Инв. № 8642.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 2)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Квадранс, медь
Траян
Рим, 101 г.
АВЕРС: IMP. CAES. TRAIAN. AVG. GERM. — Бюст Геркулеса вправо, волосы связаны лентой (taenia), на плечах — шкура льва.
РЕВЕРС: Хряк вправо.
В обрезе: S. C.
2. Денарий, серебро
Рим, 51 г. до н.э.
АВЕРС: C. COEL. CALDVS COS. (Caius Coelius Caldus consul) — обнаженная голова консула Гая Целия Кальда, обращенная вправо; сзади головы знамя (vexillum) с надписью HIS. (Hispania); спереди знамя в виде кабана. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Позади стола фигура Л. Кальда, приготавливающего пиршество (epulum) для Юпитера1; на столе надпись в две строки: L. CALDVS / VII VIR EPVL. (VIR, VL — монограммой) (Lucius Caldus septemvir epulo). С левой стороны трофей с круглым македонским щитом, с правой — трофей с трубой (carnyx) и овальным щитом, украшенным пучком молний. Слева и справа вертикальная надпись: C. CALDVS / IMP. A. X. (Caius Caldus, imperator, augur, decemvir [sacris faciundis]), внизу: C. CALDVS. III VIR. (ALD — монограммой) (Caldus triumvir).

1 Описание реверса дается по RCTV, CRR. Другие варианты для сцены: Babelon: фигура, приготавливающая лектистерний; BMCRR: высокий лектистерний, увенчанный сидящей фигурой; CRR: сидящая фигура на лектистернии; RSC: фигура, сидящая на высоком лектистернии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА