Словарь античности

КУЛИНАРНОЕ ИСКУССТВО, уме­ние делать пищу вкус­ной, осо­бен­ным обра­зом при­готав­ли­вая ее — сме­ши­вая раз­лич­ные ингреди­ен­ты, исполь­зуя при­пра­вы и т. д. Кули­нар­ное искус­ство у гре­ков и рим­лян посте­пен­но раз­ви­ва­лось и совер­шен­ст­во­ва­лось. Вна­ча­ле это были самые про­стые куша­нья; в элли­ни­сти­че­ско-рим­скую эпо­ху уже суще­ст­во­ва­ли чрез­вы­чай­но изыс­кан­ные рецеп­ты, запи­сан­ные в пова­рен­ных кни­гах. Гре­ки и рим­ляне выпе­ка­ли хлеб раз­лич­ных сор­тов, дела­ли блюда из говяди­ны и сви­ни­ны, пти­цы и рыбы, при­готав­ли­ва­ли соусы, супы и напит­ки, широ­ко исполь­зо­ва­ли при­пра­вы. Тра­пе­за состо­я­ла из закус­ки, основ­ных блюд и десер­та. Пере­ме­на блюд в зажи­точ­ных домах и при импе­ра­тор­ском дво­ре пред­став­ля­ла собой изыс­кан­ную и слож­ную цере­мо­нию. Одно­вре­мен­но с раз­ви­ти­ем кули­нар­но­го искус­ства рос инте­рес к дие­те­ти­ке, осо­бен­но к стро­гим дие­там, спо­соб­ст­ву­ю­щим похуда­нию и выведе­нию шла­ков из орга­низ­ма, пере­гру­жен­но­го пищей.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭННАЭТЕРИДА, ЕННАЕТЕРИДА, ДЕВЯТИЛЕТИЕ • ЭКУЛЕЙ, ЕКУЛЕЙ • КАТАБЛЕМЫ • ХАРТА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. КЕРАМИКА.
Гости на пиршестве (symposium).
По рисунку на вазе.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Пирующий этруск, деталь погребальной урны.
Глина. III в. до н. э.
Кьюзи, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Сцена трапезы.
III—II вв. до н. э.
Тарквиния, Гробница Щитов.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующие.
Внутренняя часть чернофигурной глазной чаши (тип A). Аттика.
Приписывается Мастеру Андокиду (как гончару), роспись в стиле Мастера Лисиппида.
Глина. Ок. 520 г. до н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Приготовление к пиршеству. Деталь.
Ок. 340—280 гг. до н. э.
Орвието, Гробница Голини.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Приготовление к пиршеству. Деталь.
Ок. 340—280 гг. до н. э.
Орвието, Гробница Голини.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Силен и менада (фрагмент сцены пира Диониса).
Торцовая стенка саркофага.
Белый мрамор. Середина II в. н. э.
Ареццо, Городской археологический музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Сцена пиршества.
V в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Погребального ложа.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Человек, занятый пиршеством. Деталь с патерой.
V в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Погребального ложа.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Диассарий, орихалк
Антонин Пий
Фракия, Визия, 147—161 гг.
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит.
2. Денарий, серебро
Гай Целий Кальд
Рим, 51 г. до н.э.
АВЕРС: C. COEL. CALDVS COS. (Caius Coelius Caldus consul) — обнаженная голова консула Гая Целия Кальда, обращенная вправо; сзади головы знамя (vexillum) с надписью HIS. (Hispania); спереди знамя в виде кабана. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Позади стола фигура Л. Кальда, приготавливающего пиршество (epulum) для Юпитера1; на столе надпись в две строки: L. CALDVS / VII VIR EPVL. (VIR, VL — монограммой) (Lucius Caldus septemvir epulo). С левой стороны трофей с круглым македонским щитом, с правой — трофей с трубой (carnyx) и овальным щитом, украшенным пучком молний. Слева и справа вертикальная надпись: C. CALDVS / IMP. A. X. (Caius Caldus, imperator, augur, decemvir [sacris faciundis]), внизу: C. CALDVS. III VIR. (ALD — монограммой) (Caldus triumvir).

1 Описание реверса дается по RCTV, CRR. Другие варианты для сцены: Babelon: фигура, приготавливающая лектистерний; BMCRR: высокий лектистерний, увенчанный сидящей фигурой; CRR: сидящая фигура на лектистернии; RSC: фигура, сидящая на высоком лектистернии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА