Словарь античности

КОНСТАНТИН.


1. Фла­вий Вале­рий Кон­стан­тин I Вели­кий (27.2.272(?)—22.5.337), рим­ский импе­ра­тор с 25.07.306, сын Кон­стан­ция I Хло­ра и Еле­ны, родил­ся в Наиссе; при Дио­кле­ти­ане и Гале­рии слу­жил в армии; после смер­ти отца был про­воз­гла­шен авгу­стом вой­ска­ми в Эбу­ра­ку­ме (Йорк). Кон­стан­тин успеш­но вое­вал про­тив фран­ков и але­ман­нов на Рейне, позд­нее с гота­ми и сар­ма­та­ми на Дунае; в 310 лишил вла­сти Мак­си­ми­а­на и после смер­ти Гале­рия в 311 в сою­зе с Лици­ни­ем (4) в 312 одер­жал победу над Мак­сен­ци­ем в бит­ве у Миль­ви­е­ва моста воз­ле Рима. Затем в 314 или 316 отво­е­вал у Лици­ния боль­шую часть Бал­кан­ско­го полу­ост­ро­ва и стал после окон­ча­тель­ной победы и каз­ни послед­не­го еди­ным вла­сти­те­лем импе­рии. В отли­чие от Дио­кле­ти­а­но­вой тет­рар­хии Кон­стан­тин вновь скон­цен­три­ро­вал всю пол­ноту вла­сти в руках сво­его семей­ства. Меж­ду 317 и 333 его сыно­вья Кон­стан­тин II, Кон­стан­ций и Кон­стант были про­воз­гла­ше­ны цеза­ря­ми и сопра­ви­те­ля­ми, а так­же назна­че­ны наслед­ни­ка­ми государ­ст­вен­ной вла­сти. В обла­сти внут­рен­ней поли­ти­ки прав­ле­ние Кон­стан­ти­на во мно­гом явля­лось про­дол­же­ни­ем дея­тель­но­сти Дио­кле­ти­а­на, упро­че­ни­ем осно­ван­но­го доми­на­та как фор­мы государ­ст­вен­ной вла­сти и харак­те­ри­зо­ва­лось пре­вра­ще­ни­ем импе­рии в воен­но-бюро­кра­ти­че­ское государ­ство, кото­рое было разде­ле­но Кон­стан­ти­ном на 4 пре­фек­ту­ры — Восточ­ную, Илли­рик, Ита­лию и Гал­лию, под­разде­ляв­ши­е­ся в свою оче­редь на 14 дио­це­зов (епар­хий) и 114 про­вин­ций. Пер­во­на­чаль­но рези­ден­ци­я­ми Кон­стан­ти­на явля­лись Трир, затем Сир­мий и Сер­ди­ка (София). В 326 Кон­стан­тин окон­ча­тель­но избрал сто­ли­цей импе­рии Визан­тию, кото­рую в 330 пере­име­но­вал в Кон­стан­ти­но­поль (град Кон­стан­ти­на). Кон­стан­тин окру­жил себя пыш­ным импе­ра­тор­ским дво­ром с создан­ным по образ­цу восточ­ных государств цере­мо­ни­а­лом (ноше­ние диа­де­мы, зем­ной поклон импе­ра­то­ру), учредил кон­си­сто­рий — тай­ный импе­ра­тор­ский совет — и осу­ществлял свою власть посред­ст­вом стро­го орга­ни­зо­ван­но­го чинов­ни­чье­го аппа­ра­та. Сена­то­ры, поло­же­ние кото­рых вновь было упро­че­но, все­мер­но при­вле­ка­лись к управ­ле­нию государ­ст­вом. Нача­тое еще Гал­ли­е­ном раз­гра­ни­че­ние воен­но­го и граж­дан­ско­го управ­ле­ния полу­чи­ло при Кон­стан­тине окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние. Соглас­но про­веден­ной рефор­ме армии, вой­ска были разде­ле­ны на подвиж­ные (co­mi­ta­ten­ses) и вой­ска, посто­ян­но дис­ло­ци­ру­ю­щи­е­ся в при­гра­нич­ных рай­о­нах (li­mi­ta­nei), пре­то­ри­ан­ская гвар­дия была рас­пу­ще­на, а пре­фек­ту­ра пре­то­рия пре­тер­пе­ла кар­ди­наль­ную реор­га­ни­за­цию; при­ток в армию выход­цев из гер­ман­ских пле­мен при­нял мас­со­вый харак­тер. Уси­ли­лось про­фес­сио­наль­ное при­креп­ле­ние сосло­вий, в первую оче­редь коло­нов, к зем­ле. Введе­ние в обра­ще­ние золо­то­го солида ста­би­ли­зи­ро­ва­ло денеж­ную еди­ни­цу. Пово­рот Кон­стан­ти­на к хри­сти­ан­ству про­изо­шел, види­мо, в пери­од борь­бы про­тив Мак­сен­ция. Милан­ским эдик­том 313 хри­сти­ан­ство при­зна­но рав­но­прав­ной рели­ги­ей. Тем самым была зало­же­на осно­ва его ста­нов­ле­ния государ­ст­вен­ной рели­ги­ей. Вме­ша­тель­ство государ­ства в цер­ков­ные дела, в част­но­сти в цер­ков­ные спо­ры, став­шее со вре­мен Кон­стан­ти­на обыч­ным явле­ни­ем, сде­ла­ло цер­ковь государ­ст­вен­ной и пре­вра­ти­ло ее в инстру­мент поли­ти­че­ской вла­сти. В 325 Кон­стан­тин созвал в Никее 1-й эку­ме­ни­че­ский собор, все­мер­но поощ­ряя дея­тель­ность церк­ви в рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ства. В 321 Кон­стан­тин объ­явил вос­кре­се­нье офи­ци­аль­ным «днем покоя». Воз­веде­ни­ем Лате­ран­ской церк­ви Кон­стан­тин поло­жил нача­ло мону­мен­таль­ной цер­ков­ной архи­тек­ту­ры. В 313 им завер­ше­но стро­и­тель­ство бази­ли­ки Мак­сен­ция. В 312—315 в Риме была воз­веде­на три­ум­фаль­ная арка, укра­шен­ная мно­го­чис­лен­ны­ми бога­ты­ми фигур­ны­ми релье­фа­ми, заим­ст­во­ван­ны­ми от более ран­них постро­ек и частич­но пере­ра­ботан­ны­ми. В послед­ние годы жиз­нен­ная энер­гия Кон­стан­ти­на замет­но ослаб­ла. Армия теря­ла бое­вую спо­соб­ность. На восто­ке государ­ства пер­сы гото­ви­лись отнять обла­сти, при­об­ре­тен­ные Дио­кле­ти­а­ном на бере­гах Тиг­ра. Кон­стан­тин сам высту­пил во гла­ве вой­ска в поход, но, смер­тель­но боль­ной, оста­но­вил­ся в Нико­медии, где и скон­чал­ся, неза­дол­го до того при­няв от Евсе­вия Кеса­рий­ско­го кре­ще­ние. Прах его погре­бен в Апо­столь­ской церк­ви в Кон­стан­ти­но­по­ле. Цер­ков­ные исто­ри­ки нарек­ли Кон­стан­ти­на Вели­ким и про­воз­гла­си­ли его образ­цом хри­сти­ан­ско­го пра­ви­те­ля. Рус­ская пра­во­слав­ная и армян­ская цер­ковь чтят память Кон­стан­ти­на как свя­то­го и рав­ноап­о­столь­но­го 21 мая. Био­гра­фия Кон­стан­ти­на изло­же­на Евсе­ви­ем Кеса­рий­ским.


2. Фла­вий Клав­дий Кон­стан­тин II, родил­ся в фев­ра­ле 317 в Аре­ла­те (Арль), умер в 340, рим­ский импе­ра­тор с 9.09.337, сын Кон­стан­ти­на (1); вско­ре после сво­его рож­де­ния про­воз­гла­шен отцом цеза­рем и в 335 полу­чил при разде­ле импе­рии т. н. Галль­скую пре­фек­ту­ру (Бри­та­ния, Гал­лия и Испа­ния) и запад­ную часть Север­ной Афри­ки. Попыт­ка Кон­стан­ти­на взять под опе­ку сво­его млад­ше­го бра­та Кон­стан­та и захва­тить Ита­лию при­ве­ла к воз­ник­но­ве­нию вой­ны меж­ду бра­тья­ми, во вре­мя кото­рой Кон­стан­тин в бит­ве при Акви­лее про­иг­рал сра­же­ние и был убит.

См. также:
КОНСТАНТИН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭХЕТ, ЕХЕТ • ДЕЙОК, ДЕИОК • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Константина.
Мрамор.
Ок. 325 г.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Внутренний двор.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Константин Великий.
Бронза.
336—337 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Константина II.
Мрамор. Сер. IV в.
Рим, Римский национальный музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Раздача денег народу (congiarium, liberalitas).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор.
175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Константина.
Мрамор. Вторая четв. IV в.
Рим, Латеранский музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Константина Великого из династической группы.
Мрамор. 312—324 гг.
Рим, Латеранский музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Константина Великого из Новой базилики. Фрагмент: часть левой ноги.
Мрамор.
Ок. 315—330 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Внутренний двор.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Части колосса Константина: стопа левой ноги.
Мрамор.
312—315 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Внутренний двор.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Константин Великий.
Бронза.
336—337 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Константин Великий.
Бронза.
336—337 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Фоллис, медь
Константин I
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
2. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА