Словарь античности

КИБЕЛА (фри­гийск., лат. Mag­na ma­ter, греч. Me­ga­le me­ter), боги­ня фри­гий­ско­го про­ис­хож­де­ния, Вели­кая мать, боги­ня мате­рин­ской силы, а так­же пло­до­ро­дия. Ее куль­то­вым спут­ни­ком и воз­люб­лен­ным был Аттис. В при­пад­ке рев­но­сти Кибе­ла насла­ла на Атти­са безу­мие, и тот оско­пил себя. В мифе Кибе­ла име­ну­ет­ся так­же Агди­стис, кото­рая у Катул­ла отож­дествля­ет­ся с Реей. В честь Кибе­лы и Атти­са вес­ной справ­ля­ли празд­ник, во вре­мя кото­ро­го жре­цы Кибе­лы (гал­лы) оскоп­ля­ли себя. Кибе­ла изо­бра­жа­лась со сви­той кори­бан­тов, со льва­ми и удар­ны­ми инстру­мен­та­ми. Обряд тав­ро­бо­лия стал частью куль­та Кибе­лы толь­ко в позд­не­эл­ли­ни­сти­че­скую эпо­ху. Глав­ное свя­ти­ли­ще боги­ни в 204 до н. э. было пере­не­се­но из Пес­си­нун­та (Верх­няя Фри­гия) в Рим, куда рим­ляне доста­ви­ли куль­то­вый сим­вол боги­ни — чер­ный камень в фор­ме фал­ла, желая тем самым отвра­тить пора­же­ние во 2-й Пуни­че­ской войне. Соглас­но пре­да­нию, суд­но с кам­нем село на мель в рус­ле Тиб­ра, и лишь дев­ст­вен­ни­ца мог­ла помочь доста­вить его в город.

См. также:
КИБЕЛА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Кибелы (Великой Матери, Матери богов).
191 г. до н. э.
Рим, Палатин.
2. ГЛИПТИКА. Азия.
Жертвоприношение богине Кибеле.
Оникс. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Кибелы (Великой Матери, Матери богов).
191 г. до н. э.
Рим, Палатин.
4. ГЛИПТИКА. Азия.
Жертва Кибеле.
Двухслойный оникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Вотивный рельеф, посвященный Кибеле и Аттису.
Мрамор. Малоазийская работа II в. до н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
6. ТОРЕВТИКА. Рим.
Патера из Парабьяго.
Серебро со следами позолоты.
2-я пол. IV в. н. э.
Милан, Городской археологический музей.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Кибелы (Великой Матери, Матери богов).
191 г. до н. э.
Рим, Палатин.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь Великой Матери.
Передняя и правая сторона.
Лунский мрамор. Правление Клавдия (41—54 гг.).
CIL VI 494, 30777 = ILS 4096.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь Великой Матери.
Передняя сторона.
Лунский мрамор. Правление Клавдия (41—54 гг.).
CIL VI 494, 30777 = ILS 4096.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Наиск с восседающей на троне Кибелой. (На антах изображены Гермес Кадмил и Геката).
Мрамор. Посвятительный рельеф. 2-я половина IV в. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 67 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Кибелы, задрапированная, в стенном венке и серьгах вправо; волосы длинные и растрепанные; сзади протома льва, впереди земной шар; сзади CESTIANVS или CESTIANVS вниз. Кайма из шариков и катушек.
РЕВЕРС: Курульное кресло; слева контрольная метка (аплюстр); вокруг против часовой стрелки M·PLAETORIVS·AED·CVR·EX·S·C (Marcus Plaetorius, aedilis curulis, senatus consulto; «Марк Плеторий, сын Марка, курульный эдил, согласно постановлению сената»). Кайма из шариков и катушек.
2. Тетрадрахма, серебро
Иония, Смирна, 150—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Тихе (BMC: Кибелы) в башенном венце вправо.
РЕВЕРС: ΖΜΥΡΝΑΙΩΝ — внутри лаврового (BMC: дубового) венка вместе с монограммой магистрата.
3. Денарий, серебро
Авл Плавций (Плоций)
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Кибелы вправо, в стенном венке, в серьгах в форме креста; волосы собраны сзади в узел и падают на шею; впереди вниз A PLAVTIVS; позади вниз AED CVR S C (Aedilis Curulis; Senatus consulto, «Курульный эдил; по постановлению сената»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Бородатая фигура, Вакхий (MRR, Harlan: Аристобул), в восточной одежде — шароварах (ἀναξυρίδες) и широком плаще, — стоит на коленях, повернувшись вправо, рядом с верблюдом; в протянутой правой руке он держит ветвь оливы, а в левой — поводья верблюда; в поле BACCHIVS; справа вверх IVDAEVS.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА