Словарь античности

АПОЛЛОНИЙ.


1. Апол­ло­ний Перг­ский (Пам­фи­лия) (ок. 260 — ок. 170 до н. э.), древ­не­гре­че­ский мате­ма­тик и аст­ро­ном 2-й пол. 3 в. до н. э. Был уче­ни­ком Евклида в алек­сан­дрий­ском Мусей­оне, жил и работал пре­иму­ще­ст­вен­но в Пер­га­ме. В основ­ном труде «Кони­че­ские сече­ния» (8 книг) дал пол­ное изло­же­ние тео­рии кони­че­ских сече­ний, раз­вив как ана­ли­ти­че­ские, так и про­стив­ные мето­ды. Кни­ги 1—4 дошли до нас на гре­че­ском, а кни­ги 5—8 (об ирра­цио­наль­ных чис­лах) — на араб­ском язы­ках, 8-я кни­га извест­на лишь в вос­ста­нов­лен­ном виде. Для объ­еди­не­ния види­мо­го дви­же­ния планет Апол­ло­ний постро­ил тео­рию эпи­цик­лов.


2. Апол­ло­ний Родос­ский, древ­не­гре­че­ский эпи­че­ский поэт 3 в. до н. э. Был гла­вой биб­лио­те­ки Мусей­о­на в Алек­сан­дрии, где зани­мал­ся лите­ра­тур­ной кри­ти­кой. Из-за лите­ра­тур­но-тео­ре­ти­че­ских взглядов Апол­ло­ний порвал со сво­им учи­те­лем Кал­ли­ма­хом, кото­рый не при­зна­вал гоме­ров­ский эпос в каче­стве сти­ля для под­ра­жа­ния. Про­из­веде­ние Апол­ло­ния «Арго­нав­ти­ка» («Ar­go­nau­ti­ca») — един­ст­вен­ная сохра­нив­ша­я­ся до наших дней эпи­че­ская поэ­ма. На о. Родос, кото­рый стал его вто­рой роди­ной, он напи­сал заклю­чи­тель­ные стро­ки сочи­не­ния, посвя­щен­но­го путе­ше­ст­вию арго­нав­тов. С при­су­щим ему пси­хо­ло­гиз­мом изо­бра­зил жан­ро­вые сце­ны, любов­ные при­клю­че­ния, в опи­са­нии при­ро­ды исполь­зо­вал науч­ные зна­ния. Поэ­ма поль­зо­ва­лась в Риме боль­шой популяр­но­стью. Варрон Ата­цин пере­вел ее на латин­ский язык, она ока­за­ла вли­я­ние на твор­че­ство Вер­ги­лия и Вале­рия Флак­ка.


3. Апол­ло­ний Трал­лий­ский, древ­не­гре­че­ский скуль­п­тор. Вме­сте с бра­том Тав­ри­ском создал скульп­тур­ную груп­пу, изо­бра­жав­шую казнь Дир­ки Амфи­о­ном и Зетом. Опре­де­лен­ное пред­став­ле­ние об этой скульп­ту­ре дает мра­мор­ная груп­па «Фар­нез­ский бык», оче­вид­но допол­нен­ная копия скульп­ту­ры Апол­ло­ния (пер­во­на­чаль­но нахо­ди­лась на Родо­се, а позд­нее пере­ве­зе­на в Рим).


4. Апол­ло­ний, сын Несто­ра, атти­че­ский скуль­п­тор 1 в. до н. э., созда­тель Бель­ведер­ско­го тор­са (Рим, Вати­кан), а так­же брон­зо­вой ста­туи сидя­ще­го кулач­но­го бой­ца (Рим, Музей терм).

См. также:
АПОЛЛОНИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
АПОЛЛОНИЙ (Античные писатели)
АПОЛЛОНИЙ (Античные писатели)
АПОЛЛОНИЙ ПЕРГСКИЙ (Античные писатели)
АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРАСИСТРАТ, ЕРАСИСТРАТ • ЭРИАНТ, ЭРИАНФ • ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • ЭРАСИНИД, ЕРАСИНИД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Фарнезский бык».
Мрамор.
Римская копия II в. с греческого оригинала Аполлония Траллийского.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный рельеф Гемини.
Мрамор.
2-я половина I в. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
3. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Аполлония.
Около 5—40 гг. н. э.
CIL VI 4098.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
4. ГЛИПТИКА. Греция.
Артемида с факелами.
Инталия. Аметист. 2-я половина I в. до н. э.
Мастер Аполлоний.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. НАДПИСИ. Рим.
Табличка с заклинанием (tabella defixionis).
Свинцовый лист. Середина I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Торс, прозванный Бельведерским.
Мрамор.
Работа Аполлония Афинского, сына Нестора.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бельведерский торс.
Мрамор.
Греческая копия I в. до н. э. греческого оригинала 1-й пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бельведерский торс.
Мрамор.
Греческая копия I в. до н. э. греческого оригинала 1-й пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бельведерский торс (надпись).
Мрамор.
Греческая копия I в. до н. э. греческого оригинала 1-й пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА