Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АПОЛЛО́НИЙ

Apol­lonĭus, Ἀπολ­λώ­νιος,

1) Апол­ло­ний Родос­ский, эпи­че­ский поэт и грам­ма­тик из Алек­сан­дрии, совре­мен­ник Пто­ле­ме­ев Евер­ге­та (247—221 гг. до Р. Х.) и Фило­па­то­ра (221—204 гг.), уче­ник Кал­ли­ма­ха, с кото­рым впо­след­ст­вии разо­шел­ся во взглядах на зада­чи поэ­зии. Кал­ли­ма­ху нра­ви­лось напы­щен­ное и уче­ное изло­же­ние, и отвер­гая для сво­его вре­ме­ни воз­мож­ность воз­рож­де­ния древ­не­го эпо­са, он пола­гал, что новые эпи­че­ские поэты долж­ны огра­ни­чи­вать­ся раз­ра­бот­кой незна­чи­тель­ных по объ­е­му сюже­тов; напро­тив, Апол­ло­ний ста­рал­ся под­ра­жать про­сто­те гоме­ров­ско­го сти­ля и создать боль­шое эпи­че­ское про­из­веде­ние: он напи­сал сохра­нив­шу­ю­ся и до наше­го вре­ме­ни поэ­му Ἀργο­ναυτι­κά. Он пуб­лич­но читал ее в Алек­сан­дрии, но буд­то бы, вслед­ст­вие интриг вли­я­тель­но­го Кал­ли­ма­ха, поэ­ма не име­ла успе­ха. Тогда Апол­ло­ний отпра­вил­ся на Родос, где при­об­рел боль­шое к себе рас­по­ло­же­ние как учи­тель грам­ма­ти­ки; здесь же вновь пере­ра­ботан­ная им поэ­ма доста­ви­ла ему боль­шую сла­ву и пра­ва родос­ско­го граж­дан­ства (поэто­му он и назы­ва­ет­ся Родос­ским). Позд­нее он воз­вра­тил­ся в Алек­сан­дрию, сно­ва читал там свою эпо­пею, и на этот раз она заслу­жи­ла все­об­щее одоб­ре­ние; автор в 196 г., в цар­ст­во­ва­ние Пто­ле­мея Епи­фа­на полу­чил место биб­лио­те­ка­ря; в этой долж­но­сти он, веро­ят­но, и умер. Кро­ме ука­зан­ной эпо­пеи, он напи­сал еще Κτί­σεις (рас­ска­зы об осно­ва­ни­ях горо­дов) и эпи­грам­мы, направ­лен­ные в осо­бен­но­сти про­тив Кал­ли­ма­ха. Поэ­ма Ἀργο­ναυτι­κά состо­ит из 4 книг; в них, без доста­точ­но глу­бо­ко­го пони­ма­ния харак­те­ров и поло­же­ний, без твор­че­ской фан­та­зии изла­га­ет­ся в непре­рыв­ной вре­мен­ной после­до­ва­тель­но­сти, про­сто и без напы­щен­но­сти (Quint. 10, 1, 45) ска­за­ние об арго­нав­тах; для ожив­ле­ния рас­ска­за, кото­рый сам по себе доволь­но сух, там и сям искус­но введе­ны пре­крас­ные срав­не­ния, про­стран­ные эпи­зо­ды, опи­са­ния мест­но­стей и т. д. В язы­ке Апол­ло­ний ста­рал­ся под­ра­жать Гоме­ру; но выра­же­ния алек­сан­дрий­ско­го поэта вооб­ще гораздо коро­че, более сжа­ты, искус­ст­вен­ны и тяже­ло­ва­ты, так что в общем поэ­ма, срав­ни­тель­но с про­стотой и есте­ствен­но­стью поэ­зии Гоме­ра, кажет­ся искус­ст­вен­ным про­из­веде­ни­ем уче­ной кро­пот­ли­во­сти. Постро­е­ние сти­ха вполне пра­виль­но и очень искус­но. У рим­лян эта поэ­ма, как и вооб­ще алек­сан­дрий­ская поэ­зия, име­ла мно­го поклон­ни­ков и под­ра­жа­те­лей; под­ра­жа­ли то отдель­ным частям, как, напри­мер, Вер­ги­лий в 4 кни­ге «Эне­иды», то цело­му про­из­веде­нию, напри­мер, Вале­рий Флакк в сво­их «Ar­go­nan­ti­ca».

Изд. Mer­kel (1854). До нас дошло пре­крас­ное собра­ние схо­лий к Апол­ло­нию, впер­вые как сле­ду­ет издан­ное Keil’ем (в Мер­келе­вом изда­нии Апол­ло­ния). Ср. Wei­chert, über d. Le­ben u. Ge­dicht dess Apoll. v. Rh. (1821);

2) Апол­ло­ний родом из Пер­ги (в Пам­фи­лии), «вели­кий гео­метр», как его назы­ва­ли уже в древ­но­сти, жил во 2-й поло­вине 3 в. до Р. Х. и напи­сал сочи­не­ние о кони­че­ских сече­ни­ях, κω­νικὰ στοιχεῖα, в 8 кни­гах; оно соста­ви­ло эпо­ху в нау­ке, и его метод до сих пор сохра­ня­ет свое зна­че­ние. Толь­ко 4 пер­вые кни­ги суще­ст­ву­ют теперь в ори­ги­на­ле, три сле­дую­щие в араб­ском пере­во­де, а послед­няя совсем утра­че­на. Изд. Hal­ley (1710). Из араб­ско­го же пере­во­да извест­ны две кни­ги περὶ λό­γου ἀπο­τομῆς, а содер­жа­ние дру­гих сочи­не­ний Апол­ло­ния, напр. περὶ νεύσεων περὶ διωρισ­μέης το­μῆς, пере­да­ет Папп;

3) Апол­ло­ний из Тиа­ны (в Кап­па­до­кии), жил, веро­ят­но, ок. 50 г. от Р. Х. боль­шей частью в Айгах в хра­ме Аскле­пия; он был при­вер­жен­цем пифа­го­рей­ской фило­со­фии, к кото­рой в те вре­ме­на при­ме­ши­ва­лись в изоби­лии воз­зре­ния нео­пла­то­ни­че­ские и восточ­ные. Раздав полу­чен­ное от отца иму­ще­ство бед­ным, он путе­ше­ст­во­вал по Азии до Индии, по Евро­пе и Афри­ке и нако­нец при­был в Рим. Оттуда он дол­жен был уда­лить­ся в силу рас­по­ря­же­ния, кото­рым запре­ща­лось жить в Риме всем вооб­ще фило­со­фам, и отпра­вил­ся в Испа­нию и Еги­пет, но позд­нее вер­нул­ся в Рим, а умер, кажет­ся, в глу­бо­кой ста­ро­сти в Эфе­се. Стро­го аске­ти­че­ский образ жиз­ни Апол­ло­ния, согла­со­ван­ный с мни­мо пифа­го­ров­ски­ми пра­ви­ла­ми, и при­пи­сы­вав­ши­е­ся ему чуде­са доста­ви­ли ему чрез­вы­чай­ное ува­же­ние сре­ди языч­ни­ков; его счи­та­ли вели­ким зна­то­ком магии, о нем ходи­ли раз­ные фан­та­сти­че­ские повест­во­ва­ния. Фило­страт соста­вил в 8 кни­гах его жиз­не­опи­са­ние, име­ю­щее, впро­чем, ско­рее харак­тер рома­на, чем исто­ри­че­ско­го рас­ска­за. Языч­ни­ки сопо­став­ля­ли Апол­ло­ния с Иису­сом Хри­стом; про­тив таких сопо­став­ле­ний воз­ра­жа­ли хри­сти­ан­ские писа­те­ли (Евсе­вий Пам­фил). Апол­ло­нию при­пи­сы­ва­лось несколь­ко едва ли дей­ст­ви­тель­но ему при­над­ле­жав­ших сочи­не­ний; сохра­ни­лось под его име­нем толь­ко 85 писем;

4) Апол­ло­ний из Ала­бан­ды (в Карии), у Стра­бо­на назы­вае­мый Μα­λακός, пере­се­лив­шись на Родос, пре­по­да­вал там рито­ри­ку. Там слу­шал его в 120 г. до Р. Х. Сце­во­ла (Cic. de or. 1, 17. 28);

5) Апол­ло­ний Молон (Μό­λων, Ap­po­lo­nius Mo­lon; это непра­виль­ные обо­зна­че­ния; на самом деле лицо, о кото­ром идет речь, назы­ва­лось про­сто Μό­λων) пере­се­лил­ся из род­но­го горо­да сво­его Ала­бан­ды на Родос, а в 88 г. до Р. Х. стал учить крас­но­ре­чию в Риме, но не дол­го здесь оста­вал­ся (Cic. Brut. 89). В 80 г. родо­с­цы отпра­ви­ли его послом в Рим, чтобы выхло­потать там для Родо­са воз­на­граж­де­ние за воен­ные издерж­ки, и при этом слу­чае он сно­ва пре­по­да­вал в Риме рито­ри­ку (т. ж. 90). Цице­рон в 78 г. слу­шал Апол­ло­ния на Родо­се (т. ж. 91), чтобы отучить­ся от ази­ан­ско­го крас­но­ре­чия; Цезарь так­же был его слу­ша­те­лем (Suet. Caes. 4);

6) Апол­ло­ний по про­зва­нию Sophis­ta, алек­сан­дри­ец, сын Архи­бия, учи­тель Апи­о­на, совре­мен­ник Авгу­ста. Сохра­нив­ший­ся под его име­нем Λε­ξικόν, заклю­чаю­щий в себе тол­ко­ва­ние гоме­ров­ских глосс, издал впер­вые Vil­loi­son (1773), а затем I. Bek­ker (1833);

7) Апол­ло­ний Алек­сан­дрий­ский, сын Ман­ти­фея, грам­ма­тик, за серь­ез­ность сво­их иссле­до­ва­ний про­зван­ный ὁ Δύσ­κο­λος. Он бывал в Риме, где обра­тил на себя вни­ма­ние импе­ра­то­ра М. Анто­ни­на Пия, потом воз­вра­тил­ся в Алек­сан­дрию, где и умер, состоя чле­ном Музея. Апол­ло­ний — осно­ва­тель нау­ки грам­ма­ти­ки и поэто­му по пре­иму­ще­ству ὁ τεχ­νι­κός. Из сочи­не­ний его сохра­ни­лись 4: 1) περὶ ἀντω­νυμίας (изд. Bek­ker, 1818); 2) περὶ ἐπιρ­ρη­μάτων (в Бек­ке­ро­вых Anecd., gr. II, p. 527—626); 3) περὶ συν­δέσμων (т. ж., стр. 477—526; сочи­не­ния 2-е и 3-е изд. еще R. Schnei­der, Apol­lo­nii scrip­ta mi­no­ra, 1878) и 4) περὶ συν­τά­ξεως в 4 кни­гах (изд. Bek­ker, 1817, на нем. яз., пере­вод A. Buttmann, 1878). Прис­ци­ан, кото­рый назы­ва­ет его (8, 439) sum­mus ar­tis auc­tor gram­ma­ti­cae, в сво­их insti­tu­tio­nes gram­ma­ti­cae взял в осно­ва­ние систе­му Апол­ло­ния. [Ср. Доби­аш, Син­та­к­сис Апол­ло­ния Дис­ко­ла, 1878 г.]. Навер­ное, не при­над­ле­жат это­му грам­ма­ти­ку сохра­нив­ши­е­ся под име­нем Апол­ло­ния ίσ­το­ρίαι θαυ­μασιάι, кото­рые были изда­вае­мы боль­шей частью вме­сте с сочи­не­ни­ем Анто­ни­на (Li­be­ra­lis) и меж­ду пара­док­со­гра­фа­ми;

8) Апол­ло­ний из Мин­да (в Карии), зани­мал­ся аст­ро­но­ми­ей, осо­бен­но рас­про­стра­нял хал­дей­ские взгляды на нее и писал о коме­тах. Sen. qu. nat. 7, 4. 17.

См. также:
АПОЛЛОНИЙ (Словарь античности)
АПОЛЛОНИЙ (Античные писатели)
АПОЛЛОНИЙ (Античные писатели)
АПОЛЛОНИЙ ПЕРГСКИЙ (Античные писатели)
АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 115—116.
См. по теме: АЛКЕЙ • АНДОКИД • АПОЛЛОДОР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Фарнезский бык».
Мрамор.
Римская копия II в. с греческого оригинала Аполлония Траллийского.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бельведерский торс.
Мрамор.
Греческая копия I в. до н. э. греческого оригинала 1-й пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный рельеф Гемини.
Мрамор.
2-я половина I в. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
4. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Аполлония.
Около 5—40 гг. н. э.
CIL VI 4098.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
5. ГЛИПТИКА. Греция.
Артемида с факелами.
Инталия. Аметист. 2-я половина I в. до н. э.
Мастер Аполлоний.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. НАДПИСИ. Рим.
Табличка с заклинанием (tabella defixionis).
Свинцовый лист. Середина I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Торс, прозванный Бельведерским.
Мрамор.
Работа Аполлония Афинского, сына Нестора.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бельведерский торс.
Мрамор.
Греческая копия I в. до н. э. греческого оригинала 1-й пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бельведерский торс (надпись).
Мрамор.
Греческая копия I в. до н. э. греческого оригинала 1-й пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА