Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АТИ́МИ́Я

Ἀτι­μία, ἄτι­μος (про­ти­во­по­лож­но ἐπι­τιμία, ἐπί­τιμος). Идея хри­сти­ан­ства о рав­но­прав­но­сти всех людей в дости­же­нии обе­щан­ных им благ поро­ди­ла поня­тие об абсо­лют­ном досто­ин­стве лич­но­сти и нрав­ст­вен­ном пра­ве на ува­же­ние каж­до­го чело­ве­ка отдель­но, неза­ви­си­мо от внеш­не­го его поло­же­ния. Наруж­ным обра­зом это нрав­ст­вен­ное досто­ин­ство выра­зи­лось в лич­ной чести каж­до­го чело­ве­ка. Подоб­но­го поня­тия древ­ние не зна­ли, и пото­му рим­ская in­fa­mia, а еще более гре­че­ская ἀτι­μία, не соот­вет­ст­ву­ет нынеш­не­му поня­тию о бес­че­стии. Афин­ская ἀτι­μία, о кото­рой здесь идет речь, озна­ча­ла в ее раз­лич­ных сте­пе­нях пол­ное или огра­ни­чен­ное лише­ние граж­дан­ских прав, состав­ляв­ших τι­μή граж­да­ни­на, и вхо­ди­ла в силу или на осно­ва­нии судеб­но­го при­го­во­ра, или же про­сто вслед­ст­вие неис­пол­не­ния каких-либо граж­дан­ских обя­зан­но­стей. Лише­ние прав было трех родов (An­doc. myst. 73—76):

1) ἀτι­μία κα­τὰ προ­στά­ξεις, низ­шая сте­пень, лише­ние лишь неко­то­рых граж­дан­ских прав; так, напр., если кто, зате­яв пуб­лич­ный про­цесс, пре­кра­щал его или при раз­би­ра­тель­стве не полу­чал 15 голо­сов судей, то он лишал­ся пра­ва воз­буж­дать подоб­ные про­цес­сы;

2) ἀτι­μία τοῦ σώ­μα­τος, лише­ние всех граж­дан­ских прав. Под­вер­гав­ший­ся подоб­но­му лише­нию не смел являть­ся на пло­ща­ди, в пуб­лич­ных местах и в народ­ном собра­нии, не мог пода­вать жало­бы в суд и вести про­цес­са, одним сло­вом, делал­ся граж­дан­ски мерт­вым; если же он при­сва­и­вал себе пра­ва граж­да­ни­на (ἐπι­τιμος), то под­вер­гал­ся стро­жай­шим нака­за­ни­ям (ср. Ἔνδει­ξις). Ино­гда пра­ва вос­ста­нав­ли­ва­лись, но это слу­ча­лось очень ред­ко, и то толь­ко с согла­сия не менее 6000 граж­дан. О слу­ча­ях подоб­но­го лише­ния прав гово­рит­ся при каж­дом пре­ступ­ле­нии отдель­но;

3) ἀτι­μία τοῦ σώ­μα­τος καὶ τῶν χρη­μάτων была схо­жа с преды­ду­щей, но соеди­не­на еще с кон­фис­ка­ци­ей иму­ще­ства и при­ме­ня­лась при извест­ных пре­ступ­ле­ни­ях. Чаще же все­го нака­зы­ва­лись ею государ­ст­вен­ные долж­ни­ки, не упла­тив­шие сво­его дол­га до девя­той при­та­нии, когда сум­ма дол­га удва­и­ва­лась. В этом слу­чае пра­ва вос­ста­нав­ли­ва­лись, когда долг был упла­чен, но если долж­ник уми­рал, не испол­нив обя­за­тель­ства, то лише­ние прав пере­хо­ди­ло на его детей и вну­ков.

В Спар­те пол­но­му лише­нию прав под­вер­га­лись те, кто убе­гал с поля сра­же­ния (τρέ­σαν­τες) и кто с пре­не­бре­же­ни­ем отно­сил­ся к народ­ным обы­ча­ям и обще­ст­вен­но­му при­ли­чию. Ἀτι­μία пости­га­ла так­же холо­стя­ков, и они лиша­лись, меж­ду про­чим, пра­ва поку­пать и про­да­вать. Thuc. 5, 34.

См. также:
АТИМИЯ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 180—181.
См. по теме: ТРИБУН • КОВАРСТВО, ОБМАН • ПРИЗЫВ НА СУД • КАТАКЛЕСИИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА