Словарь античности

КОЛЕСО. Гре­ко-этрус­ско-рим­ский мир пере­нял коле­со от более древ­них куль­тур, при­чем к искон­ным фор­мам были добав­ле­ны важ­ные ново­введе­ния из кельт­ско­го аре­а­ла, в част­но­сти желез­ные обо­дья (ок. 500 до н. э.). Про­дол­жа­ло при­ме­нять­ся для пере­воз­ки не слиш­ком тяже­лых гру­зов древ­ней­шее дис­ко­вое коле­со. Кро­ме того, исполь­зо­ва­лось при­ми­тив­ное коле­со с попе­ре­ч­ны­ми и коле­со с ради­аль­ны­ми спи­ца­ми, чис­ло кото­рых коле­ба­лось от 4 до 8, а в кельт­ском реги­оне даже до 10—14. Суще­ст­во­ва­ло так­же отли­тое из брон­зы коле­со с закреп­лен­ным посред­ст­вом закле­пок наклад­ным дере­вян­ным кося­ком. Воз­мож­но, что сту­пи­цы брон­зо­во­го литья были изо­бре­те­ны рим­ля­на­ми и от них позд­нее пере­шли к кель­там; послед­ние в позд­не­рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху изо­бре­ли коле­со на роли­ко­вых под­шип­ни­ках сколь­же­ния (кон­струк­ция, пред­ше­ст­во­вав­шая шари­ко­вым под­шип­ни­кам). Коле­со при­ме­ня­лось не толь­ко в повоз­ках, где оно име­ло диа­метр око­ло 80 см, но так­же, по образ­цу восточ­ных куль­тур, в каче­стве вала в подъ­ем­ных меха­низ­мах. В элли­ни­сти­че­скую эпо­ху было изо­бре­те­но зуб­ча­тое коле­со, а в импе­ра­тор­ское вре­мя — раз­лич­ные виды водя­ных колес, как-то: водо­по­дъ­ем­ное и мель­нич­ное.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИДОСЫ • ЭРГАДЕИДА • ЭПОБЕЛИЯ, ЕПОБЕЛИЯ • ЭФЕСИЯ, АПЕЛЛЯЦИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
«Помни о смерти».
Мозаика из Помпей (кожевенная мастерская I, 5, 2, триклиний).
Эпоха Августа (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты. Деталь.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты. Деталь.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Беговая колесница. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
340—330 гг. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
6. МОЗАИКА. Греция.
Шествие Диониса.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
8. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи. Сторона A: Медея, улетающая в колеснице после убийства своих детей.
Кратер-калик краснофигурный. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд (США), Художественный музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
10. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл на колеснице тащит тело Гектора.
Деталь чернофигурного лекифа. Эретрия.
Мастер Диосфоса.
Глина.
Ок. 490 г. до н. э.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE,
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Немезида (?), одетая в гиматий, стоит, повернув голову влево, держит в правой руке весы, в левой — рог изобилия, край одежды переброшен через левую руку, сзади у ног стоит колесо.
В правом поле: Ε.
2. Денарий, серебро
Август
Италия (Рим?), 30 г. до н.э.
АВЕРС: Виктория, в драпировке, стоя вправо на корабельном носу, держит венок в правой руке и пальмовую ветвь в левой. По краю — линия.
РЕВЕРС: Октавиан стоит в триумфальной квадриге вправо, держит ветвь (MRR, BMCRR: лавровую ветвь; BMCRE, RIC, CRI: ветвь) в правой руке и поводья в левой; лошади идут шагом; повозка украшена рельефными фигурами. По краю — линия.
В обрезе: IMP. CAESAR (Imperator Caesar).
3. Декадрахма, серебро
Дионисий Старший
Сиракузы, 405—390 гг. до н.э.
АВЕРС: Квадрига со скачущими влево галопом конями; колесничий в длинном хитоне, наклонившись вперед, со стрекалом и поводьями, увенчиваемый летящей Никой в двойном хитоне.
В обрезе: слева щит, справа шлем с гребнем, в середине панцирь между поножами.
В самом низу надпись: ΑΘΛΑ.
РЕВЕРС: Голова Аретусы, обращенная влево, с венком из стеблей тростника, с серьгой с тремя подвесками, ожерельем с бусами, вьющимися локонами; вокруг головы четыре дельфина.
Над головой надпись ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ.
Под нижним дельфином слабые следы подписи художника: ΕΥΑΙΝΕ.
4. Антониниан, медь
Аврелиан
Сизик, III мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: FORTVNA REDVX — Фортуна сидит влево на колесе, в правой руке руль, рог изобилия в левой руке.
В обрезе: T
5. Асс, бронза
Август
Кефалления**, 30—28 гг. до н.э.
АВЕРС: Пограничный бюст Юпитера вправо, в диадеме; сзади монограммой ΚΦΑ (ΚεΦΑλληνία, Кефалления?).
РЕВЕРС: Скат, внизу легенда, разделенная хвостом, C PROCVLEI L F.
6. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: S. P. Q. R. / IVLIAE AVGVST. — легенда вверху в две линии.
Два мула тянут вправо карпентум; передок повозки, слева и справа, украшен двумя Викториями, боковая сторона имеет две панели, на каждой из которых изображена стоящая фигура, отклонившаяся назад.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXIIII
В центре, большими буквами: S. C.
7. Денарий, серебро
Каракалла
Рим, 211 г.
АВЕРС: ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — голова Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FORT. RED. P. M. TR. P. XIIII COS. III P. P. — Фортуна, в драпировке, стоит анфас, голова обращена влево, в правой руке держит рог изобилия — с концом вдали от туловища, и положив левую руку на корабельный руль, поставленный на землю, через левую руку драпировка; у ног колесо.
8. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: S. P. Q. R. / IVLIAE / AVGVST. — легенда вверху в три линии.
Два мула тянут вправо карпентум; передок повозки, слева и справа, украшен двумя Викториями, боковая сторона имеет две панели, на каждой из которых изображена стоящая фигура, отклонившаяся назад.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXIIII
В центре, большими буквами: S. C.
9. Дупондий, медь
Калигула
Рим, 37—41 гг.
АВЕРС: GERMANICVS CAESAR — в две линии. Германик с обнаженной головой, в военном плаще (палудаментуме), стоит в квадриге вправо, в левой руке держит скипетр; на боковой стороне квадриги фигура Виктории, идущей вправо, спереди квадригу украшает венок.
РЕВЕРС: Германик, с обнаженной головой, в доспехах и короткой тунике, стоит влево, правая нога согнута в колене и отставлена назад; несет аквилу (орла) в левой руке и простирает правую руку в командном жесте.
В поле, слева и справа, в две линии: SIGNIS RECEPT. DEVICTIS GERM.
Ниже, большими буквами: S. C.
10. Дупондий, медь
Калигула
Рим, 37—41 гг.
АВЕРС: GERMANICVS CAESAR — в две линии. Германик с обнаженной головой, в военном плаще (палудаментуме), стоит в квадриге вправо, в левой руке держит скипетр с навершием в виде орла; на боковой стороне квадриги фигура Виктории, идущей вправо, спереди квадригу украшает венок.
РЕВЕРС: Германик, с обнаженной головой, в доспехах и короткой тунике, стоит влево, правая нога согнута в колене и отставлена назад; несет аквилу (орла) в левой руке и простирает правую руку в командном жесте.
В поле, слева и справа, в две линии: SIGNIS RECEPT. DEVICTIS GERM.
Ниже, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА