СЕРЕБРО
Argentum, (ἄργυρος, ср. ἀργός — мерцающий, ἀργᾶς — белый металл), обозначает серебряную руду в самом обширном смысле (ср. Plin. 33, 6, 95 слл), как в сыром виде, так и в поделках, и в монете. Серебро в виде необработанной массы называлось rude или infectum, а очищенное от всяких шлаков — pustulatum (от маленьких пузырьков, pustulae, являющихся при плавлении). Suet. Ner. 44. У Плиния для серебра как минерала встречается обозначение argenti metalla рядом с более специальными argenti vena, серебряная жила, argenti fodina, серебряный рудник, argenti scoria, серебряный шлак, argenti spuma, серебряная пена. Очень часто argentum без всякого приложения обозначает обработанное серебро, серебряную посуду, vasa argentea. Hor. ep. 1, 6, 17. 2, 2, 181. od. 4, 11, 6. Plaut. Pseud. 1, 2, 29. Lucr. 2, 27. Cic. tusc. 5, 21, 62. Иногда прибавляется factum: Cic. Verr. 5, 25, 62. Argentum vetus — серебряная утварь в античном вкусе. Серебряные сосуды были то pura, (Plin. ep. 3, 1. Juv. 9, 141, levia, Juv. 14, 62), т. е., без художественной отделки и украшений, то caelata, aspera, т. е., с выпуклой резьбой; притом художественные украшения могли быть снимаемы с сосудов и потому назывались emblemata (от ἐμβάλλειν). Cic. Verr. 4, 23, 52. tusc. 5, 21, 61. Обозначая серебряную монету (введена в 269 г. до Р. Х.), argentum употребляется обыкновенно с приложением signatum (Cic. Verr. 5, 25, 62. Liv. 26, 47); чекан, signa или notae, изображал пару или четверню лошадей, впряженных в колесницу на одной стороне, и голову богини Ромы, а иногда Виктории — на другой. Более древние сестерции имеют обыкновенно на одной стороне голову Минервы в крылатом шлеме и знаки HS, а на другой — конных Диоскуров и надпись ROMA. Отношение серебра к золоту и в древности колебалось, и именно между
Был и особый бог серебра, Argentinus, сын Эскулана (Aesculanus), бога меди.
|
||
1. СКУЛЬПТУРА. Рим. Серебряная ручка большого блюда со сценой охоты на львицу. Серебро, золото. II — нач. III в. н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей. |
||
2. ТОРЕВТИКА. Азия. Ритон, заканчивающийся в передней части пантерой. Серебро, ртутное золочение. Парфия. Ок. I в. до н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей. |
||
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим. Сцена пиршества. Фреска IV стиля из Геркуланума. 50—79 гг. Неаполь, Национальный археологический музей. |
||
4. ТОРЕВТИКА. Рим. Скифос из Боскореальского клада. Сторона A: Триумфальная процессия Тиберия (Pompa Triumphalis). Серебро. Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. Париж, Лувр. |
||
5. ТОРЕВТИКА. Причерноморье. Фиал с изображением богини (Фортуны или Амалтеи) с рогом изобилия. Серебро, позолота. II в. н. э. Предположительно, изготовлен в Иберии. Тбилиси, Национальный музей Грузии. |
||
6. ТОРЕВТИКА. Рим. Скифос из Боскореальского клада. Сторона A: Триумфальная процессия Тиберия (Pompa Triumphalis). Серебро. Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. Париж, Лувр. |
||
7. ТОРЕВТИКА. Причерноморье. Фиал с изображением богини (Фортуны или Амалтеи) с рогом изобилия. Серебро, позолота. II в. н. э. Предположительно, изготовлен в Иберии. Тбилиси, Национальный музей Грузии. |
||
8. ТОРЕВТИКА. Причерноморье. Фиал с изображением богини (Фортуны или Амалтеи) с рогом изобилия (деталь). Серебро, позолота. II в. н. э. Предположительно, изготовлен в Иберии. Тбилиси, Национальный музей Грузии. |
||
9. ТОРЕВТИКА. Рим. Скифос из Боскореальского клада. Сторона A: Триумфальная процессия Тиберия (Pompa Triumphalis). Серебро. Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э. Париж, Лувр. |
||
10. ТОРЕВТИКА. Рим. Кувшин для вина из Боскореале. Серебро. I в. н. э. Париж, Лувр. |
|
||
1.
Статер, серебро Терина, 400—356 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: ????????? — голова нимфы Терины вправо в серьгах с тройной подвеской и жемчужным ожерельем. РЕВЕРС: Ника, одетая в длинный хитон и гиматий, сидит влево на циппе, изображенном в перспективе, ее ноги скрещены, складки гиматия спадают между ног, драпируя ципп; на вытянутую правую руку, обращенную ладонью вниз, садится голубь, левая рука опирается на ципп. | ||
2.
Денарий, серебро | ||
АВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копьё и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле PANSA. Кайма из точек РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копьё и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек | ||
3.
Денарий, серебро Рим, 90 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка A. Кайма из точек. РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копьё и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек | ||
4.
Денарий, серебро Рим, 90 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка. Кайма из точек. РЕВЕРС: Церера (Деметра) в диадеме и длинной двойной тунике идёт вправо, держит в каждой вытянутой руке по горящему факелу; перед ней свинья2; сзади C VIBIVS C F вниз. Кайма из точек. | ||
5.
Денарий, серебро Рим, 90 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA. Кайма из точек. РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копьё и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек | ||
6.
Денарий, Серебро Август Монетный двор, передвигавшийся с Октавианом*, 38 г. до н.э. | ||
АВЕРС: IMP. CAESAR. DIVI. IVLI. F. — голова Октавиана не покрытая и с бородой, вправо. Кайма из точек. РЕВЕРС: M. AGRIPPA. COS. DESIG. — Кайма из точек. | ||
7.
Денарий, Серебро Август Монетный двор, передвигавшийся с Октавианом*, 38 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Цезаря в лавровом венке и голова Октавиана без бороды лицом друг к другу. DIVOS IVLIUS — слева, вверх. DIVI F. — справа вниз. Кайма из точек. РЕВЕРС: M. AGRIPPA. COS. DESIG. — Кайма из точек. |